Опыт 1. Приготовление раствора с заданной массовой долей соли

Требуется приготовить раствор хлорида натрия с массовой долей 0,04 (4% раствор NaCl). Рассчитайте, сколько потребуется соли и воды для приготовления раствора данной концентрации.

Выполнение опыта

На лабораторных весах взвесьте нужное количество соли и высыпьте ее в коническую колбу на 250 мл. Отмерьте цилиндром необходимое количество воды и медленно влейте ее в колбу с солью, непрерывно перемешивая раствор.

Приготовленный раствор перелейте из колбы в цилиндр и измерьте ареометром его плотность.

Запись результатов опыта

Используя измеренное значение плотности, рассчитайте молярную концентрацию приготовленного раствора. Результаты опыта занесите в таблицу:

Масса, г Плотность раствора, г /см3 Молярная концентрация раствора, моль/л
соли воды
     
       

В выводе дайте определение массовой доли растворенного вещества и молярной концентрации.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Какие химические системы называют растворами? Приведите примеры газовых, жидких и твердых растворов.

2. От каких факторов зависит растворимость веществ?

3. Какими тепловыми эффектами сопровождается растворение веществ? Приведите примеры.

4. Дайте понятие концентрации раствора.

5. Перечислите основные способы выражения концентрации растворов.

6. Дайте определение массовой доли раствора.

7. Что такое молярность раствора? В каких единицах она измеряется?

8. Как рассчитывается мольная доля?

9. Что такое насыщенный раствор?

Работа №6

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ И

РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА

Цель работы: исследование свойств растворов электролитов

и условий необратимого протекания реакций ионного

обмена (РИО)

Опыт 1 . Обменные реакции в растворах электролитов

1.1. Реакции, протекающие с образованием малорастворимых веществ

Выполнение опыта

В пробирку налейте 2 – 3 мл раствора хлорида железа (III) и добавьте
2 – 3 мл гидроксида натрия. Что наблюдаете?

Запись результатов опыта

Напишите уравнение реакции между указанными веществами в молекулярной, молекулярно-ионной и сокращенной ионной формах.

Определите, какие ионы являются истинными участниками этой реакции. Сделайте вывод, почему данная реакция является реакцией ионного обмена, и каковы условия ее протекания.

1.2. Реакции, протекающие с образованием малодиссоциирующих веществ

Выполнение опыта

В пробирку налейте 1 – 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте одну каплю бесцветного фенолфталеина. Какую окраску приобрел раствор? О наличии каких ионов свидетельствует данная окраска раствора?

По каплям прилейте разбавленную серную кислоту до полного обесцвечивания раствора.

Запись результатов опыта

Напишите молекулярное, молекулярно-ионное и сокращенное ионное уравнения реакции взаимодействия этих веществ. Определите, какие ионы являются истинными участниками этой реакции. Объясните причину исчезновения малиновой окраски, учитывая, что в кислой среде фенолфталеин остается бесцветным.

В выводе ответьте на вопрос, почему данная реакция является реакцией ионного обмена, и какое условие необратимого протекания РИО соблюдается в данном опыте.

1.3. Реакции, протекающие с образованием газообразных веществ

Выполнение опыта

В пробирку насыпьте измельченного карбоната кальция и добавьте
5 – 7 капель 1М раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?

Запись результатов опыта

Составьте молекулярное, молекулярно-ионное и сокращенное ионное уравнения процесса взаимодействия соляной кислоты с карбонатом кальция.

Сделайте вывод об условии необратимого протекания реакции ионного обмена.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Какие вещества относятся к электролитам и неэлектролитам? Вещества каких классов неорганических соединений являются электролитами?

2. Что такое электролитическая диссоциация? Приведите примеры уравнений электролитической диссоциации.

3. Введите понятия «кислота», «основание», «соль» с точки зрения электролитической диссоциации.

4. Дайте понятие степени диссоциации электролитов. По какому признаку проводят условное деление электролитов на сильные и слабые?

5. Перечислите факторы, от которых зависит степень диссоциации.

6. Назовите особенности процесса диссоциации слабых электролитов. Дайте понятие константы диссоциации.

7. Как связаны между собой константа диссоциации и степень диссоциации? Приведите математическое выражение закона разбавления Оствальда.

8. Что такое водородный показатель (рН)? Для чего он используется?

9. Каково соотношение ионов Н+ и ОН в кислой, нейтральной и щелочной средах?

10. Какие кислотно-основные индикаторы Вы знаете? Как меняется окраска каждого из них в зависимости от среды?

11. Какие реакции называются реакциями ионного обмена? Перечислите условия необратимого протекания реакций ионного обмена.

Работа №7

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ

Цель работы: изучение некоторых свойств водных растворов солей,

связанных с реакцией гидролиза

Наши рекомендации