Новокузнецкий торгово-экономический техникум
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
(ГОУ СПО НТЭТ)
Химия
Методические указания и контрольные задания
для студентов-заочников образовательных учреждений
среднего профессионального образования
По специальности «Земельно-имущественные отношения»
2012г.
Пояснительная записка
Дисциплина ,,Химия” рассчитана на студентов первого курса, обучающихся по специальности 150310. Курс изучается в течение двух семестров.
Курс состоит из двух разделов: 1. Общая и неорганическая химия
2. Органическая химия
Первый раздел.Общая и неорганическая химия является по сути повторительно-обобщающим. Учащиеся ещё в школе изучили основные темы этого раздела. Здесь темы повторяются, но на более высоком уровне, с применением более сложного материала. Раздел предусматривает следующие типы уроков: изучение нового материала, комбинированный, формирование умений и навыков, систематизация и обобщение знаний. Используются разнообразные методы обучения: лабораторные и практические работы, лекции, беседы. Материал этого раздела во многом знаком учащимся, поэтому целесообразно использовать шире самостоятельную работу, работу по микрогруппам. Присутствуют межпредметные связи с физикой, аналитической, физической и коллоидной химией.
Второй раздел.Органическая химия является менее объёмным разделом. Материал является новым для учащихся, хотя опирается на знания, полученные в предыдущих разделах. Материал изучается на уроках разных типов: вводный, комбинированный, формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, учёта и контроля знаний. Для изложения материала используют методы: лекция, беседа, практические и самостоятельные работы, контрольная работа. Эффективно использование приёмов проблемного изложения, чтение докладов. Сочетание различных типов, методов и приёмов уроков способствует достижению целей изучения раздела. Главными целями изучения органической химии является развитие научного мировоззрения учащихся, логического мышления при изучении взаимосвязи строения и свойств веществ. Важным является получение теоретических знаний, которые могут быть использованы при изучении аналитической, физической и коллоидной химии, контроля продукции в общественном питании. Очень важным элементом изучения раздела являются лабораторные работы, на которых учащиеся получают навыки работы с реактивами, посудой, опыт проведения эксперимента.
Для итога контроля знаний программой предусмотрен зачёт.
Содержание дисциплины
Раздел I. Общая и неорганическая химия.
Тема 1.1 Основные понятия и законы химии
Студент должен :
Знать: понятия вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, моль и молярная масса, аллотропия, закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава
Уметь: определять относительную молекулярную и молярную массы, решать расчетные задачи с ее использованием.
Содержание учебного материала:
Основные понятия химии.Вещество. Атом. Молекула Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
Основные законы химии.Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствие из него.
Расчётные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложных веществах.
Демонстрации .Модели атомов и молекул, простых и сложных веществ. Модель молярного объёма газов. Аллотропные модификации.
Практическая работа.Решение расчётных задач на нахождение молярной массы и массовой доли элементов в сложных веществах.
Самостоятельная работа.Решение задач.
Профессиональные и профессионально значимые элементы.Аллотропия углерода, кислорода и олова. Понятии о химической, био- и нанотехнологиях.
Тема 1. 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.
Студент должен :
Знать: формулировку периодического закона
Уметь: характеризовать элементы малых периодов по их положению в Периодической системе
Содержание учебного материала:
Периодический закон Д.И.Менделеева. Открытие Периодического закона. Формулировка Периодического закона, предложенная Д.И.Менделеевым. Периодическая таблица химических элементов как графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды ( малые и большие), группы ( главная и побочная)
Строение атома и периодический закон. Атом – сложная частица. Ядро ( протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов больших периодов. Понятие об s, p, d – орбиталях. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы для развития химии и понимания картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы. Электризация тел и их взаимодействие.
Практическая работа.Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
Самостоятельная работа.Составление электронных формул. Характеристика элементов по его положению в таблице.
