Рабочая программа дисциплины
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
Институт филологии и истории
Кафедра сравнительной истории литератур
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Возрождения, XVII и XVIII вв.
Рабочая программа дисциплины
для бакалавриата по направлению № 035300 − Искусства и гуманитарные науки Профиль: История театра и кино, театральная и кинокритика
Москва 2013
История мировой литературы (Ренессанс – XVIII в.)
Рабочая программа дисциплины
Составитель:
к.ф.н., ст. препод. М. В. Елифёрова
Рабочая программа курса утверждена
на заседании кафедры сравнительной
истории литератур
18 апреля 2013, протокол № 8
© Российский государственный гуманитарный университет, 2013
Рабочая программа дисциплины
Курс «История мировой литературы» сосредоточен на изучении основных этапов развития мировой литературы от античности до ХХ в. Основная задача курса − дать студентам целостное представление о ходе развития литературного процесса западноевропейской и американской литературы, об основных этапах возникновения, становления и утверждения фундаментальных категорий европейского художественного мышления. Методологическую основу курса составляет сравнительная поэтика сюжета: анализируется взаимодействие между повествовательным и драматическим родом литературы на протяжении от античности до наших дней. Курс тесно связан с параллельными курсами по истории мирового театра, по истории мировой культуры, демонстрируя приложение общетеоретических и культурологических характеристик к конкретному литературному материалу. Преподавание отдельных периодов направлено на изучение специфики художественного мышления и системы литературных категорий каждой из изучаемых эпох.
Предметом данной дисциплины курса является история мировой литературы Возрождения и раннего Нового времени (XIV-XVIII вв). В курсе рассматриваются наиболее крупные литературные памятники соответствующих периодов; вскрываются культурные контексты и общественно-интеллектуальный климат каждого периода; определяются формы художественного мышления, характерного для той или иной эпохи.
Цель дисциплины− прояснение дефиниций «Средневековье», «Возрождение», «Новое время»; установление исторической связи между эпохами; рассмотрение культурной традиции и преемственности. При составлении и чтении курса сочетается как историко-литературный подход, так и проблемный принцип изложения материала в широком культорологическом контексте.
Методологическую основу курса составляет ориентация на компаративистский подход: описание литературы конкретной страны подкрепляется постоянным соотнесением ее особенностей с типологически родственными явлениями в художественной словесности иных культур, регионов, периодов.
Задачи дисциплины:
− дать представление о становлении и эволюции основных элементов постсредневековой словесности: сюжетов, жанров, поэтологических концепций и терминов;
− познакомить студентов с наиболее значительными художественными памятниками и творчеством крупнейших писателей XIV-XVIII вв.;
- проследить динамику изменений в культурных кодах, определяющую смену эпох и /или «больших стилей» в литературе;
− выделить общее и особенное в литературе каждой страны, выявить специфику национальных литератур в соотнесенности с типологически родственными или, напротив, отличными явлениями в художественной словесности других культур.
Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «История мировой литературы. Ч. 2» входит в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» по направлению 035300 Искусства и гуманитарные науки Профиль: История театра и кино, театральная и кинокритика. Дисциплина реализуется кафедрой сравнительной истории литератур. Дисциплина читается во 2 семестре.
Данная дисциплина тесно связана с параллельными курсами по теоретической и исторической поэтике, по истории мировой культуры, демонстрируя приложение общетеоретических и культурологических характеристик к конкретному литературному материалу. Преподавание отдельных периодов направлено на изучение специфики художественного мышления и системы литературных категорий каждой из изучаемых эпох.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Дисциплина участвует в формировании следующих компетенций:
ОК-1 умение применять мыслительные процессы в своей профессиональной деятельности, определять результаты своих действий и выбирать эффективные способы их достижения;
ОК-2 способность оценивать значимость мировоззренческих, социально и личностных философских проблем для успешного включения в социальную жизнь и профессиональное пространство;
ОК-9 способность понимать сущности информации, знать свойства информации и основных методов её обработки, ориентироваться в источниках и средствах обработки информации, применять средства вычислительной техники для обработки информации;
ПК-1 владение различными методами анализа основных направлений театрального и кинематографического искусства и применение их при рассмотрении и изучении современного гуманитарного контекста.
ПК-2 владение навыками идентификации и соотнесения школ, направлений и тенденций в истории мировой литературы, а также способность оценить состояние современного гуманитарного знания.
