От державы Меровингов до Западно-франкского королевства

Введение

Учебно-методическое пособие для практических занятий по истории средних веков предназначено для бакалавров 2 курса направлений 46.03.01 История и 44.03.05 Педагогическое образование (профиль «История и обществознание»). Дисциплина «История средних веков» читается в 3-ем и 4-ом семестрах. Курс охватывает широкий круг вопросов истории Европы в V–XVIII вв., но в рамках практических занятий рассматриваются наиболее сложные проблемы, требующие детального разбора, обсуждения, методической помощи со стороны преподавателя. Материалы учебно-методического пособия направлены на то, чтобы с помощью анализа источниковых материалов и рекомендованной литературы студент мог изучить ряд наиболее важных и сложных проблем курса и практически освоить методы исторического исследования.

Учебно-методическое пособие состоит из 5 частей:

■ Раннее Средневековье (V – середина XI в.);

■ Классическое (Высокое) Средневековье (середина XI – первая треть XIV в.);

■ Позднее Средневековье (середина XIV – XV в.);

■ Раннее Новое время, часть I (конец XV – середина XVII в.);

■ Раннее Новое время, часть II (середина XVII в. – 1789 г.).

В целом цель данного учебно-методического пособия можно сформулировать как формирование комплексного представления об истории Европы в средние века и в период раннего нового времени. В соответствие с целью в учебном пособии будут решаться следующие задачи:

– сформировать у студентов систематизированные представление о культурно-историческом своеобразии стран Западной Европы в средние века;

– показать многофакторность и инвариантность исторического процесса;

– ввести студентов в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации;

– научить студентов всесторонне и глубоко анализировать исторические источники и специальную научную литературу, привить им навыки научно-исследовательской работы, умение грамотно излагать свои мысли и вести дискуссию (что особо важно для преподавательской работы).

– дать характеристику основных понятий и соответствующей исторической терминологии Средневековья и раннего Нового времени;

– рассмотреть источники по истории средних веков и раннего Нового времени, дать их классификацию;

– соотнести классическую характеристику традиционных обществ с характеристиками средневековых традиционных обществ по основным историческим подсистемам (экономика, социальная организация, политика и культурно-ментальные стереотипы), выявить особенности;

– охарактеризовать наиболее распространенные социальные практики (горизонтальные и вертикальные социальные связи, ритуалы, обряды) и их роль в общественной жизни в V–XVIII вв.;

– показать природно-климатические, демографические и материальные условия существования обществ в средние века и раннее Новое время;

– выявить специфику менталитета, «картины мира» в широком смысле, религиозности средневекового населения и их трансформацию в раннее Новое время;

– выявить особенности развития европейских стран в V–XVIII вв.;

– рассмотреть христианизацию и эволюцию церковных структур в средние века;

– охарактеризовать культуру Средневековья и основные тенденции ее развития в раннее Новое время;

– познакомить с методикой исторического исследования, путем подготовки студентов к практическим занятиям, написания ими рефератов, подготовки докладов, контрольных и курсовых работ;

– познакомить с различными формами и методикой публичных выступлений (чтение лекций, доклады на научных конференциях, обсуждения, дискуссии и пр.);

– овладеть методами и навыками профессиональной деятельности, самостоятельной исследовательской работы.

В рамках практических занятий по истории средних веков особое внимание уделено проблемному подходу. Через проблемный характер материалов практических занятий, интерактивные формы обучения, сравнительный контекст историко-культурного развития европейских обществ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению 46.03.01 История, формируются такие компетенции бакалавра-историка как:

● способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

● способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

●способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

● способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

● способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

● способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10).

Более всесторонняя реализация компетентностной подготовки в рамках дисциплины «История средних веков» строиться на сочетании лекционных и практических занятий, в рамках которых вырабатываются и закрепляются разнообразные знания, умения и владения.

Таблица № 1.