Тема 1.3. Строение вещества
Студент должен:
Знать: понятия химическая связь, электроотрицательность, валентность
Уметь: определять тип связей, заряд иона, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи
Содержание учебного материала:
Ионная связь. Катионы, их образование из атома в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как результат электростатического взаимодействия. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решётки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решётками.
Металлическая связь.Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.
Агрегатные состояния веществ и водородная связь.Твёрдое, жидкое и газообразное состояние веществ. Переход из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.
Чистые вещества и смеси.Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объёмная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
Дисперсные системы.Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.
Демонстрации.Модель кристаллической решётки хлорида натрия, «сухого льда», алмаза, графита. Образцы минералов с ионной кристаллической решёткой. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем ( эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей). Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторная работа.Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии растительного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
Самостоятельная работа.Определение вида связи в веществе и типа кристаллической решётки по его свойствам.
Содержание учебного материала
Вода. Растворы. Растворение.Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенны, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твёрдых веществ от различных факторов.
Массовая доля растворённого вещества.
Электролитическая диссоциация.Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Основные положения электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.
Демонстрации.Растворимость веществ в воде. Собирание газов методом вытеснения воды. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Приготовление жёсткой воды и устранение её жёсткости. Иониты. Образцы минеральных вод различного назначения.
Лабораторная работа.Приготовление растворов заданной концентрации.
Самостоятельная работа.Составление уравнений диссоциации . Решение задач на определение концентрации вещества.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания.Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Решение задач на массовую долю растворённого вещества. Применение воды в технических целях. Жёсткость воды и её способы устранения. Минеральные воды.
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
Студент должен:
Знать: понятия углеродного скелета, функциональной группы, изомерии, гомологии, теорию строения органических соединений
Уметь: определять по формуле принадлежность веществ к классу, называть вещества по тривиальной и международной номенклатуре, характеризовать основные классы органических соединений, их химические свойства, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических соединений, решать расчётные задачи по химическим формулам и уравнениям.
Содержание учебного материала:
Предмет органической химии. Природные , искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Классификация органических веществ.Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.
Классификация реакций в органической химии.Реакции присоединения ( гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления ( дегидрогалогенирования, дигидрирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.
Демонстрации.Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.
Лабораторная работа.Изготовление молекул органических веществ.
Самостоятельная работа.Составление формул изомеров и гомологов, названия органических веществ по международной номенклатуре.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания.Понятие о реагенте и субстрате. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии.
Содержание учебного материала
Алканы.Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов ( метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе их свойств.
Алкены.Этилен, его получение ( дегидрирование этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена : горение, качественные реакции ( обесцвечивание йодной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.
Диены и каучуки.Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряжённые диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена : обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетический каучуки. Резина.
Арены.Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения ( галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.
Природные источники углеводородов.Природный газ: состав, применение в качестве топлива.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты.
Демонстрации.Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция каучуков и образцов из резины.
Лабораторная работа.Получение и химические свойства метана и этилена.
Лабораторная работа.Получение ацетилена из карбида кальция. Отношение ацетилена к йодной воде и марганцовке. Отношение бензола и толуола к раствору марганцовки.
Самостоятельная работа.Составление уравнений реакций.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания.Правило В.В. Марковникова. Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука.
Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол.
Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд Аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.
Основные направления переработки природного газа.
Попутный нефтяной газ, его переработка.
Процесс промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.
Коксохимическое производство и его продукция.
Виды химической связи
Атомы многих элементов способны образовывать молекулы благодаря химическим связям между ними. Связи образуются взаимодействием неспаренных электронов каждого атома. Существует несколько видов связей. Вид связи зависит от электроотрицательности (ЭО) образующих её атомов. ОЭ –способность атома притягивать электроны. Чем выше эта способность, тем больше значение ЭО. Отсюда следует, что атомы неметаллов имеют большие значения ЭО по сравнению с металлами.
Ионная связь возникает между атомами с резко различающимися электроотрицательностями. Такая связь существует между металлами и неметаллами в солях, а также в водных растворах кислот и щелочей.