В результате изучения дисциплины специалист должен владеть:
− знанием современных концепций литературы Ренессанса, барокко и Просвещения;
− знанием основных категорий и понятий, связанных с этими эпохами;
− понимание проблематики компаративного изучения литератур;
− понимание взаимодействия традиционного и посттрадиционного элемента в истории европейской культуры;
− представлением о ходе развития мирового литературного процесса, взаимосвязи и преемственности различных литературных эпох;
уметь:
−анализировать литературные произведения с учетом особенностей их создания, функционирования и рецепции в контексте той эпохи, когда они были созданы;
− работать с литературными источниками и научной литературой;
− свободно оперировать научной терминологией в соответствии с культурной проблематикой эпохи;
− ориентироваться в актуальном состоянии истории литературы;
− применить полученные знания в собственной научной исследовательской деятельности;
Структура дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины - 3 зачётные единицы (108 часа). Из них: аудиторная работа – 54 ч., самостоятельная работа студентов – 54 ч., в т.ч. подготовка к семинарским занятиям и промежуточной аттестации (контрольная работа).
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекции | прак- тичес-кие заня-тия | семи- нары | само-стоятель-ная работа | |||||
Проблема понятия Возрождения. Ренессанс и «Ренессансы». Гуманизм и представление о «новом человеке». Ф. Петрарка как «новый человек». | Консультация; Обсуждение списка литературы и планов семинарских занятий | |||||||
2. | Поэтика «Книги Песен» Петрарки | |||||||
Основные этапы эволюции гуманизма. Судьба идеи всесторонне развитого достойного человека (homo universalis) и ее трансформация у Н. Макиавелли. | чтение текстов к лекции; подготовка к семинарскому занятию; консультация преподавателя, | |||||||
Экспансия Ренессанса за пределы Италии. Поэзия Плеяды. Гуманизм Ф. Рабле. | подготовка к семинарскому занятию, работа в библиотеке; чтение текстов и критической литературы | |||||||
«Северное возрождение» как специфический феномен. Северный гуманизм (Т. Мор, Эразм Роттердамский) и Реформация (М. Лютер, Ж. Кальвин). | чтение текстов и критической литературы; подготовка к контрольной работе | |||||||
Поздний Ренессанс. Философия М. Монтеня и понятие трагического гуманизма. Елизаветинский театр. Трагический гуманизм Марло и Шекспира. | подготовка к семинарскому занятию; консультация преподавателя | |||||||
Творчество М. Сервантеса и различные подходы к нему (трагический гуманизм? барокко?). | Подготовка к семинару: чтение текстов и критической литературы; консультация преподавателя | |||||||
XVII в.: смена культурной парадигмы. . Классицизм и барокко как формы ответа на проблематику Нового времени. Научная традиция сопоставления /противопоставления этих понятий. | Консультация и подготовка к контрольной работе | |||||||
«Потерянный рай» Дж. Мильтона: проблема разграничения классицизма и барокко в актуальном тексте. | Подготовка к семинару: чтение текстов и критической литературы; | |||||||
Театральность в барокко и барочный театр (Испания). «Жизнь есть сон» П. Кальдерона . | контрольная работа; подготовка к семинару: чтение текстов и критической литературы; | |||||||
Принципы барочного театра в «Севильском озорнике» Т. де Молина (фабула, хронотоп, композиция, стиль, система персонажей, идеология). Трансформация их на французской почве («Дон Жуан» Мольера). | подготовка к семинару: чтение текстов и критической литературы; подведение итогов промежуточной аттестации | |||||||
Основные характеристики поэтики классицизма. Становление классицизма во Франции и роль Французской Академии. | занятия в библиотеке, подготовка к контрольной работе | |||||||
Эстетические декларации Ж. Расина и его методы работы с античными источниками («Федра», «Ифигения»). | Подготовка к семинару: чтение текстов и критической литературы; | |||||||
Становление европейского романа. Эпоха Просвещения и теория естественного человека. | чтение текстов и специальной литературы к лекции; | |||||||
Философская проза просветителей: «Персидские письма» Монтескье, «Кандид» (либо «Простодушный») Вольтера, «Племянник Рамо» Дидро. | чтение текстов; подготовка к семинару | |||||||
Жанр и проблематика романа воспитания. Реабилитация эмоций в эпоху Просвещения: на пути к сентиментализму. | чтение текстов и специальной литературы | |||||||
Сентиментализм в германоязычных литературах (Англия, Германия). Немецкая мещанская драма (Г. Лессинг, Ф. Шиллер). | чтение текстов и специальной литературы | |||||||
«Юлия, или Новая Элоиза» - образец жанра эпистолярного романа. | чтение текста; подготовка к семинару; | |||||||
Предромантические веяния. Рождение готического романа – симптом кризиса эстетики Просвещения. | чтение текста; консультация преподавателя к экзамену | |||||||
экзамен | ||||||||
Всего |
Содержание дисциплины