Компетенции, формируемые в рамках дисциплины

«История средних веков»

Коды компетенций Результаты освоения ООП Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции Знать: основные этапы и закономерности исторического развития общества; Уметь: использовать знания, полученные в ходе обучения, в профессиональной деятельности; самостоятельно ориентироваться и интерпретировать явления и события в истории развития общества для формирования гражданской позиции; Владеть: навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества.
ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории Знать: базовый материал по истории средних веков; основные исторические факты и процессы; теоретико-методологические проблемы исторических исследований, историю мировой культуры; Уметь: применять эти базовые знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности; Владеть: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания по истории средних веков, теоретико-методологическим проблемам исторических исследований, истории мировой культуры.
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества Знать: базовый материал основных исторических дисциплин, движущие силы и закономерности исторического процесса; специфику различных культу; основные концепции развития исторического процесса; Уметь: применять эти базовые знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской; экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности; выделять общее и особенное в развитии исторического процесса; Владеть: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию Знать: базовую историческую информацию; методы анализа исторической информации; принципы использования различной исторической информации; Уметь: применять базовую историческую информацию в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности; Владеть: способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию; приемами ведения научной дискуссии и полемики.
ПК-7 способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ Знать:основные концепции историографических школ; Уметь:применять эти знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности; Владеть:способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ.
К-10 способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований Знать: принципы составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии; современные компьютерные технологии и программное обеспечение, применяемые при сборе, хранении, обработке, анализе информации исторических источников; Уметь: производить анализ текстов с целью их использования при составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований; выбирать и применять адекватные информационные технологии для решения научно-исследовательских, информационно-аналитических и других задач профессиональной деятельности; Владеть: навыками составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований; основами практического использования современных информационно-коммуникационных технологий; навыками использования необходимых историку-исследователю программных средств.

В ходе практических занятий по истории средних веков формируются знания основных этапов, движущие силы и закономерностей исторического развития общества, понимание основных исторических фактов и процессов, знакомство с основными концепциями развития исторического процесса, методами анализа исторической информации; принципами использования различной исторической информации, составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии.

Среди умений особенно стоит выделить такие как использование знаний, полученные в ходе обучения, в профессиональной деятельности; самостоятельная интерпретация явления и события в истории, применение базовых знаний в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности, анализ текстов.

Формируемые владения включают навыки анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества , способность использовать в исторических исследованиях базовые знания по истории средних веков, теоретико-методологическим проблемам исторических исследований, истории мировой культуры, понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию; приемами ведения научной дискуссии и полемики, критически воспринимать концепции различных историографических школ, обладание навыками составления обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований; основами практического использования современных информационно-коммуникационных технологий; навыками использования необходимых историку-исследователю программных средств.

В рамках учебно-методического пособия на практические занятия выносится изучение следующих тем:

· тема № 1 – «Франкское государство в раннее Средневековье: от державы Меровингов до Западно-франкского королевства». Средневековая Европа появилась в процессе столкновения двух миров – «варварского» и римского. Тема посвящена историческим процессам, протекавшим на территории современной Франции в VI–XI вв. Рассматривается особенность дофеодальных социальных структур на примере франкского общества начала VI в. Затем изучаются социальные изменения при Меровингах и Каролингах, развитие отношений зависимости. Завершается тема анализом общественно-политической ситуации в Западно-франкском королевстве и характеристикой основных черт сеньориального строя.

· тема № 2 – «Развитие средневековых городов». Проблема средневекового города является одним из центральных сюжетов классического Средневековья. В процессе изучения темы студент должен четко представлять этапы развития средневекового города, их суть, содержание и своеобразие городского уклада жизни и последствия развития города и городской жизни для западноевропейской истории. Так же в рамках данной темы на основе цеховых уставов рассматриваются особенности товарного производства в обозначенный период, социальные основы цеховой организации, организация цеховой экономики, ее регламентация, управление и другие функции цеха.

