Технология ведения работ по деблокированию пострадавших

Деблокирование пострадавших при ликвидации чрезвычайных ситуаций - извлечение пострадавших при ликвидации чрезвычайных ситуаций: из заваленных убежищ и укрытий, завалов зданий и сооружений, с верхних этажей разрушенных зданий и др.

Приемы и способы деблокирования пострадавших зависят от ряда факторов: величины и характера завалов, состояния защитных сооружений и самих пострадавших, наличия инженерной техники и средств механизации работ, времени года, погоды и др.

Извлечение пострадавших из заваленных убежищ и укрытий производится через: основные входы и аварийные выходы; перекрытия путем устройства проема; проемы, устраиваемые в ограждающих стеновых конструкциях.

При этом возникает необходимость в выполнении таких инженерных работ, как: разборка и расчистка завалов; устройство подъезда к убежищу (укрытию) и подготовка рабочих площадок вблизи него для развертывания компрессорных и электрических станций, установки кранов и экскаваторов; откопка заваленных входов и оголовков аварийных выходов; отрывка приямков у стены убежища; пробивка проемов в перекрытиях и в стенах убежища или вырезание отверстий в защитных дверях; дробление крупных глыб, резка и рубка арматуры, разрезание длинномерных металлических конструкций.

При затоплении входа в убежища и укрытия требуется откачка воды и проведение работ по локализации аварий на сетях коммунального хозяйства. Разборка завалов может производиться с использованием инженерной машины разграждения (ИМР), путепрокладчиков, бульдозеров, экскаваторов и кранов. Откопка пострадавших из-под завалов выполняется вручную и с помощью автокранов с большим вылетом стрелы путем разборки завала сверху, проходки горизонтальной (наклонной) галереи, вертикальных шахт или пробивки проема в стене из соседнего помещения. Разборка завалов осуществляется только в тех случаях, когда пострадавшие находятся близко от поверхности завала, а также когда проходка галереи сопряжена с большой затратой времени. Разборка завала должна производиться с соблюдением мер предосторожности, так как при нарушении связей между обломками возможно самопроизвольное перемещение отдельных элементов и осадка всей массы завала, что грозит опасностью как для спасателей, так и для спасаемых. В связи с этим при разборке не допускается извлекать из завала рывком крупные элементы, раскачивать их и ударять по элементам завала в местах разборки. Для производства работ по разборке завала и извлечению тяжелых обломков применяются лебедки, гидравлический инструмент, домкраты, а для разрушения конструкций и пробивке отверстий
— пневматические или электрические отбойные молотки, бетоноломы и другие средства.

Спасательные работы при эвакуации пострадавших, находящихся на верхних этажах зданий и сооружений с разрушенными и поврежденными лестничными клетками, сводятся в основном к оборудованию временных путей эвакуации — изготовлению и установке подвесных или приставных лестниц, трапов, переходов, устройству проемов и переходов в соседние помещения и секции, в которых сохранились лестницы. Для эвакуации людей может также использоваться специальная техника, имеющаяся на оснащении формирований (вышковые машины, механические лестницы и т.д.). Кроме того, могут использоваться сохранившиеся стационарные пожарные лестницы, спасательные веревки, люки, трапеции и другие спасательные приспособления.
При эвакуации пострадавших из горящих зданий и сооружений необходимо иметь увлажненные простыни, полотенца, одеяла, плащ-палатки, брезент или одежду для защиты пострадавших от огня.

Деблокирование пострадавших при проведе­нии спасательных работ (СР) в условиях разрушения зданий представляет собой комплекс мероприятий, проводимых для обеспечения доступа к пострадавшим, высвобождения их из-под обломков строительных конструкций и замкнутых помещений, организации путей их эвакуации из мест блокирования.

В зависимости от местоположенияпострадавшихработы по деблокированию разделяются на три основных вида по техноло­гическим особенностям выполнения:

- деблокирование пострадавших, находящихся под обломка­ми строительных конструкций;

- деблокирование пострадавших из замкнутых помещений;

- спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разру­шенных зданий.

