Информация для преподавателя

Лабораторная работа №6

Масса и энергия связи атомных ядер.

I. Цель работы: 1. Ознакомление с основными массовыми и энергетическими

характеристиками атомных ядер.

2. Изучение зависимости энергии связи ядер как функция

массового числа А и заряда Z ( формула Бете – Вайцзеккера)

3. Оценка некоторых параметров стабильных, ядер а также

Информация для преподавателя - student2.ruИнформация для преподавателя - student2.ru активных ядер.

II. Теоретическая часть.

2.1. Основные понятия и определения:

Как известно, все стабильные и долгоживущие (t >10-10с) атомные ядра состоят из протонов (p) и нейтронов (n), которые называют иногда нуклонами. Укажем основные параметры нуклонов и, для сравнения, электрона (е) в виде таблицы 1:

Таблица 1. Основные характеристики нуклонов и электрона.

  частица   Масса (mо)   mос2 (МэВ)   электр. зар. (Кл)
  (кг)   (в един. mе)   (в а.е.м.)
  протон (р)   1,6726 Информация для преподавателя - student2.ru 10-27   1836,15   1,007276   938,279   +1,602 Информация для преподавателя - student2.ru 10-19
  нейтрон (n)   1,6749 Информация для преподавателя - student2.ru 10-27   1838,68   1,008665   939,573  
  электрон (е)   9,1105 Информация для преподавателя - student2.ru 10-31     5,48 Информация для преподавателя - student2.ru 10-4   0,511   -1,602 Информация для преподавателя - student2.ru 10-19

В таблице указана одна из внесистемных единиц измерения массы микрочастиц - атомная единица массы (а.е.м.). За 1 а.е.м. принимается 1/12 часть массы нейтрального атома изотопа углерода Информация для преподавателя - student2.ru МэВ.

Если в состав ядра входит Z протонов и N нейтронов, то их общее число А=Z+N называется массовым числом или барионным зарядом.Каждое ядро обозначается в виде Информация для преподавателя - student2.ru , где X – символ соответствующего химического элемента.( Информация для преподавателя - student2.ru ).Ядра с одинаковыми Информация для преподавателя - student2.ru и разными А называютсяизотопами;ядра с одинаковыми А и разными Информация для преподавателя - student2.ru -изобарами;ядра с одинаковыми N и разными Информация для преподавателя - student2.ru -изотонами. Два изобарных ядра, отличающие заменой р Информация для преподавателя - student2.ru n называются зеркальными ( Информация для преподавателя - student2.ru F).

Важнейшим параметром ядра Информация для преподавателя - student2.ru характеризующим его прочность, является энергия связи Есв (Z,A).

Энергия связи ядра (относительно всех нуклонов) называется минимальная энергия, которую необходимо сообщить ядру, чтобы полностью расщепить его на составляющие его нуклоны. Заметим, что внутренняя энергия ядра Евн отличается от энергии связи знаком Евн=-Есв. Знание энергий связи ядер позволяет рассчитать энергетический баланс не только для процесса полного расщепления, но и для любых процессов распадов и взаимных превращений ядер. Например, энергия отделения протона Ер от ядра Информация для преподавателя - student2.ru равна:

Ерсв(Z, A) - Есв(Z-1, А-1). (1)

Энергия «прилипания» нейтрона к ядру Еn равна:

Еnсв(Z, А) – Есв(Z, А+1). (2)

Для выбивания из ядра Информация для преподавателя - student2.ru -частицы (ядро Информация для преподавателя - student2.ru ) нужна энергия:

Е2св(Z, A) - Ecв(Z-2, A-4) – Есв( Информация для преподавателя - student2.ru ). (3)

Удельной энергией связиядра называется отношение Информация для преподавателя - student2.ru .

В силу известного соотношения между массой и энергией (Е=Мс2) Есв можно записать в виде:

Есв=[ZMр+NMn-M(Z,A) ] c2, (4)

если масса выражена в кг..Если масса выражена в энергетических еденицах (когда указана фактически энергия покоя М0с2), то равенство (4) запишется в виде:

Есв=ZMp+NMn-M(Z,A) (5)

Массы заряженных частиц экспериментально измеряют с помощью масс-спектрографов, с относительной точностью 10-5-10-6 (или по энергии связи ~ 0,01%).