· тема № 3 – «Английское феодальное государство в конце XII – начале XIII вв. «Великая хартия вольностей». Данная тема связана с важнейшим этапом политического развития европейского феодального государства – формированием сословно-представительской монархии. В рамках темы студенты должны выяснить, насколько отражены в «Великой хартии вольностей» интересы различных слоев английского общества, как представляется авторам программы идеал политического устройства Англии и к чему должно привести осуществление этого идеала.

· тема № 4 – «Католическая церковь, образование и наука в странах Западной Европы в классическое Средневековье». В рамках данной темы рассматриваются проблемы, связанные с историей католической церкви: изменения в структурной организации, раскол и католическая догматика, взаимоотношений церкви и государства. Также в рамках данной темы изучаются вопросы развития образования и науки в классическое Средневековье, поскольку данная тесно связанных с церковной деятельностью образования и науки;

тема № 5 – «Город и трансформация цеховой организации во второй половине XIV–XV вв.».Особенностью данной темы является её непосредственная связь с проблемой становления и развития цеховой организации в классическое Средневековье, поскольку развитие ремесленного производства во второй половине XIV–XV вв. имеет непосредственное отношение к более раннему этапу его существования. Цель занятия заключается в определении динамики развития и трансформации цеха в условиях зрелости простого товарного производства и коммутации ренты.

тема № 6 – «Особенности социально-экономического развития Англии и положения английского крестьянства в позднее Средневековье».Данная тема продолжает изучение феодальных отношений в период позднего Средневековья на английском материале, но предметом анализа на практическом занятии является аграрный строй, положение крестьянства и феодального землевладения в условиях развития товарно-денежных отношений.

тема № 7 –«Развитие политических структур во Франции в позднее Средневековье». Данная тема посвящена трансформации средневекового государства и его политических структур. В европейских государствах намечается многовариантность политического развития – формирование национальной и имперской моделей государственности. Однако развитие политических институтов носило общий характер. Изучение политических процессов во Франции в позднее Средневековье позволит понять суть и общеевропейских тенденций в развитии государства.

тема № 8 – «Итальянский гуманизм ХIV–ХV веков». В рамках данной темы рассматривается культурный переворот, изменивший мировосприятие средневековых европейцев, известный под названием Возрождение (Ренессанс). Изменения в духовной культуре Европы начинаются в итальянских землях, а затем распространяются и на другие страны. Цель занятия заключается в изучении идей итальянского гуманизма ХIV–ХV веков.

· тема № 9 – «Факторы и сущность исторического процесса модернизации». Занятие посвящено проблеме комплексной характеристики процесса ранней европейской модернизации. Рассматривается система внутренних и внешних факторов, повлиявших на развитие европейского общества: демографические изменения, кризис феодальных форм производства, развитие централизованного государства, формирование европейских наций, культурные изменения эпох Ренессанса и Реформации, географические и научные открытия. Отдельный аспект занятия – пути генезиса капитализма и формы синтеза феодальных и раннебуржуазных институтов и практик. Изучение, ментальных изменений позволяет понять процесс модернизации в сфере психологии, социального поведения, жизненный ориентаций эпохи РНВ.

· тема № 10 – «Формирование идеологии и религиозных доктрин протестантизма. Особенности проведения Реформации в Европе XVI века».Основная цель занятия – дать характеристику реформационного движения в Европе XVI в. точки соприкосновения протестантизма и мировоззрения формирующейся буржуазии. На примере работ М. Вебера и В. Зомбарта изучаются различия в традиционном (средневековом) и раннебуржуазном миропонимании и поведении (на примере ценностных ориентиров рыцарства и буржуазии).Изучается проблема кризиса католицизма и складывание общественно-политических, культурных предпосылок Реформации. Цель занятия – формирование представлений о доктринальных особенностях протестантских конфессиональных учений (лютеранство, кальвинизм), об их специфике, различиях, культурной и социальной обусловленности. В плане семинара рассмотрение вопросов о том, как Реформация была воспринята в разных социальных средах, и какие национальные версии приобрела в XVI–XVII вв.

