Скорость электрохимической коррозии

Электрохимическая коррозия протекает как последовательный процесс, состоящий из анодной и катодной реакций. Общая скорость определяется скоростью самой медленной стадии. Лимитирующей стадией может быть либо катодный процесс, либо анодный процесс.

Скорость катодной стадии процесса коррозии определяется скоростью подвода окислителя к катодному участку на металле. Если окислителем является молекулярный кислород, то скорость этой стадии будет определяться скоростью его диффузии через оксидный слой и зависеть от величин коэффициента диффузии, толщины диффузионного слоя и содержание в нем кислорода. Последний фактор существенно влияет на скорость катодной стадии, поэтому повышение температуры способствует уменьшению растворимости кислорода в диффузионном слое и, следовательно, падению скорости коррозии в целом. Состав катодного участка металла, т.е. степень его чистоты, не влияет на скорость катодной стадии с кислородной деполяризацией.

При коррозии металла с водородной деполяризацией скорость катодного процесса будет определяться скоростью самого процесса:

Н+ + е- → Надс

или Надс + Надс → Н2

Это объясняется большой подвижностью ионов водорода. На скорость восстановления ионов водорода существенное влияние оказывают два фактора: температура и состав катодного участка. С понижением температуры подвижность ионов водорода падает, что уменьшает скорость коррозии в целом. Некоторые металлы, например, платина, кобальт, никель и др., имеют способность катализировать процесс восстановления водорода и их присутствие в металле увеличивает скорость коррозии.

Скорость коррозии металла с лимитирующей стадией анодного процесса связана с пассивностью металла.

Пассивностью металла называется состояние его повышенной коррозионной устойчивости, вызванного торможением анодного процесса.

К пассивным металлам относятся, например, хром, алюминий, титан, никель и др. Несмотря на их термодинамическую возможность самопроизвольно окисляться кислородом и ионами водорода анодная стадия электрохимической коррозии тормозится из-за образования защитных оксидных или других пленок. В этой связи следует отметить присутствие в коррозионной среде ионов, также способствующих пассивации металла, например, нитрат иона (NO3-).

Некоторые ионы, например, Cl-, напротив, активируют анодную стадию процесса коррозии. Попадая на поверхность металла эти ионы хорошо сорбируются на металле, а затем образовывают с ним хлориды, способствующие растворению пассивирующих пленок и облегчают переход атомов металла с поверхности в раствор, т.е. активируют коррозию.

Некоторые примеры электрохимической коррозии

Рассмотрим различные случаи электрохимической коррозии металлов. Изначально условимся в качестве металла принимать сталь, поскольку этот металл в больших масштабах используется в железнодорожном транспорте и предприятиях этой отрасли. Отметим, что роль катода в этом случае играют зерна карбида железа (Fe3C) , а анода – железо.

Коррозия блуждающими токами

Блуждающими токами называются токи, ответвляющиеся от основного пути. Основными источниками блуждающих токов в земле являются электрифицированные железные дороги, трамваи, промышленный транспорт.

На рис. 6 показана схема коррозии блуждающими токами.

На участке рельса с плохим стыком или сваркой возникает большое омическое сопротивление, в результате чего часть тока меняет свое направление в сторону подземного металлического трубопровода. При этом в месте выхода блуждающих токов образуется анодная зона, где происходит коррозия металлических рельсов. В месте входа этих токов в трубопровод образуется катодная зона, где идет процесс восстановления катионов из почвы. Пройдя некоторое время по поверхности трубопровода блуждающие токи вновь возвращаются на основной путь.

Скорость электрохимической коррозии - student2.ru

Рис. 6. Схема коррозии блуждающими токами

В месте выхода этих токов образуется анодная зона, в которой происходит коррозия трубопровода, а на участке рельса, куда возвращаются блуждающие токи – катодная зона. Рельсы разрушаются в местах выхода токов в землю, а подземные коммуникации – в местах возвращения тока в рельс.

Наши рекомендации