Для практических целей важно отметить, что в справочных таблицах приводятся не массы ядер, а массы соответствующихнейтральных атомов. Поэтому для удобства вычислений в (5) добавим и вычтем массу Z электронов атома и, пренебрегая разницей энергий связи электронов в Z атомах водорода и в атоме Информация для преподавателя - student2.ru , получаем:

Есв(Z,A)=ZMaт( Информация для преподавателя - student2.ru )+NMn-Mат( Информация для преподавателя - student2.ru ). (6)

Из соотношения (4) и (5) следует, что масса стабильного ядра (Есв Информация для преподавателя - student2.ru 0) меньше суммы масс отдельных нуклонов на величину Есв (либо Информация для преподавателя - student2.ru ), которая определяется путём введения понятия дефекта массы ядра.

Дефектом массы ядрав ядерной физике называется разность между массой ядра, выраженной в а.е.м. и соответствующим массовым числом:

Информация для преподавателя - student2.ru ∆(Z,A)=Mя(Z,A)-A (7)

В частности, из таблицы 1 дефект массы р и nравны ∆р=0,007276а.е.м.=6,77761МэВ

n=0,008665а.е.м.=8,07146МэВ

Для Информация для преподавателя - student2.ru -частицы (по справочным данным) ∆ Информация для преподавателя - student2.ru =0,001506=1,40284МэВ.

Для установления зависимости дефекта массы и энергии связи ядра учтем условие (6), где массы выражены в а.е.м., и соотношение (7), т.е. Информация для преподавателя - student2.ru Mя=∆+A, Mр=∆р+1, Mк=∆к+1.

Есв=Z(∆р+1)+N(∆n+1)-(∆+A)= Z∆р+N∆n-∆(Z,A). (8)

Например, для Информация для преподавателя - student2.ru -частицы ( Информация для преподавателя - student2.ru ) имеем:

Есв=2 Информация для преподавателя - student2.ru (0,007276+0,008665)-0,001506=0,0030 а..е.м.=28,38МэВ.

В справочных таблицах обычно приводятся не массы ядер, а массы (дефекты массы) нейтральных атомов, которые больше масс ядер на массы электронных оболочек. Естественно дефекты массы нейтральных атомов определить соотношением:

δ(Z,A)= Mаг(Z,A)-А. (9)

Например δ( Информация для преподавателя - student2.ru )=∆ Информация для преподавателя - student2.ru +2 Информация для преподавателя - student2.ru е=0,001506+2 Информация для преподавателя - student2.ru 0,000549=0,002604 а.е.м.=2,42563МэВ

Очевидно, формула (8) остается справедливой, если дефекты масс ядер заменить на дефекты масс нейтральных атомов:

Есв = Zδм + Nδn –δ(Z,А) (10)

(здесь δn = ∆n). Дефекты масс всех атомов с 0 Информация для преподавателя - student2.ru Z Информация для преподавателя - student2.ru 94 приведены в приложении 1.

2.2. Полуэмпирическая формула Бете-Вайцзеккера (БВ):

Важнейшей задачей ядерной физики является получение зависимость Есв= Есв (Z,A) из всей совокупности ядерно-физических данных. Для получения этой зависимости важнейшими являются пять признаков.

1. Для не слишком легких ядер (А Информация для преподавателя - student2.ru 20) удельная энергия связи примерно постоянна и составляет около 8 МэВ/нуклон. Этот т.н. объемныйчлен можно записать в виде:

Е1 = а1 А (11)

Эта линейная зависимость от А свидетельствует о свойстве насыщения ядерных сил и их короткодействующем характере. С насыщением ядерных сил связано и то обстоятельство, что плотность ядерного вещества для не слишком легких ядер приблизительно постоянна. Для грубых оценок можно записать:

Информация для преподавателя - student2.ru .

Отсюда находим зависимость “радиуса” ядра от А:

R = R0 А⅓ , (12)

где по разным данным R0 = (1,2-1,5) Информация для преподавателя - student2.ru 10-15 м.

