Воображение и его индивидуальные особенности
Воображение – познавательный психический процесс создания в сознании новых образов.
Существа действенные, люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуют его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое. Поэтому прав был А.М.Горький, когда говорил, что "именно вымысел и замысел поднимают человека над животным" – вымысел прежде всего как замысел.
Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется "лишь одним из видов воображения". Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отожествлению первого с памятью.
Познавательные процессы
(представление, мышление и воображение)
Название | Что это | Что отражает | Как отражает | Виды | Особенности |
Представление | ППП (познавательный психический процесс) | Образы из памяти | Опосредованно | по видам образной памяти и комплексные | Быстрота Точность Детализированность Насыщенность |
Мышление | Суть и связи между объектами | Наглядное (действенное, образное) Абстрактное (образное, логическое) | Быстрота Широта Глубина Критичность Самостоятельность Логичность | ||
Воображение | Новые образы | Репродуктивное Творческое | Быстрота Точность (в репродуктивном) Детализированность Насыщенность |
Представление и воображение – вторичные образы отражения действительности в сознании, которые имеют важное значение в жизни как обработка информации, независимая от ее источника. Представления нужны для накопления жизненного опыта, а воображение – для планирования деятельности и создания новых ценностей.
Индивидуальные особенности представления и воображения:
быстрота – время создания образа,
точность – неустойчивость – степень соответствия с оригиналом,
детализированность – фрагментарность – количество подробностей,
насыщенность (интенсивность) – дополнение образа свойствами других модальностей (цветом, звуком, запахом и т.д.).
4. Функции представления и воображения:
– представление действительности в образах,
– регуляция эмоциональных состояний,
– регуляция познавательных процессов и состояний,
– планирование действий и прогнозирование событий.
Виды и формы воображения.
Творческое воображение – процесс создания нового образа, а репродуктивное– процесс создания образа по описанию, например, при чтении книги мы создаем образы описываемых событий.
У разных людей воображение, далее, проявляется по преимуществу в различных областях – у одних в одной, у других в другой. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным – у одного в области практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого – в области художественного, у третьего – в области научного творчества. В каждом человеке заключен какой-то "кусочек фантазии", но у каждого фантазия и воображение проявляются по-своему. <...>
Виды воображения по направленности личности или деятельности:
– научное, техническое, художественное, музыкальное, изобретательское и пр.
Формы воображения и представления:
Сновидение является непроизвольным проявлением представления и воображения.
Галлюцинация как непроизвольное проявление представления и воображения в измененном состоянии сознания.
Грезы - произвольная фантазия человека, создание нереальных и фантастических образов.
Мечта– целенаправленно создаваемый образ возможного и желаемого будущего.
Развитие воображения
Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования:
1) комбинирование, сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это очень распространенный способ преобразования действительности. Частным случаем преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов является так называемая агглютинация, которой издавна широко пользовалось искусство. Она встречается, например, в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве североамериканских индейцев.
Примером агглютинации может служить и приведенная на рисунке аллегорическая фигура. Комментируя свою композицию, Леонардо да Винчи поясняет, что она изображает "удовольствие вместе с неудовольствием, и изображаются они близнецами, так как иногда одно неотделимо от другого; делаются они с повернутыми спинами, так как они противоположны друг с другом...". Комбинирование – это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Художник производит его сознательно, руководствуясь определенной идеей, замыслом, общей композицией. Иногда тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания элементов в воображении, функционирует бессознательно; но она, как всегда, имеется, заключаясь в мотивах, определяющих деятельность воображения.
2) приемом преобразующей деятельности воображения является акцентуирование – это подчеркивание черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим приемом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: карикатура воспроизводит черты оригинала, иначе она не попала бы в того, в кого она метит; но она утрирует те или иные его черты, иначе она не была бы карикатурой. При этом акцентуирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.
Отсюда идут две линии. С одной стороны, количественный аспект изменения пропорций в смысле размеров находит себе специфическое выражение в 3) изменении величин, в уменьшении и увеличении (литоты и гиперболы), которым широко пользуются в фантастическом изображении действительности.
4) преобразование действительности в деятельности творческого воображения идет по линии типизации, т.е. специфического обобщения.
5) в воображении естественно заключена тенденция к иносказанию, аллегории, метафоре, символу – к слиянию образа и значения, к использованию образа в переносном значении.
У разных людей воображение, далее, проявляется по преимуществу в различных областях – у одних в одной, у других в другой. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным – у одного в области практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого – в области художественного, у третьего – в области научного творчества. В каждом человеке заключен какой-то "кусочек фантазии", но у каждого фантазия и воображение проявляются по-своему. <...>
Вопросы для групповой рефлексии:
1. В чем отличие представлений от восприятий?
2. Какова роль представления в спортивной деятельности? Какой вид представлений для нее важен более всего?
3. Каковы возможности воображения в спорте?
Вопрос для самостоятельного изучения:
Роль представлений и воображения в спортивной деятельности