Характеристики физико-химических методов анализа

На практике удобно использовать линейную зависимость Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru от Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru ; Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru , Чувствительность. При выборе метода обнаружения и количественного определения вещества, желательно знать чувствительность данного метода. Чувствительность метода характеризуется минимально обнаруживаемой концентрацией, т.е. наименьшей концентрацией данного вещества, обнаруживаемого в данных условиях данным методом в единицах массы на единицу объема (мкмоль на л, мкг на мл). Предел чувствительности зависит от способов выполнения реакции и других факторов. Для количественной оценки чувствительности служит коэффициент чувствительности S:

Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru ;

Рис.1 Градуировочный график

где Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru - изменение измеряемого сигнала при изменении концентрации Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru . S – первая производная функции Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru . где Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru - коэффициент чувствительности, равный тангенсу угла наклона прямой Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru , отсекающий отрезок Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru по оси Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru ; Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru - значение параметра Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru в отсутствие определяемого компонента ( Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru ). Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru и Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru можно вычислить методом регрессионного анализа. Если проведено Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru -измерений параметра Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru при разных значениях Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru , то по методу наименьших квадратов

Если зависимость между Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru и Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru не линейна, то стараются превратить её в линейную. Например, функцию типа Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru можно привести к линейному виду логарифмированием:

Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru .

В зависимости от чувствительности и количества материала методы ф/х анализа можно классифицировать как макро- (более 10-1 г), полумикро- (10-2- 10-1 г), микро- (10-3-10-2 г), ультрамикро- (10-7 – 10-4 г) и субмикрометоды (10-9 – 107 г).

При анализе большого количества проб несколько различающихся по составу, значительную роль играет, с одной стороны воспроизводимость, т.е. близость полученных результатов к какой-то средней величине, а с другой стороны избирательность, т.е. возможность определения какого-то элемента в присутствии другого.

Критериями воспроизводимости служат отклонение d от среднего результата серии измерений Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru и размах выборки Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru .

Если разброс значений Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru можно описать нормальным распределением, то для оценки воспроизводимости обычно рассчитывают дисперсию V, стандартное отклонение S или относительное стандартное отклонение Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru .

Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru , Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru , Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru

Предел обнаружения. Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru - наименьшая концентрация, которую можно обнаружить с вероятностью Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru .

Рис.2 Связь между пределом обнаружения и минимальным аналитическим сигналом

Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru

Правильность – близость полученного и истинного значений измеряемой величины.

Оценка воспроизводимости и правильности анализа – необходимый этап при решении задач ф/х методами. Эти показатели существенно зависят от различных видов погрешностей при анализах. По своей природе ошибки могут быть грубыми систематическими и случайными.

Грубые ошибки (промахи) возникают, как правило, из-за невнимательности исследователя, временного выхода из строя измерительного прибора. Обычно такие ошибки проявляются при записи измеренной величины на фоне результатов анализов других проб. Для устранения грубых ошибок требуются повторные измерения.

Систематические ошибки – это односторонние (по знаку) погрешности, вызванные неисправностью измерительного прибора, недостатком метода. Систематические ошибки характеризуют правильность результата (например, если шкала прибора смещена на какую-то величину, то во все измерения будет входить одна и та же погрешность). Систематические ошибки связаны также с индивидуальными особенностями аналитика, с ошибками расчета (неправомочное округление чисел). Главным образом, систематические ошибки зависят от методических погрешностей. Источником методических ошибок может быть неоднородность анализируемого объекта, неадекватное применение метода анализа (например, применение методики определения фосфора в природной воде для определения фосфора в листьях растений), влияние примесей или основы анализируемого объекта, а также примесей в реагентах и растворителях.

Существуют определенные приёмы выявления систематических погрешностей, из них наиболее известных: 1) использование стандартных образцов; 2) варьирование массы навески; 3) метод добавок; 4) сравнение результатов анализа независимыми методами.

Случайные ошибки. В отличие от систематических погрешностей случайные ошибки не имеют видимой причины. Оценка случайных погрешностей проводится на основе математической статистики. К.Гаусс в начале прошлого века показал, что случайные ошибки подчиняются так называемому нормальному закону распределения, из которого следует: чем больше ошибка, тем реже она встречается, а положительные ошибки также вероятны, как отрицательные.

Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru

Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru - среднее значение

- +

Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru

Рис. 1. Кривая плотности вероятности

нормально распределенной случайной

величины.

Сх

Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru
    Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru   Характеристики физико-химических методов анализа - student2.ru

4 8 12

Рис. 2. Случайные и систематические погрешности при многократном анализе.

Случайные ошибки нельзя устранить. Их только можно свести к минимуму. Чем больше разброс данных при анализе, тем больше должно быть определений. Усреднение последних даёт результат измерений наиболее близкий к истинному.