Выполнение работ по деблокированию осуществляется спосо­бами:

- последовательной разборкой завала;

- устройством лаза;

- устройством галереи в грунте под завалом;

- пробивкой проемов в железобетонных (бетонных) и кирпич­ных стенах и перекрытиях (покрытиях).

Пробивке проемов может предшествовать разборка завала у наружной стены здания и откопка приямка.

В некоторых случаях применяют вырезание проема во входной двери блокированного помещения.

Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разру­шенных зданий осуществляют, как правило, с использованием специальных технических средств: автолестниц, автоподъемни­ков, вертолетов. Кроме этого, применяются следующие способы спасения по­страдавших с верхних этажей зданий:

- по сохранившимся или восстановленным лестничным мар­шам;

- с использованием спасательной веревки и спасательного пояса;

- с использованием лестницы-штурмовки, трехколенной лест­ницы;

- с применением канатных дорог;

- с применением спасательного рукава.

Пострадавших, находящихся в завалах, деблокируют с по­мощью шанцевого инструмента и средств малой механизации (СММ). В теле завала проделываются траншеи поперек схода снежной лавины, селя, оползня для установки мест наибольшего скопления людей и дальнейшего их деблокирования.

Применение инженерной техники при проведении работ по деблокированию пострадавших, находящихся под грунтовым, снежно-ледяным завалом, нежелательно, т. к. повышается веро­ятность нанесения дополнительных травм пострадавшим. Ис­пользование инженерной техники возможно только при большом объеме работ и ограниченном времени их проведения. В этих ус­ловиях для инженерной техники оборудуются площадки, насыпи (при селях, снежных лавинах) и проводятся заградительные рабо­ты по предотвращению дальнейшего смещения грунта, льда и снежных масс.

Устройство лаза в снежно-ледяном (грунтовом) завале произ­водится методом расширения естественных полостей. Сущность метода заключается в увеличении объемов естественных полос­тей и пустот в теле завала за счет принудительного перемещения фрагментов завала на необходимое расстояние в заданном на­правлении с последующей его фиксацией при помощи элементов крепления. В таких условиях устраиваются прямолинейные или криволинейные ходы, позволяющие перемещаться спасателям и

Осуществлять извлечение пострадавших. Для этих работ приме­няется шанцевый инструмент и комплекты специальных средств и приспособлений (винтовые, пневматические и гидравлические домкраты большой грузоподъемности, расширители, портатив­ные лебедки и др.).

Расширение полостей и пустот осуществляется в следующей последовательности:

- определяются геометрические размеры полости (ниши), раз­меры прилегающих обломков, углы их наклона относительно плоскости земли;

- выбираются направления и способы перемещения фрагмен­тов завала;

- устанавливаются домкраты и различные приспособления, с помощью которых производится перемещение фрагментов зава­ла необходимого объема и в заданном направлении.

Фиксация перемещаемых фрагментов завала и укрепление свода лаза производится специальными элементами крепления (штангами с изменяющимися размерами и т. п.). Способы уста­новки креплений, их количество и углы фиксированного положе­ния обеспечивают устойчивость прилегающей части завала как в продольном, так и поперечном направлениях. Элементы крепле­ния в лаз подаются вручную. При обнаружении в направлении устройства лаза крупных фрагментов завала выбирается крат­чайшее расстояние их обхода с учетом размещения фрагментов.

Резка арматуры производится специальными ножницами или другим оборудованием. Применение газовых резаков ограничи­вается по условиям возможного скопления газов и противопожар­ной безопасности. После обрезки арматуры оставшиеся хвостики заделываются заподлицо с сечением лаза.

Выбор мелких фрагментов и других структурных составляю­щих снежно-ледяного завала, погрузка их в специальные емкос­ти для последующей транспортировки, перемещение и выгрузка осуществляются вручную.

Работы по устройству лаза выполняются, как правило, специ­альной группой в составе командира группы и 4-х спасателей.

При устройстве лаза применяются три способа расширения полостей:

1) Расширение в вертикальном направлении, для чего приме­няются домкраты большой грузоподъемности и различных конструкций; способ очень трудоемкий, так как связан с переме­щением почти всей прилегающей к полости части завала.