· тема № 11 – «Европейский абсолютизм раннего Нового времени (на примере Франции)».Семинар посвящен характеристике абсолютизма как специфической социально-политической системы, складывающейся в ряде стран в переходный период раннего Нового времени. Рассматриваются различные теории формирования абсолютизма (в т.ч., теории «придворного общества», «военной революции»). Изучаются политические и социальные предпосылки. Ряд вопросов посвящен углубленному изучению исторических источников, отражающих идеологию и практику абсолютизма («Завещание Ришелье», эдикты Кольбера и др.). Рассматривается вопросы о придворном обществе, его функциях, структуре и о культе короля. Цель занятия – формирование знаний о типологии и национальных версиях абсолютизма в Европе РНВ. В конце занятия рассматривается вопрос об историческом значении абсолютизма.

· тема № 12 – «Европейское Просвещение XVII–XVIII вв.» Занятие посвящено характеристике идейного и общественного движения Просвещения. Изучаются его материальные и идейные предпосылки, общие тенденции: идеалы разума, природы, гармонии, общественного договора. Занятие построено на сравнительном анализе идей английского и французского Просвещения (формирование буржуазной этики и развитие революционной идеологии). Изучается аспекты влияния идей Просвещения на «просвещенный абсолютизм» XVIII века. В качестве отдельного аспекта рассматриваются достижения техники, науки, открытия в сфере культуры, которые характеризуют «цивилизацию Просвещения» в контексте формирования предпосылок индустриального общества в Европе.

· тема № 13 – «Вестфальская система международных отношений в Европе 1648–1789 гг.»Занятие посвящено формированию и кризису Вестфальской системы международных отношений. Цель занятия – показать специфические формы и методы реализации внешней политики в абсолютистской Европе в духе концепций «баланса сил» и европейского равновесия». Рассматривается структура европейских международных отношений и конфликтов в период 1648-1789 гг. и основные очаги напряженности. В центре внимания – вековые конфликты; англо-французское противостояние, борьба Габсбургов и Бурбонов, конкуренция на германском пространстве, эволюция европейского колониализма.

· тема № 14– «Война за независимость североамериканских колоний и образование США».Семинар посвящен историческим особенностям развития североамериканских колоний. Изучаются типы, формы, методы колонизации Северной Америки. В центре внимания – политическая и социальная специфика, которая обусловила раннее развитие капитализма и основ гражданского общества в американских колониях. В ходе занятий изучаются источники – Декларация независимости США, американская конституция 1787 года. Диалектический подход к теме проявлен в сопоставлении развивающихся в XVIIIвеке демократических идей американского просвещения, буржуазной социальной практики и острейшей расовой дискриминации в отношении индейцев и чернокожих.

Каждая тема пособия включает тематику отдельных занятий, где представлены план, сведения об опубликованных на русском языке текстах источников или отрывков из них, список обязательной и дополнительной литературы, методические указания и исторические источники (большей частью – не полностью, а в извлечениях). К отдельным документам дана краткая источниковедческая справка, в которой приведены биографические сведения об авторе, очерчены обстоятельства появления этого источника. Приступая к изучению проблемы, студент должен познакомиться не только с конкретной темой, но и чётко представлять её место в общем историческом процессе и истории средневековой Европы.

Главное внимание на семинарских занятиях должно быть уделено методике работы с историческими источниками. Под историческим источником понимается все созданное в процессе человеческой деятельности или испытавшее антропогенное воздействие. На протяжении столетий исследователи обращаются к изучению источников, однако, полностью раскрыть закодированную в них информацию не удается. В этом смысле исторический источник неисчерпаем.

