Лист регистрации изменений

Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине.

Контрольным мероприятием промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине является экзамен, который проводится вустной / письменной форме.

Процедура проведения экзаменапредполагает устное, письменное изложение ответов на вопросы билетов с иллюстрацией диагностическими и экспериментальными примерами, взятыми из практики за этот семестр.

2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения по дисциплине (модулю)

Теоретический блок вопросов:

Анатомия и физиология центральной нервной системы и высшей нервной деятельности

МОДУЛЬ: Анатомия ЦНС

1. Нейрон. Классификация нейронов по функции и форме

2. Дендриты. Дендритная зона. Перикарион. Шипиковый аппарат.

3. Аксон. Оболочки аксона. Процесс миелинизации.

4. Синапсы. Классификация, анатомия, функции.

5. Нейроглия. Источники онтогенетического развития нейроглии.

6. Макроглия. Эпендимоциты, астроциты, олигодендроциты. Строение и функции.

7. Микроглия. Строение и функции.

8. Типы нервной системы.

9. Закладка нервной трубки и ганглиозной пластинки. Дифференциация нервной трубки. Схема формирования нервной трубки.

10. Нейробласты и спонгиобласты. Основные черты дифференциации нейробласта в нейрон.

11. Этапы развития головного мозга:

· Стадия трех мозговых пузырей. Схема.

· Стадия пяти мозговых пузырей. Схема.

12. Строение и функции оболочек головного мозга.

13. Субдуральное и субарахноидальное пространство. Схема.

14. Синусы твердой мозговой оболочки, их значение для венозного кровообращения.

15. Строение и функции оболочек спинного мозга. Схема.

16. Спинномозговая жидкость, ее функции.

17. Менингиальный симптомокомплекс.

18. Форма, топография основные отделы спинного мозга.

19. Внутреннее строение спинного мозга: серое, белое вещество, центральный канал.

20. Схемы поперечного сечения спинного мозга.

21. Сегмент спинного мозга. Корешки спинномозговых нервов.

22. Рефлекторная дуга.

23. Ядра серого вещества спинного мозга. Схема.

24. Проводящие пути спинного мозга. Схема.

25. Спинномозговые нервы, группировка по отделам. Шейное, плечевое, пояснично-крестцовое сплетения.

26. Функции спинного мозга. Понятие о центральном и периферическом параличе.

27. Эволюция спинного мозга

28. Мозговой ствол, его внутреннее строение, сходство со спинным мозгом и различия.

29. Продолговатый мозг. Положение, функции.

30. Внешнее и внутреннее строение. Задний мозг.

31. Мост. Внешнее и внутреннее строение.

32. Мозжечок, его форма, поверхности, части; внутреннее строение - червь и полушария, ядра мозжечка, ножки мозжечка, дольки коры.

33. Структура мозжечка. Функции. Мозжечковые расстройства.

34. Эволюция продолговатого и заднего мозга в связи с регуляцией вегетативных функций, равновесия и слуха.

35. Обособление моста как следствие развития пирамидных и корково-мосто-мозжечкового трактов.

36. Четвертый желудочек.

37. Ромбовидная ямка, ее положение и основные части.

38. Мозговые паруса. Сосудистые сплетения.

39. Циркуляция спинномозговой жидкости.

40. Проекция ядер 5-12 пары черепно-мозговых нервов на ромбовидную ямку.

41. Средний мозг, его части. Крыша среднего мозга. Ножка мозга, ее строение.

42. Ядра и проводящие пути среднего мозга.

43. Заднее продырявленное вещество.

44. Мозговой водопровод.

45. Функции среднего мозга.

46. Эволюция среднего мозга.

47. Ретикулярная формация. Основные черты ее строения.

48. Промежуточный мозг.

49. Таламический мозг и его части: зрительные бугры, надбугорье, забугорье, подбугорье.

50. Строение и связи. Третий желудочек.

51. Эволюция промежуточного мозга.

52. Конечный мозг.

53. Полушария головного мозга. Комиссуры полушарий. Борозды и извилины коры больших полушарий.

54. Боковой желудочек.

55. Базальные ядра.

56. Обонятельный мозг.

57. Понятие о лимбической системе.

58. Древняя, старая и новая кора.

59. Типы нейронов коры. Слои новой коры и их функции.

60. Гомотипическая кора и гетеротипическая (агранулярная, гранулярная).