2. Спад зависимости Есв(A) при малых А можно качественно объяснить в т.н. жидко-капельной модели, в которой атомное ядро рассматривается как капля несжимаемой положительно заряженной “жидкости”. Нуклоны на “поверхности” этой капли испытывают меньшее притяжение, чем внутри объема, что должно приводить к уменьшению энергии связи Епов = - σ S ~ R2 ~ A2/3 , где σ – “коэффициент поверхностного натяжения” ядерной материи, S – площадь поверхности ядра. Таким образом, поверхностная энергия должна описываться формулой вида:

E2 = -a2 A2/3 (13)

3. Небольшое уменьшение энергии связи (~1Мэв/нукл) в области тяжелых элементов можно объяснить возрастанием роли кулоновского отталкивания между протонами. Эта кулоновская энергия должна зависеть от Z и A следующим образом:

Екул ~ Информация для преподавателя - student2.ru Информация для преподавателя - student2.ru или Ез = - а3 Информация для преподавателя - student2.ru (14)

4. Из таблицы Менделеева следует, что для легких и средних ядер (А Информация для преподавателя - student2.ru 40) число протонов и нейтронов в ядре совпадает, т.е. N=Z (A-2Z=0), а тяжелые ядра перегружены нейтронами, так что в области трансурановых элементов N=1,6Z, А=2,6 Z. Считается установленным, что в отсутствии кулоновских сил, наиболее прочными были бы ядра при равном числе протонов и нейтронов. качественно это можно объяснить действием принципа запрета Паули. Эта энергия симметрии может быть приближенно описана членом вида:

Е4 = - a4 Информация для преподавателя - student2.ru (15)

5. Прочность атомного ядра в значительной степени зависит от четности числа протонов и нейтронов в ядре. Достаточно указать распространенность стабильных ядер в природе (см. табл. 2).

Табл. 2 Распространенность стабильных ядер в природе:

Z N A= Z+N Число ядер
Четное Четное Нечетное Нечетное Четное Нечетное Четное Нечетное Четное Нечетное Нечетное Четное

Этот факт свидетельствует о спаривании одинаковых нуклонов в ядре, при этом энергия связи возрастает на 2-3 МэВ. Разумеется эффект спаривания становится относительно менее существенным в области тяжелых ядер ~ A-1/3. Энергию спаривания качественно можно описать зависимостью вида:

Е5 = + a5 δ/ A1/3 (16)

Информация для преподавателя - student2.ru -1 (нечетно-нечетные ядра)

где δ = 0 (нечетные А)

+1 (четно-четные ядра)

Таким образом, приближенно зависимость Есв(Z,А) можно записать в виде:

Есв = a1А – a2A2/3 - а3 Информация для преподавателя - student2.ru - a4 Информация для преподавателя - student2.ru + a5 δ/ A1/3 (17)

Полученная зависимость называется полуэмпирической формулой Бете-Вайцзеккера (БВ). Сравнивая (17) с опытными данными можно определить постоянны ai [1]:

a1 = 15,75 МэВ; a2 = 17,80 МэВ; a3 = 0,71 МэВ; a4 = 23,7 МэВ; a5 = 12 МэВ.

3. Задания:

1. Изучить теорию. Дать ответы на контрольные вопросы.

2. Решить следующие задачи:

2.1. Дефект массы атома Информация для преподавателя - student2.ru равен δ (Z,А)= δ (4,9) = 11,3484 МэВ. Определить энергию связи ядра Информация для преподавателя - student2.ru относительно распада его на две Информация для преподавателя - student2.ru -частицы и нейтрон. Как можно использовать полученный результат для практических целей?

2.2 Используя дефекты масс δ (1,2) = 13,13627 МэВ, δ (1,3) = 14,95038 МэВ, δ (2,3) = 14,93173 МэВ, вычислить энергию Q, выделяющуюся в следующих термоядерных реакциях:

a) Информация для преподавателя - student2.ru + Информация для преподавателя - student2.ruИнформация для преподавателя - student2.ru + Информация для преподавателя - student2.ru ; б) Информация для преподавателя - student2.ru + Информация для преподавателя - student2.ruИнформация для преподавателя - student2.ru + Информация для преподавателя - student2.ru ;

в) Информация для преподавателя - student2.ru + Информация для преподавателя - student2.ruИнформация для преподавателя - student2.ru + Информация для преподавателя - student2.ru ; г) Информация для преподавателя - student2.ru + Информация для преподавателя - student2.ruИнформация для преподавателя - student2.ru + Информация для преподавателя - student2.ru .