Ковалентная полярная связь возникает между атомами с близкими значениями ЭО. Такая связь существует между атомами различных неметаллов, например, в оксидах, водородных соединениях неметаллов.
Ковалентная неполярная связь возникает между атомами неметаллов с равными значениями ЭО. Такая связь возникает в молекулах простых веществ неметаллов.
Металлическая связь существует между атомами металлов.
Водородная связь возникает между молекулами веществ, содержащих атом водорода и атом с большим значением ЭО ( фтор, кислород, азот, сера). Именно благодаря водородной связи вода при нормальных условиях находится в жидком состоянии.
Прочность связи зависит от радиусов образующих их атомов: чем больше радиусы, чем слабее взаимодействие между атомами и слабее связь. Следует помнить, что радиусы атомов возрастают с увеличением номера периода.
Пример 1.Какой вид связи существует в молекуле воды? Изобразите схему образования молекулы воды.
Решение: молекула воды образована атомами двух неметаллов с различными значениями ЭО. Поэтому связь будет ковалентной полярной. Атом водорода имеет на внешнем уровне один неспаренный электрон, атом кислорода два неспаренных электрона. Схема образования молекулы воды
О
Н Н
Пример 2.Между молекулами какого вещества возможно образование водородной связи: NO2, CH4, NH3, CO2, F2 ?
Решение: согласно теории водородная связь возникает между молекулами, содержащими атом водорода и сильно электроотрицательный элемент. Среди приведённых веществ этим требованиям отвечает молекула аммиака NH3.
Задания
1. Изобразите схему образования молекулы аммиака
2. Какой вид связи существует в молекулах
а) хлороводорода
б) азота
в) бромида натрия
г) оксида серы (IV)
д) фосфина PH3
Изобразите схему образования этих молекул
3. Между молекулами каких веществ возможно образование водородной связи: СuO, KCl, HF, H2S, CO2, Cl2, NaH?
4. Укажите тип связи в молекулах:
FeO, LiBr, HJ, SiH3, SiO2, J2, Na2S, C2H2
5. Как изменяется прочность связи в ряду HCl, HBr, HI ?
6. Расположите вещества в ряд по возрастанию прочности связи:
H2O, H2Te, H2S, HF
Задания для контрольной работы
1. Относительная атомная масса и её вычисление. Вычислите относительную атомную массу кислорода, серы и алюминия.
2. Число Авогадро. Моль и молярная масса. Вычислите молярную массу угольной кислоты.
3. Закон Авогадро. Какой объём занимают 3,4 г аммиака при нормальных условиях?
4. Сколько молекул содержится в 40г сульфата меди? Какой объём занимают 2 моль хлора?
5. Cколько граммов составляют 0.1 моль серной кислоты, 60 граммов гидроксида натрия?
6. Закон сохранения массы веществ и его применение. Определите массу продукта реакции, образующегося в результате взаимодействия 1 моль гидроксида натрия с избытком серной кислоты.
7. Закон сохранения состава веществ. Определите массу продукта реакции, образующегося в результате взаимодействия 2 моль гидроксида калия с соляной кислотой.
8. Основные классы неорганических соединений. Класс оксидов. Определите массу продукта реакции, образовавшегося в результате взаимодействия 0,2 моль гидроксида калия с оксидом углерода.
9. Класс кислот. Определите массу продукта реакции, образующегося при взаимодействии 40г оксида магния с 3,65г соляной кислоты.
10. Класс оснований. Определите массу соли, образующуюся при взаимодействии 1 моль гидроксида калия с соляной кислотой.
11. Класс солей. Определите количество моль и массу оксида меди, при взаимодействии которого с серной кислотой образовалось 16г сульфата меди.
12. Устройство периодической системы Д. И. Менделеева. Опишите положение элемента кислорода.
13. Типы электронных орбиталей. Укажите элемент, имеющий 4s4p валентные электроны.