61. Понятие о локализации функций в коре. Первичные или проекционные поля коры.

62. Вторичные поля.

63. Третичные или высшие ассоциативные зоны, в том числе речевые центры коры.

64. Специфические человеческие зоны коры больших полушарий.

65. Эволюция конечного мозга.

66. Анатомо-функциональная классификация проводящих путей ЦНС.

67. Ассоциативные пути, короткие и длинные.

68. Комиссуральные пути. Проекционные пути: а) восходящие (афферентные) системы волокон.

69. Экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные пути; б) нисходящие (эфферентные) системы волокон.

70. Пирамидные и экстрапирамидные пути.

71. Учение об анализаторах.

72. Общие понятия об анализаторе и его отделах.

73. Кожно-двигательный, зрительный, слуховой, вестибулярный, обонятельный, вкусовой анализаторы.

74. Сравнение черепных нервов со спинномозговыми.

75. Связь черепных нервов с вегетативной нервной системой.

76. Характеристика и описание отдельных черепных нервов: основные ветви, состав волокон, функции, ядра, ганглии, места выхода из мозга 12 пар черепных нервов.

77. Вегетативная нервная система. Строение и функции.

78. Вегетативные ядра в ЦНС. Высшие вегетативные центры.

79. Особенности рефлекторной дуги в вегетативной нервной системе.

80. Симпатические и парасимпатические ганглии, источники парасимпатической и симпатической иннервации различных органов, функции симпатической и парасимпатической системы.

МОДУЛЬ: Физиология ЦНС

81. Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности.

82. Этапы и принципы изучения мозга человека.

83. Успехи в исследовании мозга человека в настоящее время.

84. Генетически закрепленные формы поведения человека и функциональные комплексы индивидуально приобретенного поведения.

85. Клинико-физиологическое обоснование мозгового обеспечения психических функций.

86. Нейробиологический подход к исследованию мозга человека. Клинико-физиологическое обоснование мозгового обеспечения психических функций.

87. Современные неинвазивные методы исследования мозга человека.

88. Нейрональная индукция.

89. Формирование синаптических контактов и нейронных сетей, их генетическая детерминированность и изменчивость.

90. Специфические особенности генома нервных клеток.

91. Нейрональная миграция как основа дальнейшего позиционирования.

92. Эмбриональные и эволюционные направления миграции.

93. Механизмы миграции.

94. Хемотаксис и адгезия.

95. Экспрессия генов в интегративной деятельности нейронов.

96. Последовательность клеточной дифференцировки.

97. Роль ранних реакций онкогенов в памяти и других проявлениях деятельности нейрона. Становление нервных связей.

98. Критические периоды развития мозга и его старение.

99. Нарушение процессов миграции и дифференцировки.

100. Болезни сегментации.

101. Возбудимые мембраны.

102. Ассиметричное распределение ионов внутри и вне клетки.

103. Избирательная ионная проницаемость.

104. Ионные каналы и их строение.

105. Мембранный потенциал клетки.

106. Возникновение и проведение потенциала действия (нервного импульса) по нервному волокну. Натриевые и калиевые каналы.

107. Блокаторы каналов.

108. Пассивные и активные ионные токи через мембрану.

109. Факторы, определяющие скорость распространения возбуждения по нервному волокну.

110. Генетические аспекты молекулярных механизмов возбудимости.

111. Роль кальциевых каналов.

112. Роль хлорных каналов.

113. Составной потенциал действия нерва.

114. Определение скорости проведения в нервах.

115. Молекулярная основа электрофизиологии.

116. Белки каналов как «сенсоры» напряжения.

117. Нейрон как субстрат восприятия, формирования и передачи информации.

118. Исследования клеточного строения мозга.

119. Морфологическая специализация, нейрохимические особенности и геном нейрона в осуществлении интегративной деятельности на уровне клетки.

120. Роль мембраны нейронов и клеточных органоидов, роль аксона, дендритов и шипиков.

121. Нейроглия и ее функции в ЦНС.

122. ГЭБ и спинномозговая жидкость в норме и патологии.

123. Транспорт веществ в нервных клетках и ток аксоплазмы.

124. Нейросекреция и пиноцитоз.

125. Особенности структуры и метаболизма нейронов в разных областях головного мозга.

126. Электрические и химические синапсы.

127. Нейрохимическое многообразие синаптических контактов.