2) Расширение полости в горизонтальном направлении; оно может осуществляться в одном направлении или быть двусторон­ним (обломки перемещаются в противоположных направлениях).

3) Расширение в сферическом направлении, когда перемеще­ние фрагментов завала осуществляется по радиусам полусферы, центром которой является осевая линия лаза. Расширение может производиться как в полной полусфере, так и в ее части.

В ходе проведения работ по устройству лаза применяется комплексное сочетание различных способов и приемов для пере­мещения фрагментов завала и расширения полостей.

Сечение лаза в свету должно составлять не менее 0,5-0,6 м2 (углы поворотов - не более 90°) и обеспечивать возможность пе­ремещения пострадавших на мягкой волокуше. В месте нахожде­ния пострадавших сечение лаза по возможности должно быть увеличено до 0,8-1,0 м2 в свету в целях создания необходимых условий для оказания пострадавшему экстренной медицинской помощи и подготовки его к транспортировке /67/.

Устройство галереи в снежно-ледяном (грунтовом) завале - это совокупность действий спасателей по деблокированию пост­радавшего путем относительно прямолинейной проходки к нему в теле завала. Галереи устраиваются в случаях значительного (до 20 м) удаления пострадавшего от поверхности завала, когда его местонахождение известно точно или когда применение других способов деблокирования неэффективно (невозможно). В зави­симости от структуры и характера завала и влияния других фак­торов выживания деблокирование может осуществляться проход­кой по горизонтальной или наклонной галерее.

Устройство галереи предполагает выполнение следующих тех­нологических операций:

- подготовительных работ;

- разработки массы завала по оси намеченной трассы про­ходки;

- установки креплений;

- деблокирования пострадавшего непосредственно в месте его нахождения.

Подготовительные работы включают выбор рабочего места и направления галереи, ограждение места производства работ по периметру или установка предупреждающих (запрещающих) зна­ков, подготовку рабочей площадки, аварийно-спасательного инструмента, технических средств, элементов крепи.

Выбор места и направления проходки галереи производится с учетом расстояния до пострадавшего и его положения, а также наличия по направлению оси галереи крупных фрагментов снеж­но-ледяного (грунтового) завала и строительных конструкций. Для точного выдерживания направления проходки проекция оси на поверхности завала обозначается канатом (веревкой), кото­рый фиксируется по устойчивым обломкам.

Перед началом проходки галереи рабочая площадка расчища­ется от снега, льда, обломков и строительного мусора. В удобном месте размещается аварийно-спасательный инструмент, развер­тывается компрессорная станция (электроагрегат), складируются элементы крепи. Проходка галереи включает разработку крупных фрагментов завала, подъем и перемещение их, установку креп­лений. Подъем обломков осуществляется домкратом, который ус­танавливается на подкладку. В случаях, когда перемещение об­ломков домкратом невозможно, они дробятся или обрубаются (обрезаются), для чего используются отбойный молоток, ручная шлифовальная (отрезная) машина, кусачки.

После перемещения и размещения фрагментов снежно-ледя­ного и грунтового завала производится выборка отдельных фраг­ментов и переноска их за пределы галереи в отвал. Крупные фрагменты (до 50 кг) вытягиваются из галереи при помощи ве­ревки или каната на руках или волоком в бадье. Посредством ука­занных операций бока и кровля галереи обираются по контуру выработки вчерне, после чего производится доводка сечения и подготовка его к установке креплений. Перед установкой рам предварительно выполняется подгонка замков, примерка и об­резка стоек и верхняков. Затем две стойки диаметром 10-12 см подбивают под верхняк, заведенный в галерею; стойки предвари­тельно устанавливаются на лежень, укладываемый в канавку, за­тем стойки и верхняк крепятся скобками.

