Теория электролитической диссоциации»
Дисциплина: Неорганическая химия
Специальность: 060301 «Фармация»
Учебный год
Содержание учебно-методического пособия№3
1. Мотивация темы и цель самоподготовки
2. Рекомендации для самоподготовки
4. Вопросы для самоподготовки
5. Задания для самоподготовки
Мотивация темы и цель самоподготовки.
«Corpora non agunt nist fluda sive solute»
Вещества не взаимодействуют, если они не находятся в жидком или растворенном состоянии.
(изречение алхимиков)
Цель самоподготовки
Изучить теорию растворов и диссоциацию электролитов.
Представлять:
О воде как слабом электролите. О гидратной теории растворов Д.И. Менделеева.
Знать:
Виды растворов и способы выражения концентрации растворов.
Диссоциацию электролитов.
Реакции в растворах электролитов
Гидролиз, его типы, факторы, влияющие на гидролиз.
Уметь:
1. вычислять различные концентрации растворов.
2. Записывать ионные и сокращенные ионные уравнения диссоциации электролитов.
3. Составлять уравнения гидролиза и рассчитывать его степень.
Рекомендации для самоподготовки
- Внимательно прочитайте материал учебника "Неорганическая химия" Л.М. Пустовалова стр.128-181; учебник "Неорганическая химия" Э.Т.Оганесян стр.129-177;и теоретический материал, изложенный в этом пособии.
- Лекции №6 и№7
- Ответьте на вопросы для самоподготовки данного пособия
- Заполните таблицу для самоподготовки данного пособия.
Вопросы для самоподготовки
- Что такое дисперсные системы?
- Как классифицируются дисперсные системы по размеру частиц дисперсной фазы?
- Какое строение имеет мицелла?
- Что такое коагуляция?
- Что такое седиментация? С чем она связана?
- Что такое пептизация? Как классифицируются растворы по агрегатному состоянию?
- Какие вещества называются кристаллогидратами? Приведите примеры?
- Каков порядок действий при приготовлении растворов с технической концентрацией?
- Каков порядок действий при приготовлении растворов с аналитической концентрацией?
- Какова главная причина электролитической диссоциации в водных растворах?
- Чем объясняется разница в свойствах ионов и атомов одного и того же элемента?
- Каково значение электролитов для физиологических и биохимических процессов в живых организмах?
- Что такое рН? Как его можно определить?
Задания для самоподготовки
Решите задачи:
- Определите массовую долю хлорида натрия в растворе, полученном при растворении соли массой 20г в воде объемом 300мл.
- Сколько грамм гидроксида калия содержится в растворе объемом 200 мл с массовой долей щелочи 10% и плотностью 1,09 г/мл?
- К 200мл раствора серной кислоты (плотность 1,066) с массовой долей 10% прилили 1 л воды. Определите массовую долю кислоты в полученном растворе?
- Определите массовую долю хлорида натрия в растворе, полученном при смешении раствора массой 20г с массовой долей 24% и плотностью 1,18 с раствором массой 30г и массовой долей 12%, с плотностью 1,086г/мл.
- Сколько миллилитров азотной кислоты с массовой долей 20% и плотностью 1,18 потребуется для нейтрализации раствора гидроксида калия массой 5,6г.
- На металлический натрий массой 4,6г подействовали 200мл воды. Определите массовую долю полученной щелочи в растворе.
- Какой объем соляной кислоты с массовой долей HCL 20% и плотностью 1,1 необходим для растворения известняка массой 200г, содержащего карбонат кальция с массовой долей 85%? Какой объем займет выделившейся при этом газ?
- На реакцию карбоната натрия массой 0,44г расходуется 12мл раствора серной кислоты. Вычислите молярную концентрацию раствора серной кислоты.
- Сульфат цинка применяется в медицине в виде 0,25% раствора в воде как глазные капли. Сколько нужно добавить воды к 25г 2%-го раствора, чтобы получить глазные капли?
- Медный купорос применяется в медицине как антисептическое и вяжущее средство. Сколько грамм купороса нужно взять для приготовления 200г раствора с массовой долей CuSO4 5%?