128. Аксональный спроутинг и новообразование синапсов.

129. Закономерности передачи сигнала в химическом синапсе: деполяризация мембраны окончания аксона, роль кальциевых каналов, кальмодулин, роль циклических нуклеотидов в секреции и высвобождении медиаторов.

130. Особенности синаптической передачи в центральном синапсе.

131. Взаимодействие медиаторов с белками-рецепторами постсинаптической мембраны.

132. Генерация возбуждающих и тормозных постсинаптических потенциалов (ВПСП и ТПСП).

133. Роль пресинаптических рецепторов.

134. Интеграция синаптических процессов на нейроне при его возбуждении и торможении.

135. Постсинаптическое торможение и пресинаптическое торможение.

136. Химическое многообразие медиаторов.

137. Взаимодействие классических медиаторов и медиаторов пептидной природы.

138. Нейрохимические и иммунологические механизмы неврологической памяти.

139. Холинергические медиаторные системы.

140. Катехоламинергические медиаторные системы.

141. Функции голубого пятна и норадренергические пути.

142. Ядра шва и восходящая серотонинергическая система.

143. Черная субстанция как источник дофаминергических восходящих путей.

144. Тормозные медиаторные системы.

145. Собственная опиатная система мозга.

146. Медиаторы в интегративных процессах ЦНС.

147. Симпатическая и парасимпатическая нервные системы регуляции деятельности организма.

148. Особенности строения нейронов симпатических ганглиев.

149. Стволовые центры головного мозга и гипоталамус в регуляции вегетативных функций организма.

150. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов.

151. α- и β-адренорецепторы.

152. Регуляция сердечного кровоснабжения и мозгового кровообращения.

153. Вегетативные функции организма как показатель психической деятельности.

154. Соматические и вегетативные рефлексы, их рефлекторные дуги.

155. Сенсорные преобразования в рецепторных клетках и нервных окончаниях.

156. Судьба афферентного залпа в ЦНС. Болевая чувствительность.

157. Роль медиатора болевой чувствительности субстанции П и связанных с ней пептидов.

158. Система нейронов, синтезирующих опиоидные пептиды, роль опиатных рецепторов.

159. Соматическая нервная система.

160. Аксон – синапс - мышечное волокно.

161. Инициация мышечного сокращения.

162. Механизмы координации рефлексов (на примере спинальных рефлексов).

163. Супраспинальные механизмы регуляции движений и позы.

164. Ритмические движения.

165. Функции мозжечка. Движение и вестибулярные функции.

166. Гравитация и поведение.

167. Произвольные движения.

168. Роль корковых областей больших полушарий в организации моторной функции организма.

169. Ориентация в пространстве.

170. Общая характеристика эндокринной системы.

171. Понятие о гормонах. Тканевые гормоны.

172. Гипофиз и контролируемые им железы внутренней секреции. Общие принципы гипоталамического управления функциями желез внутренней секреции.

173. Нейрогипофиз. Нейросекреция и классические нейропептиды.

174. Аденогипофиз. Особая сосудистая система аденогипофиза.

175. Регулирующее влияние либеринов и статинов.

176. Гипоталамо-гипофизарно-адреналовая система и ее участие в формировании стрессорного ответа организма.

177. Интеграция вегетативных нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций.

178. .Сенсорные и метаболические механизмы возникновения и удовлетворения мотивации.

179. Регуляция питьевого поведения.

180. Механизмы жажды.

181. Осморецепторы.

182. Ренин-ангиотензивная система.

183. Регуляция пищевого поведения.

184. Системные механизмы голода, аппетита и насыщения.

185. Роль глюкорецепторов и рецепторов к инсулину.

186. Регуляция полового поведения.

187. Андрогены и экстерогены.

188. Половая дифференцировка.

189. Циклический и ациклический центры в гипоталамусе.

190. Люлиберин и нормализация репродуктивной функции.

191. Терморегуляционные рефлексы.

192. Функциональные системы теплопродукции и теплоотдачи.

193. Концепция обонятельного и висцерального мозга.

194. Концепция триединого мозга.

195. Лимбическая (поясная) кора, ее связи и функции.

196. Гиппокамп. гиппокампальный лимбический круг Пейпца.

197. Роль гиппокампа в механизмах памяти и обучения.

198. Гиппокамп и маловероятные события.

199. Миндалина, ее участие в регуляции вегетативных функций, эмоциональном сопровождении вегетативных реакций, в модулировании мотиваций и эмоций.