При интенсивном давлении массы завала верхняк и стойка со­единяются между собой “в лапу”, скрепляются скобами, надежно расклиниваются, после чего рама забивается под свод галереи. Установка рам может осуществляться и всплошную. Если воз­можны вывалы фрагментов завала, то выполняется сплошная за­тяжка кровли и боков галереи. Вначале затягивается кровля. За­тяжка боков начинается в основании галереи. Заделка пустот за затяжками производится по мере наращивания затяжек. Прове­ряется правильность установки рамы по направлению. Рама окончательно расклинивается в замках деревянными клиньями. После затяжки кровли и боков устанавливаются распоры между рамами. Установка креплений обычно осуществляется после про­ходки 1 м галереи. Цикл работ (разработка завала - установка креплений) повторяется.

После обнаружения пострадавшего устраивается окончание галереи длиной 2 м. Крепление окончания выполняется аналогич­но креплению основной части галереи, но, исходя из особеннос­тей положения пострадавшего и конфигурации завала, может не проводиться. Деблокирование пострадавшего производится пос­ледовательно по ходу разборки (разработки) завала при устройстве окончания галереи. Применение отбойных молотков и газо­вой резки в окончании галереи во избежание опасности постра­давшему ограничивается.

Все работы выполняются расчетом из 3 человек, на отдельных операциях могут быть задействованы 1-2 человека. Смена спа­сателей на рабочих местах проводится через 20-30 мин.

Деблокирование пострадавших, находящихся под обломками строительных конструкций, прово­дится в основном методом разборки завала.

Разборка завалов производится при необходимости:

- обеспечения доступа к пострадавшим, находящимся под об­ломками конструкций в следе схода снежной лавины, обвала, оползня, селя;

- откопки заваленных входов (аварийных выходов) защитных сооружений, подвальных помещений зданий и сооружений;

- освобождения покрытия (перекрытия) и стен (перегородок) зданий для последующей пробивки в них проема.

Технологический процесс разборки завала включает следую­щие операции:

- отрывку траншей вдоль следа схода снежной лавины, обва­ла, оползня, селя;

- извлечение из тела завала крупногабаритных обломков конструкций;

- дробление крупногабаритных обломков железобетонных (бе­тонных) конструкций и кирпичных глыб на демонтажные элементы;

- резку металлических конструкций и арматуры;

- извлечение крупногабаритных обломков конструкций из за­вала со складированием их в отвал или с погрузкой в транспорт­ные средства;

- подбор и извлечение из завала обломков мелкой фракции;

- фиксация элементов завала от смещения;

- освобождение пострадавшего от обломков в месте его рас­положения.

Важной особенностью процесса разборки завала в целях де­блокирования пострадавших является предотвращение (недо­пущение) смещения элементов завала и сохранение их в положе­нии устойчивого равновесия. Это достигается поэтапной органи­зацией работы. На первом этапе выполняются операции с ограни­ченным применением средств механизации, работа которых сопровождается значительными ударными нагрузками, сильной вибрацией и смещением (обвалом, падением) обломков. На вто­ром этапе, когда работы ведутся в непосредственной близости к пострадавшим, применяется только ручной аварийно-спасатель­ный инструмент.

Существует ряд приемов разборки завалов.

Разборка завала сверху осуществляется после обна­ружения заваленного человека, укрепления неустойчивых облом­ков конструкции. Если человек находится в завале, состоящем из мелких обломков (завал 2-го типа), то разборка осуществляется вручную звеном из 5 человек. При этом все спасатели работают одновременно: трое разбирают завал, двое относят обломки в сторону (в отвал). Если пострадавший находится вблизи поверх­ности завала, то спасатели в первую очередь освобождают его голову и грудь от давления обломков, затем освобождают осталь­ную часть тела; после оказания первой медицинской помощи пострадавший выносится из завала.

Если человек находится в завале, состоящем из крупных об­ломков железобетонных (бетонных) конструкций и кирпичных глыб, то разборка завала осуществляется звеном из 6-9 чело­век. Верхний слой обломков убирается с помощью лебедки или автокрана после предварительной (при необходимости) резки арматуры; при этом вначале убираются мелкие обломки, затем, после расчленения обломков конструкции, убираются нижеле­жащие крупные обломки. Такие операции повторяются до тех пор, пока не будет освобожден пострадавший. Расчленение об­ломков конструкций на поверхности завала осуществляется наи­более эффективно с использованием универсального комп­лекта мотоинструмента, дисковых мото - и электропил, бетоно-ломов, отбойных молотков, гидравлических ножниц и резаков. Если пострадавший находится под крупными обломками конструкций на поверхности завала, то его освобождают с ис­пользованием домкратов, пневматических подушек, плунжер­ных распорок.