- Какой объем 1М раствора серной кислоты необходим для нейтрализации 25мл 1М раствора гидроксида калия?
- Сколько граммов 10% раствора серной кислоты требуется для обменного взаимодействия с 100 мл 13,7%-ного раствора карбоната натрия (r=1,145).
- Сколько миллилитров 5М раствора КОН следует прибавить к раствору сульфата аммония для получения 56 литров аммиака при нормальных условиях?
- Растворимость сульфата калия при 200С равна 11,1г на 100г Н2О. Рассчитать массовую долю растворенного вещества (в %) и молярную концентрацию насыщенного раствора соли при 200С. (Плотность раствора 1,07 г/мл).
- К 80г цинка прибавили 200 мл 20%-ного раствора соляной кислоты (r=1.1).Вычислить объем выделившегося водорода при нормальных условиях и массу цинка, оставшегося неизрасходованным.
- Раствор содержит NaBr и NaCl с одинаковыми массовыми долями .Определите их молярные концентрации, если для полного осаждения хлорида и бромида из 100г раствора необходимо 100мл 8%-ного раствора нитрата серебра (r=1.07г/мл).
- Фосфорин, полученный гидролизом 145,6 г фосфида кальция, сожгли. Образовавшийся оксид фосфора растворили в 200 мл 25%-ного раствора гидроксида натрия (пл.1,28).Определите, какого состава образуется соль и какова ее концентрация в растворе. Напишите уравнения протекающих реакций.
- Из 500 г 40%-ного раствора сульфата железа (II)при охлаждении выпало 100г его кристаллогидрата (кристаллизуется с 7 молекулами воды). Какова массовая доля вещества в оставшемся растворе?
- Из 300г насыщенного при 40*С раствора хлорида цинка (растворимость 452,5 в 100г воды) при охлаждении до 00С выпало 254г кристаллогидрата, а массовая доля соли в растворе стала равной 13,17%.Установите состав кристаллогидрата.
- Выберите из представленного списка веществ электролиты и неэлектролиты: HCI, CH4, CO2, Na3PO4, ZnCl2, Ca(OH)2, С6Н12О6, СН3СООН, I2, этиловый спирт, глицерин.
- Почему дворники во время зимы посыпают лед кристаллической солью? Опуская экономические и гастрономические соображения, обсудите целесообразность использования в данных целях сахарного песка и этилового спирта.
- Могут ли подвергаться термической диссоциации такие ионные соединения, как карбонат и хлорид аммония?
- Почему в водном растворе по рассмотренному на стр. 7-8 механизму не диссоциируют неполярные или малополярные соединения, например, СН4, Вг2 и др.?
- Нарисуйте общий вид графика зависимости электропроводности раствора серной кислоты (ось у) от его концентрации (ось х). Поясните эту зависимость.
- Рассчитайте степень диссоциации синильной кислоты при концентрации 1 моль/литр.
- В бочку воды (200 л) внесли 5 молекул синильной кислоты. Сколько молекул продиссоциировало?
- С позиции теории электролитической диссоциации объясните, почему концентрированная серная кислота пассивирует неблагородные металлы, а разбавленная взаимодействует с этими же металлами.
- Могут ли образовывать основные и кислые соли следующие пары веществ: NaOH и HCI, КОН и H2SO4, Са(ОН)2, и H2SO4, А1(ОН)3 и НСl. В случае, если это возможно, напишите уравнения реакций.
- Может ли существовать соединение, являющееся одновременно кислой и основной солью, например, Са(ОН)Н2РО4 или (СаОН)2НР04?
- Напишите уравнения электролитической диссоциации (СаОН)3РО4 и Ca(HSO4)2.
- Добавление к раствору сульфида натрия кислоты будет способствовать увеличению или уменьшению гидролиза этой соли?
- Предскажите среду растворов следующих солей: NaNO3, К2СО3, FeCI3, AI2S3. Обоснуйте свой ответ уравнениями соответствующих реакций.
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СМОЛЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Учебно-методическое пособие для студентов по
подготовке к практическому занятию
Тема: «Химические реакции.