Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов

Из закона эквивалентов следует, что массы реагирующих друг с другом веществ, а также массы продуктов реакции относятся друг к другу как молярные массы их эквивалентов:

Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

Если вещество находится в газообразном состоянии то для него справедливы соотношения: Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru ; Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru ; где Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru – количество вещества эквивалента; V– объем газообразного вещества в данных условиях; Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru – молярный объем эквивалента вещества в тех же условиях; VM – молярный объем вещества; Z– число эквивалентности.

На основе закона эквивалентов можно вывести следующие формулы для вычисления молярных масс эквивалентов сложных веществ:

Моксида

M1/z оксида = _______________________________________,

Число атомов элемента · Валентность элемента

Mкислоты

М1/z кислоты = _____________________,

Основность кислоты

Моснования

М1/z основания = ____________________,

Кислотность основания

Мсоли

М1/z соли = ______________________________________.

Число атомов металла · Валентность металла

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА

Устройство прибора для определения молярной массы эквивалента металла представлено на рис.1.

Бюретка (1) емкостью 50 мл соединена резиновыми трубками с воронкой (2) и пробиркой (3). В бюретку наливают воду, которая должна также заполнять часть воронки.

Перед началом опыта необходимо убедиться в герметичности прибора. Для этого, пустую пробирку соединяют с бюреткой, и поднимают воронку так, чтобы уровень воды в ней был выше, чем в бюретке. При этом в приборе создается давление, превышающее атмосферное. Если уровень воды в бюретке не изменяется после незначительного первоначального повышения, то прибор герметичен и готов к работе. В противном случае следует исправить дефекты, допущенные при сборке прибора.

При проведении опыта следует придерживаться следующей последовательности действий:

1. Влить в пробирку на 1/5 ее объема через воронку соляную кислоту. Стенки пробирки при этом должны остаться сухими.

 
  Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru
Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru 2

 
  Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

 
  Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

       
  Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru
 
    Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

Рис.1. Прибор для определения молярной массы эквивалента металла

2. Держа пробирку в наклонном положении, положить на ее стенку кусочек цинка, взвешенный в лабораторной работе №1 так, чтобы он не соприкасался с кислотой.

3. Присоединить пробирку к прибору, плотно закрыв ее пробкой. Убедиться, что герметичность прибора не нарушена.

4. Передвижением воронки привести воду в ней и бюретке к одному уровню. Отметить и записать уровень воды в бюретке V1, произведя отсчет по нижнему краю мениска (утолщенная поверхностная пленка воды в бюретке). Мениск должен находиться на уровне глаз.

5. Стряхнуть цинк в кислоту. По окончании реакции дать пробирке остыть до комнатной температуры, после чего снова привести воду в бюретке и воронке к одному уровню. Отметить и записать уровень воды в бюретке V2. Разность V1 - V2 равна объему выделившегося водорода в реакции:

Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2

6. Отметить показания термометра и барометра.

7. Результаты опыта занести в табл. 1.

Таблица 1. Результаты опыта.

Масса цинка m(Zn), г   Условия опыта   Уровень воды, мл   Объем водорода V(H2), мл  
Атмосферное давление Р, мм рт. ст.   Давление водяного пара h, мм рт ст.   Темпера­тура Т, К   до опыта V1   после опыта V2  
                           

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТА

1. По разности уровней воды в бюретке до и после протекания реакции вычислить объем выделившегося водорода при температуре и давлении опыта.

2. Так как водород собирается над водой, то он насыщен водяным паром. Общее давление в приборе равно атмосферному и складывается из парциальных давлений водяного пара и водорода. Чтобы вычислить парциальное давление водорода, нужно из атмосферного давления Р вычесть величину давления насыщенного при температуре опыта водяного пара h. Для нахождения h следует воспользоваться данными табл.2.

