Феномены человеческого бытия

В философии существуют понятия-экзистенциалы, характеризующие бытие человека в мире: жизнь, смерть, бессмертие, страх, одиночество, отчаяние, счастье, надеждаи другие. Рассмотрим для примера следующие понятия.

Любовь. Это способ бытия человека, состоящий в направленности воли и чувства на другую личность, выражающийся в потребности «отдать себя» предмету любви и одновременно сделать его «своим», «слиться» с ним.

Любовь как состояние характеризуется рядом черт:

· нет конкретных причин, любят не за что-то, а без оснований, возникает свободно, непредсказуемо, ее нельзя принудительно вызвать и преодолеть;

· идеализация предмета любви: любящие раскрывают друг в друге качества, скрытые для окружающих, но все это очень субъективно и иррационально;

· обладает огромной творческой энергией, человек может измениться сам и изменить другого (спорная возможность, но любящим всегда допускается);

· способность любить определяется во многом развитостью определенных душевных качеств (по Л.Фейербаху, препятствием для любви является эгоизм);

· часто требует самоотречения, готовности к поступку, сопровождается борьбой с обстоятельствами, что не есть счастье в повседневном смысле слова;

· в то же время вырывает человека из привычной повторяемости обыденной жизни, раскрывает его сущность, формирует как личность;

· предполагает стремление к постоянству, что выражается в требовании физической и духовной верности друг другу;

· это не просто устремленность к лицу противоположного пола, но к другой личности с ее уникальностью, выступающей как абсолютная ценность;

· любящие, дополняя друг друга, образуют целое, когда один оценивает свои поступки в соотношении с тем, как на это посмотрел бы любимый человек;

· разлюбившему его прошлое состояние кажется непостижимым.

Тема любви была одной из ведущих в русской религиозной философии XIX-XX веков. В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, В.В.Розанов полагали, что сложность феномена любви в том, что в нем пересекаются биологическое и духовное, личностное и социальное, интимное и общезначимое. Любовь они рассматривали как важнейший компонент духа человека, глубинную форму самосознания личности, проявление богоподобия человека, способ преодоления эгоизма. По В.С.Соловьеву, любовь универсальна: мужчины и женщины, родителей и детей, человека к Богу, Родине, самому себе, жизни в целом.

Смысл жизни. Этот вопрос относится к разряду «вечных» философских вопросов, на который однозначного ответа быть не может. Все трактовки этого вопроса можно свести к нескольким важнейшим подходам.

Во-первых,существует абсолютный для всех людей смысл жизни:

· религиозный вариант: смысл жизни – в реализации божественного начала в человеке, выражающегося в любви к ближнему;

· светский вариант: идея переустройства общества в интересах счастья всех людей, прогресс изменит жизнь людей к лучшему.

Во-вторых,нет абсолютного смысла, каждый определяет его сам:

· эвдемонизм – достижение счастья (его суть тоже понимают по-разному);

· аскетизм – телесное и материальное самоограничение в пользу духа;

· гедонизм – получение различных удовольствий;

· утилитаризм – извлечение пользы;

· альтруизм – бескорыстное служение людям.

В-третьих,в жизни вообще нет смысла(А.Шопенгауэр и А.Камю).

Против этого взгляда выступил Виктор Франкл: отсутствие смысла или невозможность его реализации порождает «экзистенциальный вакуум», лежащий в основе апатии, депрессии, утраты интереса к жизни. Он разработал метод логотерапии, направленный на обнаружение смысла тремя путями: совершая дело (подвиги), переживая ценности (в любви), или в страдании. Цель логотерапии – помочь увидеть спектр возможных смыслов, из которых нужно выбрать истинный для себя. Осуществляя смысл, человек осуществляет себя.

Вера. Состояние духа, состоящее в глубокой убежденности в чем-либо.

Религиозная вера состоит в принятии догматов и решимости придерживаться их вопреки сомнениям, трактуемым как «искушения». Имеет место и личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю во всех делах и помыслах, помощнику и спасителю в различных ситуациях, посылающему страдания для блага самого верующего. Личная верность Богу выражается в «служении», которому верующий отдает всего себя. Эта вера иррациональна.

Научная вера– это принятие знания без прямых обоснований на основе интуитивной ясности и очевидности (аксиомы в геометрии, постулаты в физике). Научное познание невозможно без доверия к опыту других людей, веры в идеал достижимости истины. Ученый верит в истинность выдвигаемой им гипотезы. По Т.Куну, решение отстаивать парадигму или принять новую может быть основано только на вере в ее истинность. В отличие от религиозной веры, научная вера допускает сомнение, критику, коррекцию опытом, обоснование разумом.

Философская вера. Античные мыслители допускали положения, не нуждающиеся в обосновании (наличие первоначала, которое в то время не могло быть подтверждено эмпирически). И.Кант утверждал дуализм мира «видимого», феноменального, доступного познанию, и мира «невидимого», ноуменального, лежащего за пределами опыта. Все учения о последнем рационально не обоснованы, их выбор – акт веры. Наряду с рациональной аргументацией любой философ верит в истинность своего учения. Эта вера ближе научной, рациональной.

Игра. Это широкий спектр активности животных и человека, противоположный полезному действию и характеризующийся переживанием удовольствия от самого процесса деятельности безотносительно к его результату. Основатели общей теории игры – Ф.Шиллер и Г.Спенсер. По Ф.Шиллеру, игра имеет эстетическую природу и характеризует сущность человека, по Г.Спенсеру, – имеет эволюционный аспект и выполняет упражняющую функцию.

Феномен игры может быть рассмотрен с трех главных сторон.

Во-первых, в этологии – науки о поведении животных. До 30-х годов XX века игра трактовалась как форма упражнения, укрепления и развития наследственных форм поведения. Эта теория была подвергнута критике: инстинктивные формы поведения не нуждаются в упражнении, игра – это действие с предметом, обладающим для животного новизной (до сих пор нет единой точки зрения).

Во-вторых, в психологии разрабатывался вопрос о значении игры в психическом развитии. Л.Выготский особое внимание уделял ролевой игре как средству моделирования социальных отношений, социализации личности, были отмечены тренирующая, познавательная и социализирующая функции игры.

В-третьих, анализ игры как универсального феномена бытия. Йохан Хейзинга полагал, что игра старше культуры, игра есть и у животных, но суть игры не биологическая. Игра есть основа и высшее проявление культуры, вся жизнь общества сосредоточена в игре и вокруг нее. Деятельность людей сводится к игре (понятие «homo ludens» – «человек играющий»): словесные приемы софистов – игра, образная игра слов в поэзии, игровое начало правосудия (состязательность сторон обвинения и защиты), игровые формы искусства.

Наши рекомендации