14. Физический смысл порядкового номера элемента. Определите число нейтронов, содержащихся в атоме гелия.
15. Как изменяются свойства элементов по периодам и группам? Напишите электронную формулу атома азота.
16. Периодический закон и его две формулировки. Напишите электронную формулу атома фосфора.
17. Физический смысл номера периода и номера группы. Укажите элемент, имеющий 4s3d валентные электроны.
18. Устройство атома и его модели. Определите число протонов, содержащееся в атоме калия.
19. Типы химических связей. Ионная связь.
20. Типы химических связей. Ковалентная полярная и неполярная связь.
21. Водородная связь и её значение.
22. Зависимость свойств веществ от типа химической связи.
23. Типы химических связей. Металлическая связь.
24. Донорно-акцепторный механизм образования связи.
25. Как изменяется прочность связи в молекулах HCl, HBr, HI. Объясните.
26. Укажите тип связи в молекулах CuO, KCl, (HF)2, H2S, PH3, CO2, CL2, CH4.
27. Покажите механизм образования катиона аммония.
28. Как изменяется прочность связи в молекулах H2O, H2S, H2Te? Объясните.
29. Укажите тип связи в FeO, LiBr, HI, PH3, SiO2, Br2, Na2S, C2H2.
30. Нарисуйте схему образования молекулы воды.
31. Покажите механизм образования молекулы аммиака.
32. Основные типы химических реакций. Приведете пример реакции разложения.
33. Какая реакция называется реакцией обмена? Приведите пример.
34. Сущность реакции нейтрализации. Приведите пример такой реакции.
35. Какая реакция называется реакцией соединения? Приведите пример.
36. Приведите примеры экзо- и эндотермических реакций и дайте им определения.
37. Определение окислительно-восстановительных реакций и что такое степень окисления , как она определяется? Рассчитайте степень окисления хлора в HClO, Cl2O7, HCl, HClO4.
38. Какие процессы называются окислением и восстановлением? Приведите примеры.
39. Дайте определение окислителей и восстановителей.Приведите примеры.
40. В чём сущность метода электронного баланса?
41. Понятие высшей и низшей степени окисления. Какие степени окисления проявляет фосфор?
42. В какой степени окисления азот проявляет только восстановительные свойства?
43. Какими свойствами с точки зрения окислительно-восстановительных обладают ионы Cl , H , NO3 ?
44. Какие степени окисления может проявлять сера? Ответ обоснуйте строением атома серы.
45. Уравняйте реакцию методом электронного баланса:
NH4NO3 à N2 + H2O
46. Уравняйте реакцию методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель:
Zn + HNO3 à Zn(NO3)2 + N2 + H2O
47. Уравняйте реакцию методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановилель:
Cu + H2SO4 à CuSO4 + SO2 + H2O
48. Определите степени окисления хрома в H2CrO4, K2Cr2O7, CrO3, Cr(OH)3.
49. В какой степени окисления сера может проявлять окислительно-восстановительную двойственность? Поясните.
50. Может ли ион водорода Н+ проявлять восстановительные свойства? Ответ поясните.
51. Определите степени окисления хлора в Cl2O, HClO2, KClO3, Ca(ClO)2, Cl2O7, Cl2.
52. Может ли ион кислорода проявлять восстановительные свойства? Ответ обоснуйте.
53. Какими свойствами с точки зрения окислительно-восстановительных обладают ионы Сu и MnO4 ? Объясните.
54. Уравняйте реакцию методом электронного баланса: Pb(NO3)2 à PbO + NO2 + O2
55. Получите гидроксид цинка и докажите его амфотерность.
56. Получите фосфорную кислоту и напишите её ступенчатую диссоциацию.
57. Напишите молекулярные и ионные уравнения гидролиза карбоната калия. Укажите реакцию среды.
58. Получите гидроксид алюминия и напишите его ступенчатую диссоциацию.