Сплошная горизонтальная разборка завала осу­ществляется после обнаружения заваленных людей или по направ­лению наиболее вероятного нахождения их в завале, для чего в завале устраивается горизонтальный проход шириной для рабо­ты техники и глубиной до поверхности земли. Вначале с помощью автокрана из завала выбираются находящиеся на его поверхности железобетонные плиты межэтажных перекрытий и другие крупно­размерные обломки, которые складируются или отгружаются в транспортные средства и вывозятся. При необходимости облом­ки конструкций расчленяются и освобождаются от связей с телом завала. Затем фронтальным погрузчиком выбирается мелкая фракция завала, начиная с его нижней кромки. Данные операции повторяются до момента обеспечения свободного доступа к пораженным. Далее осуществляется высвобождение людей, ока­зание им медицинской помощи и эвакуация из завала.

Операция по деблокированию и резке бетонных, железобетон­ных, металлических конструкций и арматуры осуществляется расчетом, оснащенным аварийно-спасательным инструментом.

Разборка завала у стены здания осуществляется с использованием бульдозера, экскаватора или крана. В сплошных завалах высотой более 2 м целесообразно отрывать котлован размером не менее 2x2,5 м.

При отрывке котлована в завале у стены здания вначале экс­каватором расчищается рабочая площадка такого размера, что­бы при повороте платформы на 90° расстояние до стены здания было не менее 0,5 м. Ось копания должна проходить параллель­но стене здания или под углом не более 15° к стене.

Отрывка котлована бульдозером осуществляется аналогично отрывке котлована при откопке входа в подвал. Крупные обломки конструкций извлекаются краном.

В случае невозможности использования высокопроизводи­тельных машин разборка завала у стены здания осуществляется вручную звеном из 8 человек. Одновременно работают 4 челове­ка: двое разбирают завал, двое отбрасывают обломки в сторону. Крупные обломки рачленяются или извлекаются из завала с ис­пользованием лебедки. Лебедка устанавливается не ближе 1 м от края котлована, который необходимо отрыть в завале. При высоте завала 1 м объем выемки составляет 4-4,5 м3, при высоте 2 м -18-21 м3, при высоте 3 м - 55–60 м3 /67/.

Опыт спасательных работ при стихийных бедствиях показыва­ет, что чаще всего процесс разборки завала в целях деблокиро­вания пострадавших осуществляется вручную или с ограничен­ным применением средств механизации. Технологические опера­ции по разборке завала вручную и резке конструкций выполняют­ся расчетом из 3-4 человек, оснащенном ручным инструментом.

Деблокирование пострадавших из замкнутых помещений осуществляется способом устройства прохода (проема) в блокированное помещение. Проходы могут устраи­ваться в виде проемов в перекрытиях (покрытиях), стенах (пере­городках), входных дверях как снаружи здания, так и из соседних (смежных) помещений, доступ в которые свободен или предвари­тельно подготовлен. Расположение и размеры проема должны обеспечивать возможность беспрепятственного и относительно удобного проникновения спасателей через него внутрь блокиро­ванного помещения и эвакуации пораженных. Обычно проемы устраиваются в виде квадрата (прямоугольника) площадью 0,5-1,0 м2 в свету со сторонами 0,6 (1,0)х0,8 (1,0) м. При устрой­стве проема в стене его нижняя кромка должна быть на высоте 0,7-1,2 м над уровнем пола или поверхности земли.

Устройство проема в ограждающих конструкциях блокирован­ных помещений предполагает выполнение следующих технологи­ческих операций:

- подготовку поверхности завала и площадок для размещения средств механизации у места пробивки проема (предварительная разборка завала или откопка приямка, выбор места и обозначе­ние контура проема);

- пробивку (сверление) отверстий по контуру проема;

- пробивку проема в железобетонной (бетонной) конструкции или кирпичной стене;

- обрезку (загибание) прутьев арматуры.

