Нефтесодержащие сточные воды

Оценка экологической опасности судна по сточным водам

Цель работы:изучить особенности воздействия судовых сточных вод на ОС, определить суточные накопления нефтесодержащих сточных вод (НВ) и хозяйственно-бытовых сточных вод (СВ), выполнить расчет природоохранного оборудования, оценить размеры вреда водным объектам в случае несанкционированного ( аварийного) сброса НВ и СВ.

Теоретическая часть

Нефтесодержащие сточные воды

Воздействие судна на ОС сбросов НВ (синонимы - подсланевые, льяльные воды) связано с их количеством, образующимся на судне.

Количество НВ, накапливающихся в корпусе судна, зависит от его типа, технического состояния, конструктивных особенностей энергетической установки , передачи от двигателя к движителю и качества технического обслуживания судна в целом.

На судне практически нельзя исключить попадание под слань некоторого количества забортной воды из-за водотечности корпуса, работы теплообменников, трубопроводов и различных устройств, через которые прокачивается забортная вода. До последнего времени нормальным считался способ продувки под слань воды из различных устройств конденсатно-питательной системы, продувочных кранов и сальников насосов систем охлаждения, приборов и арматуры различных механизмов и аппаратов. Кроме того, под слань стекает конденсат водяного пара атмосферного воздуха, образующийся на внутренней поверхности корпуса особенно в периоды резкого перепада температур.

Одновременно с водой под сланью МО происходит накопление нефтепродуктов, что связано со случайным пропуском через неплотности в путевых соединениях топливных и масляных трубопроводов и арматуре, через сальники насосов, перекачивающих нефтепродукты, со сливом отстоявшейся воды из топливных и масляных цистерн, с неправильной установкой противней для сбора смазки от движущихся частей машин, вспомогательных механизмов и устройств. Редко, но возможны аварийные разливы внутри судна нефтепродуктов.

Таким образом, НВ возникают вследствие слияния под сланью или в специальной цистерне осушительной системы двух потоков: воды, свободной от нефтепродуктов и различного вида нефтепродуктов. Эти потоки образуются в основном от независимых друг от друга источников.

Опыт показывает, что в НВ судов нефтепродуктов содержится всего около 4-5%, остальное составляет вода (95-96%) . Поэтому в идеальном случае, если бы удалось в самом начале разделить потоки воды и нефтепродуктов, а затем воду без нефтепродуктов удалить через осушительную систему, а нефтепродукты вернуть в топливный баланс судна, то никакой проблемы очистки и удаления подсланевых вод просто не существовало бы. Однако в реальных условиях полного разделения достигнуть невозможно, так как существуют такие источники подсланевой воды, как мойка машин и сланей, отпотевание корпуса, аварии и т.п.

В составе НВ нефть может содержаться в виде крупныз капель размером от сотых долей миллиметра и более, а также в виде эмульсии с размерами частиц 40-50 нм. Крупные частицы нефти легко всплывают с образованием на поверхности воды пленки, а эмульгированные – находятся в оде во взвешенном состоянии, что резко усложняет процесс удаления их из воды. Количество эмульгированных нефтепролуктов находится в пределах находится в пределах 12…36% от общего содержания нефти в НВ.

НВ с трудом поддаются очистке. Часть нефтепродуктов осаждается на элементах набора и находится там длительное время без разложения. Основное количество нефти до 35 г/дм сосредоточено в верхнем слое НВ, составляющем не более 5% общей высоты. В остальных слоях содержание нефтепродуктов гораздо меньше ( до 1,0 г/дм ).

Количество некоторых других загрязнений, содержащихся в НВ приведено в таблице:

Наши рекомендации