Пояснительная записка. Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена в соответствии с

Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по истории, примерного базисного учебного плана, федерального перечня учеб­ников, рекомендованных или допущенных к использо­ванию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, и авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение, 2011).

Данная программа ориентирована на использова­ние учебника А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свен­цицкой под редакцией А.А. Искендерова (М.: Просве­щение, 2013. (ФГОС. Инновационная школа).)

Историческое образование на ступени основно­го общего образования играет важнейшую роль для личностного развития и социализации учащихся. Ос­новной направленностью программы курса является воспитание уважения к истории и традициям, освоение исторического опыта, норм и ценностей, которые не­обходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода.

Наряду с обозначенными подходами, реализую­щими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для вы­полнения задач ФГОС также являются:

• деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познаватель­ную деятельность самого школьника;

• компетентностный подход, рассматривающий приоритетными задачами в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирова­ние комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) навыков, развитие способно­стей, различных умений и личностных качеств, и отношений у учащихся основной школы;

• дифференцированный подход при отборе и кон­струировании учебного содержания, преду­сматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фрон­тального к индивидуальному;

• личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмыс­ленный, самостоятельно инициируемый про­цесс, направленный на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и сти­мулирование осмысленного учения;

• проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выпол­нения которого учащийся должен раскрыть не­которое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уров­не активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий принцип развивающего обучения.

• Логические связи предмета «История» с остальны­ми предметами (разделами) учебного образовательного тана

• На ступени основного общего образования исполь­зование межпредметных связей базируется прежде все­го на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформи­ровать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать по­лучаемую социальную информацию, осмысленно из­учать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках истори­ческого образования, учащиеся используют понятий­ный аппарат, усвоенный при изучении обществознания. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной ор­ганизации мира, закрепляет умение оперировать ста­тистическим и картографическим материалом. Фор­мирование системы интегративных связей истории и образовательных предметов области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высо­ком уровне освоить стилистические и образно-вырази­тельные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образо­вательной области «Искусство».

Цели обучения

• Осветить взаимодействие человека с окружаю­щей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социально­го и политического строя;

• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

• охарактеризовать становление идей и инсти­тутов, понимание которых необходимо совре­менному человеку и гражданину (деспотиче­ская форма правления, законы, демократия, республика, мордтьные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

• раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. По­добный подход дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Задачи обучения

• Формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях античности;

• овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие ее особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

• воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

• формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

• развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

• формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультур-ного общества;

• развитие умения работать с книгой и с картографическим материалом;

• формирование навыков пересказа материала учебника;

• формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями;

• развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 ч за учебный год, включая 2 резервных часа. Программа содержит 60 тем, а также тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет «Введение». Остающиеся 6 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся по следующей схеме: 1 час — на повторение раздела I, 2 часа — на повторение раздела II (в первой половине учебного года желательно более частое повторение и обсуждение изученного материала), 1 час — на повторение раздела III, 2 часа — на повторение раздела IV и итоговое повторение.

Данная программа составлена в соответствии с таким распределением учебного времени.

Наши рекомендации