200. Базолатеральный лимбический круг. функции лимбической системы.

201. Психоэмоциональный стресс.

202. Лимбическая система и опиатные рецепторы.

203. Нейрохимические основания возникновения наркомании и ее предупреждение.

204. Функции новой коры больших полушарий.

205. Ассоциативная кора.

206. Пептидная нейрохимия корковых нейронов.

207. Асимметрия полушарий.

208. Физиология «расщепленного мозга».

209. Коммисуральные связи полушарий.

210. Химическая симметрия и асимметрия мозга.

211. Электрическая активность неокортекса. ЭЭГ.

212. Вызванные ответы. Эпилепсия и когнитивная активность мозга.

213. Нейроны и предполагаемые «сети сознания».

214. Мозг вычисляющий.

МОДУЛЬ: Физиология ВНД

215. История развития взглядов на высшую нервную деятельность.

216. Предпосылки возникновения учения И.П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности.

217. Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности.

218. Основные понятия и принципы высшей нервной деятельности.

219. Основы теории рефлекторной деятельности.

220. Эволюционные закономерности интегративной деятельности мозга

221. Сенсорные системы (анализаторы) мозга.

222. Модулирующие системы мозга.

223. Основы функциональной организации двигательных систем мозга.

224. Концепция нейронной организации рефлекторной дуги.

225. Безусловные рефлексы и их классификация.

226. Особенности организации безусловного рефлекса (инстинкта).

227. Концепция драйва и драйв-рефлексы.

228. Привыкание как стимул-зависимое обучение.

229. Условные рефлексы как эффект-зависимое обучение.

230. Динамика условнорефлекторной деятельности.

234. Механизмы и функциональные основы замыкания временной связи.

235. Доминанта и условный рефлекс

236. Временная организация памяти.

237. Структурно-функциональные основы памяти и обучения.

238. Клеточные и молекулярные механизмы обучения и памяти.

239. Функциональная система.

240. Стадии поведенческого акта.

241. Поведение в вероятностной среде.

242. Нейронные механизмы поведения.

243. Детерминанты потребностей.

244. Классификация потребностей.

245. Потребности и воспитание.

246. Биологическая мотивация.

247. Общие свойства различных видов мотивации.

248. Мотивация как доминанта.

249. Нейроанатомия мотивации.

250. Нейрохимия мотивации.

251. Функции эмоций.

252. Физиологическое выражение эмоций.

253. Нейроанатомия эмоций.

254. Нейрохимия эмоций

255. Механизмы управления движением

256. Механизмы инициации движения

257. Функциональное состояние в структуре поведения.

258. Нейроанатомия функциональных состояний.

259. Физиологические индикаторы функциональных состояний.

260. Гетерогенность модулирующей системы мозга.

261. Сон, стадии сна.

262. Стресс и механизмы регуляйии.

263. Слово как сигнал сигналов.

264. Речь и ее функции.

265. Развитие речи у ребенка.

266. Взаимоотношение первой и второй сигнальных систем.

267. Речевые функции полушарий.

268. Мозг и сознание.

269. Донервные теории индивидуальности.

270. Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

271. Свойства нервной системы и их измерения.

272. Темперамент в структуре индивидуальности.

3. Методические материалы, определяющие процедуры и критерии оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю)

Ответы обучающегося на экзаменеоцениваются каждым педагогическим работником по 100-балльной шкале, а итоговая оценка по учебной дисциплине в целом по пятибалльной системе выставляется в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в Российском государственном социальном университете, утвержденном приказом РГСУ от 26.03.2015 № 313.

Критерии оценки ответа на вопросы теоретического блока:

85-100 баллов – обучающийся глубоко и прочно освоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, тесно увязывает с задачами и будущей деятельностью, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок;

70-84 баллов - обучающийся твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий;

50-69 баллов - обучающийся освоил основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий;

менее 50 баллов - обучающийся не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.

Лист регистрации изменений

№ п/п Содержание изменения Реквизиты документа об утверждении изменения Дата введения изменения
1. Утверждена и введена в действие решением кафедры Социальной медицины, рекреации и АФК на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 34.03.01 «Сестринское дело» (прикладной бакалавр), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.09.2015 г. № 964. Протокол заседания кафедры № 1 от «28» августа 2015 года __.__.____

Наши рекомендации