59. Напишите молекулярные и ионные уравнения гидролиза фосфата натрия. Укажите реакцию среды.
60. Получите серную кислоту и напишите её диссоциацию.
61. Напишите молекулярные и ионные уравнения гидролиза хлорида хрома (III). Укажите реакцию среды.
62. Получите угольную кислоту и напишите её диссоциацию.
63. Напишите молекулярное и ионное уравнение гидролиза сульфата меди. Укажите реакцию среды.
64. Получите сернистую кислоту и напишите её диссоциацию.
65. Напишите уравнения гидролиза нитрата цинка. Укажите реакцию среды.
66. Опишите принцип Ле-Шателье. Приведите пример.
67. В какую сторону сместится равновесие реакции 3H2 (г) + N2(г) à 2NH3(г) +Q при а)увеличении температуры
б) понижении давления
в) увеличении концентрации азота. Поясните.
67. Изменением каких параметров и как можно сместить равновесие данной реакции в сторону продуктов: N2(г) + O2(г) à 2NO(г) +Q
68. Сформулируйте закон Вант-Гоффа. Приведите пример.
69. Во сколько раз увеличится скорость реакции при увеличении температуры на 40 С, если температурный коэффициент равен 2?
70. В какую сторону сместится равновесие данной реакции:
SO2(г) + O2(г) à SO3(г) – Q при:
а) увеличении давления
б) понижении температуры
в) увеличении концентрации кислорода. Поясните.
71. Изменением каких параметров можно сместить равновесие данной реакции в сторону исходных веществ. Все вещества являются газами.
NO + NO2 à N2O3 + Q
72. Как изменится скорость реакции при увеличении температуры на 30 С, если температурный коэффициент равен 3 ?
73. Как повлияет увеличение давления на равновесие в следующих реакциях (все вещества взяты в виде газов).
а) SO2 + Cl2 à SO2Cl2
б) H2 + Cl2 à 2HCl
74. Изменением каких параметров можно сместить равновесие данной реакции в сторону прямой реакции:
4HCl + O2 à 2Cl2 + 2H2O +Q Все вещества в виде газов.
75. На сколько градусов надо уменьшить температуру реакции, чтобы скорость реакции уменьшилась в 16 раз ? Температурный коэффициент равен 2.
76. В какую сторону сместится равновесие данной реакции N2 + 2O2 à 2NO2 – Q при: а) увеличении концентрации азота
б) повышении температуры
в) введении катализатора ? Все продукты в реакции газы.
77. Как изменится скорость реакции при увеличении температуры на 20 С, если температурный коэффициент равен 2,5 ?
78. Вычислите массу и объём углекислого газа, которые можно получить при разложении 200г карбоната кальция, содержащего 40% примесей.
79. Массовая доля карбоната кальция в известняке составляет 90%. Какую массу известняка надо взять, чтобы получить 20г гидроксида кальция?
80. При взаимодействии 8г железа с хлором получили хлорид железа (III). Соль растворили в 50г воды. Определите массовую долю соли в полученном растворе.
81. При взаимодействии 1,32г технического цинка с избытком серной кислоты получили 0,448 л водорода. Определите массовую долю цинка в техническом цинке.
82. При действии избытка соляной кислоты на 100г раствора карбоната натрия выделился газ. Занимающий объём 2л. Определите массовую долю карбоната натрия в растворе.
83. Вычислите, какая масса нитрата кальция может быть получена из гидроксида кальция массой 120г, в котором массовая доля примесей составляет 10% ?
84. Из 250г 20%-ного раствора хлорида калия выпарили 100 мл воды. Какой стала массовая доля соли в растворе?
85. В 180 г 15%-ного раствора гидроксида натрия растворили ещё 20г щёлочи. Какой стала массовая доля щёлочи в полученном растворе?
86. Слили два раствора серной кислоты: 240г 30%-ного и 180г 5% -ного. Какой стала массовая доля кислоты в образовавшемся растворе ?