P(H2)=P-h

Таблица 2. Давление насыщенного водяного пара при различных температурах.

t,0С   h, мм рт. ст.   t,0С   h, мм рт. ст.   t,°C   h, мм рт. cm.   t,°C   h, мм рт. cm.  
  9,2     12.8     17,5     23.8  
  9,6     13.6     18.6     25,5  
  10,5     14.5     19.8     26,7  
  11,2     15,5     21,1     28,3  
  12,0     16,5     22.4     30.0  

3.Привести объем выделившегося водорода к нормальным условиям (Р0 -760 мм рт.ст., Т0 = 273 К), используя объединенное уравнение газового состояния:

Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

4. Рассчитать экспериментальное значение молярной массы эквивалента цинка в г/моль по закону эквивалентов в соответствии с формулой:

Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

где VЭ(H2) - объем, занимаемый одним моль эквивалента газообразного водорода, равный половине молярного объема водорода, т.е. 11,2 л/моль или 11200 мл/моль.

5. Рассчитать теоретическое значение молярной массы эквивалента цинка, зная молярную массу цинка и эквивалентное число z, численно равное числу электронов, отданных цинком в ходе окислительно-восстановительной реакции с соляной кислотой.

Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

6. Вычислить относительную ошибку опыта по формуле:

Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru ε(%)= Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Пример 1

На восстановление 7,09 г оксида двухвалентного металла требуется 2,24 л водорода, измеренного при (н.у.). Вычислить молярные массы металла и оксида. Чему равна относительная масса металла?

Решение:

По закону эквивалентов массы веществ m1 и m2, вступающих в реакцию, пропорциональны молярным массам их эквивалентов Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru ; (1)

Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru (2)

Если одно из веществ находится в газообразном состоянии, то как правило, его количество измеряется в объемных единицах (см3, л, м3).

Формулу (2) преобразуем относительно объема водорода:

Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

Находим молярную массу эквивалента металла:

Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

По закону эквивалентов:

Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

Относительную атомную массу металла определяем из соотношения:

Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru

Пример 2

Определить молярную массу эквивалента Fe2(SO4)3 в реакции ионного обмена: Fe2(SO4)3 + 6NaOH = 2 Fe(OH)3 + 3 Na2SO4.

Решение:

По стехиометрии реакции Z частицы Fe2(SO4)3 равно 6, т. к. при делении коэффициента перед Fe2(SO4)3 получается правильная дробь Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru , знаменатель которой равен 6. Так как Вещества реагируют друг с другом в равных количествах эквивалентов - student2.ru , то молярная масса эквивалента сульфата железа (Ш) в данной реакции может быть вычислена по формуле

МЭ(Fe2(S04)3) = M(Fe2(SO4)3) /6 = 400/6 = 66,7 (г/моль).

НЕОБХОДИМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

1. Знать понятия: эквивалент, число эквивалентности, количество вещества эквивалента, молярная масса эквивалента.

2. Уметь выражать связь между молярной массой эквивалента, количеством вещества эквивалента, массой и молярной массой вещества.

3. Знать закон эквивалентов, уметь применять его для нахождения масс и молярных масс веществ, участвующих или образующихся в реакции.

4. Уметь определять молярную массу эквивалента элемента, эквивалент и молярную массу эквивалента вещества в реакции.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Когда количество вещества эквивалента равно количеству вещества?

2. Определить молярную массу эквивалента Fe(OH)2Cl в реакциях: a) Fe(OH)2Cl + NaOH = Fe(OH)3 + NaCl; 6) Fe(OH)2Cl + 2HCl = FeCl3 + 2 H2O.

3. Почему молярная масса элемента постоянна, а молярная масса его эквивалента может изменяться?

4. Может ли молярная масса эквивалента элемента или вещества быть больше его молярной массы и почему?

5. Почему при расчетах масс реагентов по молярным массам их эквивалентов не нужно знать значения коэффициентов в уравнении реакции?

6. Найти массу алюминия, если при его полном растворении в кислоте выделяется такое же количество водорода, что и при растворении 1,752 г цинка. Молярная масса эквивалента цинка равна 32,69 г/моль, молярная масса эквивалента алюминия - 8,99 г/моль.

7. Для нейтрализации кислоты гидроксидом калия на ее 1,866 г потребовалось 15 г гидроксида калия, молярная масса эквивалента которого равна 56 г/моль. Вычислите молярную массу эквивалента кислоты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курс общей химии./Под ред. Н.В.Коровина. - М.:Высш. шк., 1990. -С. 147.

2. Л.М.Романцева, З.Л.Лещинская, В.А.Суханова. Сборник задач и упражнений по общей химии. - М. :Высш. шк., 1991. - С.44 - 47.

Лабораторная работа №5

Наши рекомендации