Пренебрегая кинетической энергией частиц до реакции, определить, какую энергию уносит каждая частица после реакции. Какая из указанных реакций является наиболее оптимальной с практической точки зрения?

2.3. Ядро Информация для преподавателя - student2.ru , имеющее удельную энергию связи 7,6 МэВ/нуклон, делится на два осколка одинаковой массы, расположенные в середине периодической системы элементов, имеющие удельную энергию связи 8,5 МэВ/нуклон. Определить освободившуюся при этом кинетическую энергию.

3. Учитывая, что в легких ядрах (Z Информация для преподавателя - student2.ru 20) число протонов и нейтронов совпадает (А=2Z), а средние и тяжелые ядра перегружены нейтронами, так что зависимость А(Z) при Z > 20 можно интерполировать линейной функцией:

A=KZ+C.

Найти параметры К и С, используя в качестве опорных ядра кальция ( Информация для преподавателя - student2.ru ) и ртути Информация для преподавателя - student2.ru . На основании полученных результатов, и используя данные периодической таблицы Менделеева (Приложение № 2), составить таблицу с указанием параметров Z, AЭ , NЭ , АТ , ∆A и NЭ/Z для ядер с 10 Информация для преподавателя - student2.ru Z Информация для преподавателя - student2.ru 90 и шагом ∆Z=10, где AЭ, NЭ - экспериментальные значения А и N, ∆A = АТ - АЭ .

Построить график зависимости Информация для преподавателя - student2.ru от Z, на котором отметить такие соответствующие экспериментальные значения Информация для преподавателя - student2.ru (диаграмма Сегре).

4. Используя экспериментальные данные по дефектам масс атомов (приложение № 1), вычислить полную и удельную энергию связи дважды магическихядер: Информация для преподавателя - student2.ru , Информация для преподавателя - student2.ru , Информация для преподавателя - student2.ru , Информация для преподавателя - student2.ru , Информация для преподавателя - student2.ru .

5. Рассмотреть ряд самых легких ядер: Информация для преподавателя - student2.ru , Информация для преподавателя - student2.ru , Информация для преподавателя - student2.ru , Информация для преподавателя - student2.ru , каждое из которых получается из предыдущего присоединением одного нуклона. Используя данные по дефектам масс соответствующих атомов, приведенные в таблице, оценить энергию присоединения нуклона к предыдущему ядру. Какие выводы можно сделать из сравнения полученных данных?

Таблица 3. Дефекты масс легчайших атомов.

Атом Информация для преподавателя - student2.ru Информация для преподавателя - student2.ru Информация для преподавателя - student2.ru Информация для преподавателя - student2.ru
δ(Z,A) 13,136 14,932 2,425 11,680

6. Ядра, перегруженные протонами или нейтронами, являются Информация для преподавателя - student2.ru и испытывают Информация для преподавателя - student2.ru или Информация для преподавателя - student2.ru .

Информация для преподавателя - student2.ru ( Информация для преподавателя - student2.ru )

Информация для преподавателя - student2.ru ( Информация для преподавателя - student2.ru ).

Используя формулу Бете-Вайцзеккера, определить заряд Z0 изобарных ядер (А=const), которые являются стабильными относительно Информация для преподавателя - student2.ru , т.е. обладают максимальной энергией связи для данного А. Для этого необходимо решить уравнение Информация для преподавателя - student2.ru = 0. Определить характер Информация для преподавателя - student2.ru атомных ядер серебра Информация для преподавателя - student2.ru , олова Информация для преподавателя - student2.ru и цезия Информация для преподавателя - student2.ru .

Контрольные вопросы.

1. В каких единицах измеряется масса атомных ядер в ядерной физике?

2. Дать определения понятия изотопов, изобаров, изотонов и зеркальных ядер.