Пробивка проема является наиболее трудоемкой и продолжи­тельной технологической операцией. Она выполняется с исполь­зованием навесного гидромолота, гидроклиновой установки, бе-тонолома или отбойного молотка, ручной механизированной ал­мазной пилы, передвижного станка алмазного сверления, а так­же невзрывных разрушающих средств (НРС).

В случаях разрушения железобетонных конструкций требуется огневая (газопламенная) резка обнаженных арматурных стерж­ней. При применении гидроклиновой установки и невзрывных разрушающих средств необходимо предварительное высверли­вание шпуров в разрушаемых конструкциях.

Устройство проемов в железобетонных стенах толщиной 300, 380 и 510 мм (в основном в наружных стенах) может выполнять­ся гидроклином (например, ЭО-3322), навешенным на экскава­тор. Гидроклин монтируется со стороны прямой лопаты. В про­цессе разрушения стены ведется наблюдение за образованием трещин за пределами контура проема и, при необходимости, производится обрушение неустойчивых кусков бетона или иного материала. Данная операция выполняется тремя спасателями: один управляет машиной, второй обрушивает неустойчивые кус­ки бетона, третий обрезает газорезом арматуру в пределах кон­тура проема.

Разрушение бетона и малоармированного железобетона осу­ществляется с помощью гидроклиновой установки, в комплект которой входят компрессорная станция производительностью не менее 3 м3/мин, ручной перфоратор для бурения шпуров, энерго­установка с комплектом раскалывающих гидроцилиндров.

Бетон разрушается путем пробуривания шпуров диаметром 36-50 мм и глубиной 400-650 мм и установкой в них раскалыва­ющих цилиндров; под давлением 40-50 мПа клин внедряется между раскалывающими щеками, создавая разрушающее напря­жение для образования трещин в конструкции. При разрушении железобетона трещина увеличивается до 50-60 мм путем смены раскалывающих щек. Арматурные стержни перерезаются электро­кислородным или газокислородным резаком.

Для образования проема в конструкции высверливаются вру­бовые и отбойные шпуры. Врубовые шпуры располагают в цент­ральной части проема по контуру основания усеченной пирамиды с шагом 20-25 см под углом 45° таким образом, чтобы шпуры бы­ли в боковых гранях пирамиды. Отбойные шпуры с таким же ша­гом устраиваются по контурной линии проема, причем они в зави­симости от толщины конструкции могут располагаться вертикаль­но или под некоторым углом к стене.

Устройство проема с применением ручной механизированной алмазной пилы возможно при толщине стены не более 26 см; на такую глубину осуществляется резка каменных и бетонных конструкций алмазной кольцевой пилой типа “Партнер” (Швеция).

Проем в стене и перекрытии может быть сделан путем алмаз­ного сверления по контуру проема сопряженных или расположен­ных с некоторым зазором (целиками) отверстий, разрушения (ломки) целиков и удаления массивного керна. Сверление произ­водится кольцевыми алмазными сверлами диаметром 80-120 мм типа СКА, оснащенными природными дроблеными алмазами. Для работы применяются передвижные станки различной моди­фикации с мощностью электрического двигателя не менее 2 кВт. Устройство проема с применением станка для алмазного сверле­ния отверстий диаметром 80-125 мм по контуру проема с после­дующим удалением блоков проема осуществляется поэтапно - выполняются подготовительные работы, производится алмазное сверление отверстий, удаляются блоки из конструкций.

Подготовительные работы предусматривают устройство под­ходов к рабочей площадке, доставку оборудования и оснастки в зону работ, разметку контура проема, подключение систем элект­ро - и водоснабжения.

Для сверления отверстий применяются алмазные сверла ди­аметром 80, 100 и 125 мм. В процессе сверления прослеживают­ся усилия подачи, чтобы они не превышали величины, при кото­рой может произойти заклинивание инструмента. При прекра­щении подачи или оттока воды следует немедленно вывести сверло, выключить двигатель, выяснить и устранить причину сбоя. При сверлении участков с арматурой необходимо умень­шить усилие подачи во избежание поломки режущей части сверла и перегрузки двигателя. При появлении искр резко сни­жается усилие подачи и увеличивается расход воды. Керн уда­ляется из сверла под действием собственной массы поворотом сверла на 90°. Работы выполняются двумя операторами алмаз­ного сверления.