Разнообразная информация, содержащаяся в источниках позволяет находить новые темы для исследований, переосмысливать труды предшественников, способствует появлению новых мнений и исторических выводов и тем самым способствует развитию исторической науки. Но только комплексное использование различных типов источников позволяет историку быть максимально достоверным, воссоздавая прошлое.

Применительно к средневековью целесообразно выделить пять типов источников, различающихся по формам фиксирования социальной информации: природно-географические, этнографические, вещественные, художественно-изобразительные и письменные.

Главными для изучения проблем, выделенных на семинарские занятия, являются источники письменные. Однако это не исключает использования других групп источников в виде изучения опосредованных результатов их анализа учеными.

Начинать работу над источником следует с определения его типологии. В отечественном источниковедении принята следующая классификация средневековых письменных источников. Их можно разделить на 3 типа: 1) законодательные; 2) документальные; 3) нарративные (повествовательные), и в особый тип можно выделить фольклор и художественную литературу.

Большой комплекс письменных источников составляют юридические памятники: «правды», кодексы гражданского, уголовного, церковного права, отдельные законы, указы, городские хартии, судебные протоколы, юридические трактаты.

Другую обширную группу письменных источников составляют документальные материалы: публичные и частные акты, документы хозяйственного характера, административные, финансовые, военные и т.п. документы государственной власти.

Третья группа - повествовательные или, как их называют источниковеды, нарративные источники: анналы, летописи, хроники, биографии, жития святых, переписка неофициального характера, публицистика.

После определения типологии источника, следует определить время и место его возникновения, авторство, структуру, публикации. Эти сведения студент найдет в исторической литературе (прежде всего в работе А. Д. Люблинской «Источниковедение средних веков», Л., 1955).

Затем следует перейти к анализу содержания источника. При этом следует учесть, что по отдельным темам (в особенности связанным с историей раннего средневековья) в распоряжении исследователя оказывается весьма ограниченный круг источников. В таких условиях любое свидетельство представляет особую ценность. Бережное отношение к источнику, оценка его не по тому, чего он не дает, а по тому, что мы можем узнать из него о тех или иных событиях прошлого - составляет основу исследовательской работы. Студент должен выявить, какую информацию содержат источники и определить степень ее достоверности. Для получения достоверной информации необходимо пользоваться методом сравнения, сопоставления данных этого источника с другими.

Кроме того, студент, в соответствии со списком литературы, должен познакомиться с работами ведущих отечественных и зарубежных исследователей по проблемам, запланированным для обсуждения на семинарском занятии. Сопоставляя их мнения с собственными выводами по результатам изучения исторических источников, студент имеет право отдать предпочтение той или иной концепции или определить круг теорий наиболее адекватно отражающих историческое прошлое, а может быть предложить и собственное решение проблемы.

Изучение каждой темы требует привлечения большого количества материала, который необходимо будет подготовить для последующего обобщения. Как показывает опыт, этот путь от анализа к синтезу оказывается весьма трудным для студента II курса. Поэтому очень важную роль в подготовке к семинарам играет ведение конспектов студентами. Студенту необходимо развить привычку сочетать выписки из источника с указанием глав, титулов, параграфов и т.п., избегая излишних цитат, с конспектами литературы к каждой теме, располагая их как ответ на тот или иной вопрос, поставленный к рассмотрению на семинарском занятии. При подготовке ответа на вопрос необходимо отдавать предпочтение именно информации источников и формулированию самостоятельных выводов. Таким образом, будет реализовываться цель семинарских занятий - расширение и углубление теоретических знаний студентов путем самостоятельной работы над источниками и специальной литературой и овладение практическими навыками исторического исследования и научного изложения его результатов.

Помочь правильно готовиться к семинарским занятиям должны методические указания к каждой теме. Студенту следует перед началом работы внимательно их изучить. Кроме того, студент может воспользоваться индивидуальными консультациями у преподавателя.

Тема № 1

Франкское государство в раннее Средневековье:

от державы Меровингов до Западно-франкского королевства

Занятие № 1

Наши рекомендации