87. Определите массу воды, необходимую для взаимодействия с 112г оксида кальция.
88. Теория строения органических веществ А. М. Бутлерова.
89. Типы гибридизации атома углерода в органических соединениях.
90. Классификация органических соединений. Перечислите функциональные группы по классам органических соединений.
91. Строение метана. Тип гибридизации, пространственная форма, структурная и электронная формулы.
92. Класс алканов ( общая формула, гомологический ряд, изомерия и номенклатура). Изобразите и назовите изомер октана.
93. Химические свойства алканов. Получите из метана бутан, используя синтез Вюрца.
94. Класс алкенов (общая формула, гомологический ряд, изомерия и номенклатура). Изобразите и назовите изомер и гомолог бутена-1.
95. Химические свойства алкенов. Напишите реакцию взаимодействия пентена-1 с соляной кислотой.
96. Класс алкинов (общая формула, гомологический ряд. Изомерия и номенклатура). Изобразите и назовите изомер и гомолог пентина.
97. Химические свойства алкинов. Получите из карбида кальция уксусный альдегид.
98. Диеновые углеводороды и их значение в промышленности. Напишите реакцию взаимодействия бутадиена с хлороводородом.
99. Ароматические углеводороды, их схожесть и отличие от предельных углеводородов. Получите из метана бензол.
100. Характеристика класса спиртов. Осуществите превращения:
C2H5OH à C2H4 àC2H5Cl à C2H5OH
101. Характеристика класса альдегидов. Напишите реакцию окисления пропанола-2.
102. Характеристика класса кетонов на примере пропанона. Напишите все возможные изомеры пентанона и назовите их.
103. Характеристика класса карбоновых кислот. Получите из этанола уксусную кислоту.
104. Общая формула сложных эфиров. Номенклатура эфиров. Гидролиз на примере пропилформиата.
105. Осуществите превращения: пропен à хлорпропанà гексанà гексанà гексенà гексанолà сложный эфир (назвать).
106. Характеристика жиров (состав, виды). Значение жиров.
107. Углеводы и их классификация. Моносахариды на примере глюкозы.
108. Характеристика класса аминов.
109. Характеристика и значение аминокислот.
110. Характеристика класса белков (классификация, строение и структура). Значение белков.
Номер варианта соответствует номеру Вашей фамилии в журнале
Номер Номера заданий
Варианта
1 1 , 10 , 20 , 30 , 70 , 90
2 2 , 12 , 22 , 32, 72 , 92
3 3, 13 , 23, 33, 73, 93
4 4, 14, 24, 34, 74, 94
5 5 , 15, 25, 35, 75, 95
6 6, 16, 26, 36, 76, 96
7 7, 17, 27, 37, 77, 97
8 8, 18, 28, 38, 78, 98
9 9, 19, 29, 39, 79. 99
10 11, 21 , 31, 71, 81, 91
11 1 , 11, 41, 51, 61. 101
12 2 , 22, 42, 52, 62, 102
13 3, 23, 43, 53, 63, 103
14 4, 24, 44, 54, 64, 104
15 5, 25, 45, 55, 65, 105
16 6, 26, 46. 56. 66, 106
17 7, 27, 47, 57, 67, 107
18 8, 28, 48, 58, 68, 108
19 9, 29, 49, 59, 69, 109
20 10, 19. 40. 50. 60 110
21 5 , 17, 26, 49, 67, 92
22 4, 16. 36, 52, 72, 104
23 7, 31, 49, 66, 82, 105
24 8, 27, 51, 73, 83, 106
25 2, 15, 35, 71, 85, 107
26 1 , 16, 36, 69, 86, 108
27 9 , 19 , 38, 54, 87, 109
28 3, 20, 33, 59. 88, 99
29 6, 13, 44, 60, 89, 100
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
(ГОУ СПО НТЭТ)
Химия
Методические указания и контрольные задания
для студентов-заочников образовательных учреждений
среднего профессионального образования