Удаление блоков проема из конструкции стены осуществляет­ся в последовательности:

- рычажная лебедка грузоподъемностью до 0,5 т закрепляется за элемент разрушенной конструкции массой не менее 100 кг;

- крюк лебедки заводится в пробуренное центральное отверс­тие верхней части проема;

- блок проема опрокидывается на рабочую площадку натяже­нием на лебедке.

Сверление отверстий глубиной более 300 мм производится пу­тем последовательного отбора кернов. В этом случае буровая головка отводится от устья и керн извлекается из скважины с помощью специального керноотборника.

Разрушение бетона, кирпичной кладки и малоармированного железобетона при устройстве проема осуществляется с помощью невзрывных разрушающих средств (НРС), изготовленных в виде патронов и помещенных в пробуренные по специальной схеме шпуры. Разрушение материала происходит при расположении шпуров по двум технологическим схемам - с центральным вру­бом (применяется чаще) и врубом по контуру проема.

НРС представляет собой порошкообразные или плотные ком­позитные материалы на основе негашеной извести с добавками алюмоферритных, силикатных и сульфатных соединений. Разру­шение конструкций осуществляется за счет создания предель­ных разрушающих напряжений на стенки шпура при взаимодейс­твии материала НРС с водой и его твердении с увеличением объ­ема.

В настоящее время используется порошкообразный НРС-1, но его недостатком является узкий температурный диапазон приме­нимости (эффективен только при положительной температуре материала разрушаемой конструкции). Процесс разрушения воз­растает при применении патронированных НРС, разработанных в Японии; они имеют более широкий температурный диапазон.

Заклинившиеся защитно-герметические (герметические) две­ри сооружений или стальные (обшитые металлическими листа­ми) двери вскрываются вырезанием проема, обрезанием запор­ного устройства или петель; здесь используется аппарат газопла­менной резки или отрезная (шлифовальная) машина с абразив­ным диском.

Для устройства прохода через проем с обеих сторон укладыва­ются в виде ступенек обломки конструкций. В проеме перекрытия для выхода устанавливается приставная лестница или закрепля­ется специальное подъемное устройство блочного типа.

В целях безопасности при выборе средств разрушения для устройства проема через перекрытие необходимо учитывать:

- стесненность условий ведения работ;

- ограниченность механизированной доставки технических средств и оборудования к месту работ;

- отсутствие энергоисточников и освещения;

- возможность обрушения конструкций стен от вторичных причин.

С учетом этих обстоятельств технические средства для произ­водства работ (при соблюдении правил их использования и мер личной безопасности) должны иметь небольшие габариты и мас­су, позволяющие доставлять их вручную через завалы и узкие проходы, и автономный энергоисточник (возможность энерго­снабжения от автономных энергоустановок).

Указанным требованиям и условиям производства работ при устройстве проемов через перекрытия удовлетворяют следую­щие способы резки и разрушения:

- алмазная резка механизированной пилой;

- алмазное сверление смежных отверстий по контуру проема;

- гидроклиновое разрушение;

- разрушение бетоноломом или отбойным молотком.
Выбор способа резки и разрушения бетона проводится с уче­том следующих особенностей:

- применение алмазных рабочих органов требует норматив­ного расхода воды для охлаждения инструмента: при сверлении -5-6 л/мин, при резке ручной пилой - 15 л/мин;

- механическое разрушение бетона применяется в сочетании с огневой резкой арматурных стержней в целях снижения виброудар­ного воздействия на конструкцию и обеспечения ее устойчивости.

Наиболее эффективными и безопасными способами разруше­ния перекрытий при устройстве проемов являются алмазные сверление и резка. Устройство проема с помощью гидроклиньев и бетонолома производится в случае исключения (предотвраще­ния) возможности обрушения поврежденных конструкций от вибро­ударного воздействия при разрушении бетона.

Наши рекомендации