3. Дать определение энергии связи (удельной энергии связи) ядра. Какую энергию необходимо затратить, чтобы выбить Информация для преподавателя - student2.ru -частицу из ядра Информация для преподавателя - student2.ru ?

4. Что такое дефект массы ядра? Записать формулу для энергии связи ядра через дефекты масс.

5. Записать формулу Бете-Вайцзеккера и пояснить физический смысл каждого слагаемого.

6. Почему выделяется энергия при слияние легких ядер и деление тяжелых.

7. Какие эффекты говорят в пользу жидкокапеельной модели ядра.

8. Получить связь между массой и энергией связи ядра.

Литература.

1. Широков Ю.М., Юдин Н.П. Ядерная физика. М. Наука 1980.

2. Сивухин Д.В. Общий курс физики. Атомная и ядерная физика. Т. 5, часть 2, М. Наука 1989.

Информация для преподавателя.

2.1.Есв = 2∆(2,4) + ∆n - ∆(4,9) = 2×2,42485 + 8,07162 – 11,3484 = 1,5729 МэВ

Т.к. Есв мала, то при облучении Информация для преподавателя - student2.ru -частицами ядра Информация для преподавателя - student2.ru легко выбивается нейтрон.

2.2.а) Q = 2∆(1,2) - ∆(1,1) - ∆(1,3) = 4,033 МэВ.

Е(р) = 3,025 МэВ; Е(т) = 1,008 МэВ.

б) Q = 3,27 МэВ; E(n) = 2,453 МэВ; E( Информация для преподавателя - student2.ru ) = 0,817 МэВ;

в) Q = 17,59 МэВ; E(n) = 14,07 МэВ; E( Информация для преподавателя - student2.ru ) = 3,52 МэВ;

г) Q = 18,35 МэВ; E(р) = 14,68 МэВ; E( Информация для преподавателя - student2.ru ) = 3,67 МэВ.

Наиболее оптимальными с энергетической точки зрения являются реакции (в-г). Однако на практике наиболее важной является реакция (в).

2.3.-238 × 7,6 – (-238×8,5) = 214 МэВ.

3.А = КZ + C = 2.6833 × Z - 13.6667

Z
AЭ
NЭ
АТ
∆A -4
NЭ/Z 1,17 1,28 1,38 1,4 1,47 1,51 1,58

4.Есв=[Zδн + Nδn - δ(Z,A) ] (МэВ)

Ядро Информация для преподавателя - student2.ru Информация для преподавателя - student2.ru Информация для преподавателя - student2.ru Информация для преподавателя - student2.ru Информация для преподавателя - student2.ru
Есв МэВ 28,297 127,625 342,066 416,018 1636,513
Информация для преподавателя - student2.ru , МэВ/нуклон 7,074 7,976 8,552 8,667 7,867

5.Есв=Zδн + Nδn - δ(Z,A)

En = Есв(Z,А) - Есв(Z,А-1)

Eр = Есв(Z,А) - Есв(Z-1,А-1)

Ядро n p Информация для преподавателя - student2.ru Информация для преподавателя - student2.ru Информация для преподавателя - student2.ru Информация для преподавателя - student2.ru
Дефекты массы атома, (МэВ) 8,072 7,289 13,136 14,932 2,425 11,680
Есв, (МэВ) 2,225 7,718 28,297 26,331
Энергия присоединения En, Eр, (МэВ) 2,225 5,493 20,579 -1,966

Происходит формирование замкнутых оболочек ядра Информация для преподавателя - student2.ru .

Ядро Информация для преподавателя - student2.ru не может быть стабильным, т.к. Eр < 0

Информация для преподавателя - student2.ru

A = 103 => Zo = 45; Z = 47 => Информация для преподавателя - student2.ru

A = 127 => Zo = 54; Z = 50 => Информация для преподавателя - student2.ru

A = 141=> Zo = 60; Z = 55 => Информация для преподавателя - student2.ru

Приложение 1

ТАБЛИЦА СВОЙСТВ ИЗОТОПОВ

 
  Информация для преподавателя - student2.ru


Информация для преподавателя - student2.ru

 
  Информация для преподавателя - student2.ru

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Наши рекомендации