Какое утверждение верно: глюкоза является

Самоконструкция

Наш урок по изучению представителя углеводов – глюкозы мы начнем сразу с задания. Первое задание будет индивидуальным:

на основании своего жизненного опыта попытайтесь описать свойства глюкозы (твёрдая, белая, сладкая, кристаллическая, порошкообразная, хорошо растворимое в во­де вещество.)

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ

Сейчас давайте обменяемся в своей группе информацией и создадим груп­по­вое, более детальное описание свойств глюкозы.

СОЦИОЛИЗАЦИЯ

Кто уже готов, можете выйти к доске и перечислить свойства. Задача осталь­ных групп: дополнить написанный перечень недостающими свойствами.

Давайте подведём первый итог, посмотрим на доску, всё ли мы вспомнили, может, что-то внесли ошибочно (после обсуждения все свойства запи­сы­ва­ются в тетрадь).

МАСТЕР

Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Перед вами глюкоза, я её насыпаю в химический стакан и провожу растворение. Однако сейчас мне хочется обратить ваше внимание на одно интересное химическое свойство глюкозы, с которым некоторые из вас сталкивались дома, когда делали сахарные леденцы.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ. Сухая глюкоза насыпается в пробирку, нагревается. На стенках пробирки появляются капли воды, на дне – черное вещество. Итак, что образуется при разложении глюкозы? (уголь и вода). В основном уголь состоит из углерода, а теперь соедините два слова вместе и вы получите название класса соединений, к которому относиться глюкоза. Продолжение этапа социоконструкции.

Сейчас откройте учебники на странице 132 и прочитайте вступление к главе «Углеводы». В своих тетрадях нарисуйте схему «Углеводы».

Продолжаем изучение материала. На с. 138 учебника есть описание лаб. опыта №6. Внимательно прочитайте ход выполнения и приступайте к работе. Но каждой из пяти групп предлагается обратить внимание на какой-то этап опыта. Групповые задания лежат у вас на парте.

АФИШИРОВАНИЕ

К доске я хочу пригласить представителей от каждой группы, чтобы они рассказали, на что надо было обратить внимание.

1. Получение свежеприготовленного осадка Cu(OH)2

2. Взаимодействие осадка Cu(OH)2 с глюкозой без нагревания (образование ярко синего раствора).

3. Правила охраны труда, которые надо соблюдать при проведении опыта с нагреванием смеси.

4. Наблюдения при нагревании смеси (образовался зеленоватый, жёлтый, а затем кирпично-красный осадок).

5. Вспомнить, для каких классов соединений были характерны подобные цветные реакции.

ОБЩИЙ ВЫВОД: Действительно, проделанные реакции являются качественными на многоатомные спирты (ярко-синий р-р с медь (II) гидроксидом) и альдегидную группу (образование кирпично-красного осадка при нагревании). Так чем же является глюкоза по строению? (альдегидоспиртом).

Чтобы подтвердить данный вывод, я предлагаю ещё одну реакцию.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ «Реакция серебряного зеркала». Данная реакция подтверждает, что в состав глюкозы входит альдегидная группа.

Нам надо сделать ещё один вывод: к какому типу относятся реакции взаимодействия с медь(II) гидроксидом и аммиачным р-ром серебро(I) оксидом при нагревании (окислительно-восстановительные).

МАСТЕР

Сейчас попытаемся перейти от зрительного восприятия к абстрактному. Группам надо будет написать структурную формулу глюкозы. Давайте все вместе вспомним её молекулярную формулу (C6H12O6).

Хочу сделать ещё одно небольшое уточнение: количественный анализ показал, что в состав входит 5 гидроксильных групп. Сначала вы попытайтесь изобразить формулу на черновике, а затем на листе бумаги, а когда будете готовы, поднимите свой лист. Давайте сверим ваши результаты с тем, что должно быть (за доской заранее написаны две линейные формулы глюкозы: горизонтальная и вертикальная).

Мастер обращает внимание, что в положении три гидроксогруппа расположена по другую сторону плоскости молекулы и просит написать эту формулу в тетради.

Продолжаем работать по группам. У каждой группы написано задание на столе.

Группа 1. На основании свойств альдегидов, пользуясь материалом на с. 95 (свойства альдегидов), написать реакцию «серебряного зеркала» для глюкозы.

Группа 2. На основании свойств альдегидов, пользуясь материалом на с. 95 (свойства альдегидов), написать реакцию взаимодействия глюкозы с медь(II) гидроксидом при нагревании.

Группа 3. На основании свойств альдегидов, пользуясь материалом на с. 95 (свойства альдегидов), написать реакцию восстановления глюкозы.

Группа 4. Познакомиться со специфическими свойствами глюкозы — реакция брожения.

Группа 5. Познакомиться с циклической формой глюкозы (α и β). Продумать, как лучше запомнить написание циклических форм.

После этого представитель каждой группы выходит к доске, записывает химическое свойство, учащиеся класса записывают всё в тетради.

РАЗРЫВ

На сегодняшнем уроке мы узнали много нового. Сейчас, пользуясь характеристикой по плану (план лежит на партах), проанализировать, что мы уже знаем, и с помощью учебника дополним то, чего мы не знаем.

ПЛАН-ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Состав (структурная формула).

2. Принадлежность к конкретному ряду (гексозы).

3. Свойства:

v физические;

v химические.

4. Применение.

5. Получение.

Мастер обращает внимание на получение глюкозы в природе, показав учащимся комнатные растения, которые находятся в кабинете.

РЕФЛЕКСИЯ

Переверните зелёные листочки и выполните задания.

Какое утверждение верно: глюкоза является

1. углеводородом

2. углеводом

3. полисахаридом

4. моносахаридом

5. гексозой

6. альдегидоспиртом.

Правильность ответа учащиеся сверяют с ответами за доской.

МАСТЕР

Сегодня мы хорошо поработали, потратили много сил. Я предлагаю восстановить свои силы с помощью витамина «С», который состоит из аскорбиновой кислоты, кислой на вкус, и наполнителя — глюкозы, которая даёт сладкий вкус. Положите эти таблетки в рот, закройте глаза и покажите на своём лице чувства, который вызвал у вас этот урок (в это время звучит музыка, которая была в начале урока).

Наши рекомендации