Необходимые комментарии

Схема ответа

Общие понятия

Функции языка.

Определение языка. Языки естественные и искусственные. Отличие человеческого языка от языка животных. Аспекты языка – коммуникативный, когнитивный, интерактивный, этносоциальный, личностный.

1. Язык и речь.

Аспекты речи. Соотносительные характеристики языка и речи. Отражение языковых единиц в речи. Свойства речи, не имеющие соответствий в языке.

2. Социальные и территориальные варианты языка.

Диалекты. Профессиональные языки. Сленг.

Система языка

3. Язык как система знаков.

Определение системы. Парадигматические и синтагматические отношения в языке.

4. Понятие о знаке. Языковой знак.

Двусторонняя сущность знака. Отличие языкового знака от неязыкового. Мотивированные и немотивированные знаки.

5. Иерархический характер языка. Основные единицы языка.

Стратификация системы языка. Подсистемы. Сегментация. Взаимоотношения уровней языка. Промежуточные уровни.

Фонология

6. Понятие фонемы. Варьирование фонемы.

Виды фонем. Выделение фонем. Релевантные признаки. Представления о фонеме в московской и ленинградской (петербургской) фонологических школах. Аллофон,

7. Дистрибуция фонем и их вариантов.

Сильные и слабые позиции.

8. Слог.

Слог в системе языка. Признаки слога как фонологической единицы. компоненты слога. слоговые языки.

9. Супрасегментные единицы.

Интонема, просодия.

Лексикология

10. Слово как единица языка.

Различные определения слова. Основные признаки слова. Связь между значением и звучанием слова. Выделимость и воспроизводимость слова в потоке речи. Изменяемость и оформленность слова.

11. Лексическое значение слова.

Определение понятия «лексическое значение». Значение слова в широком и узком понимании. Коннотативное значение.

12. Соотношение слова и понятия.

Соотношение значения, понятия и предмета. Семантический треугольник. Инвариант.

13. Системные связи между значениями слов.

14. Значение слова и различия между языками. Гипотеза Сепира-Уорфа.

15. Полисемия. Лексико-семантический вариант слова.

16. Причины изменения значения слов.

Различение полисемии и моносемии.

17. Метафора.

Индивидуальные (авторские) метафоры, общеупотребительные, «сухие»

18. Метонимия.

Индивидуальные (авторские) метонимии, общеупотребительные, «сухие». Перенос по смежности, синекдоха и т.д.

19. Мотивировка слова.

Внутренняя форма. Первичная и вторичная мотивировка.

20. Омонимия слов. Классификация омонимов.

21. Антонимия слов. Классификация антонимов.

22. Синонимия слов. Классификация синонимов.

23. Фразеологические единицы. Классификация ФЕ.

24. Соотношение ФЕ и слова.

25. Источники фразеологических единиц.

Лексикография

26. Лексикография. Типы словарей.

27. Структура словарной статьи.

Отдельная тема

28. Контекст и речевая ситуация.

Микро- и макроконтекст. Правый и левый контекст. Лингвистический и экстралингвический контекст. Эксплицитный и имплицитный контекст.

Речевая ситуация как ситуация общения коммуникантов. Речевой акт, речевой этикет.

Грамматика

29. Грамматическая форма, грамматическое значение, грамматическая категория.

Определение понятия «грамматическое значение». Грамматические категории и грамматические характеристики слова. Системы формальных показателей грамматических значений, принципы грамматической классификации слов на части речи, способы организации структур слов.

30. Грамматическое значение слова.

Общие значения слов как частей речи, частные значения, противопоставляемые друг другу. Референциальные значения.

31. Оппозиция в грамматике. Типы оппозиций.

Понятие оппозиции. Бинарные оппозиции как основной способ вычленения значений.

32. Классификация морфем.

Определение морфемы. Морфемная сегментация. Ассоциативный анализ по двум рядам - вертикальному и горизонтальному. Понятие о морфемиконе. Классификация морфем по различным признакам – сегментные и супрасегментные, служебные и корневые, лексические и грамматические, прерывистые и непрерывные, моносемичные и полисемичные, по расположению относительно корня, агглютинативные и флективные и т.д.

33. Части речи. Основные классификационные принципы.

Части речи как лексико-грамматические группы слов. Отличия по значению, принципам образования и употребления, грамматическим категориям, синтаксическим функциям. Критерии взаимодействия и взаимосвязи.

34. Знаменательные и служебные части речи.

Основные части речи – система имени, система глагола, основные категории в этих системах. Местоимение как особая часть речи.

35. Нетрадиционные части речи.

Модальные слова, система частиц речи. Категория состояния (безлично-предикативные слова), лексико-семантические группы этих слов, соотношение их с производящими словами.

Синтаксис

36. Синтаксическая связь.

Основные типы синтаксической связи. Способы формального выражения синтаксических связей и функций. Виды связей. Согласование, управление, сочетание, изафетная конструкция. Аранжировка, интонация, синтаксические служебные слова, синтаксическое основосложение. Характер предикативной связи.

37. Валентность.

Определение валентности. Общий тип валентности (активная и пассивная),обязательность/факультативность валентности, число валентностей.

38. Словосочетание как единица языка.

Межуровневый статус словосочетания. Отношение словосочетания к слову и предложению.

39. Предложение - основная синтаксическая единица.

Предложение как основная единица языка. Коммуникативность, предикативность, соотнесенность с реальностью. Отличие от слова и словосочетания. Структура предложения. Традиционные члены предложения.

40. Основные характеристики предложения.

Синтаксическая структура,семантическая структура, порядок слов и интонация, члены предложения.

Грамматическая структура предложения. Основные виды партиципантов.

41. Основные аспекты предложения.

Формально-структурный аспект, семантический, прагматический. ситуативная соотнесённость, структурный минимум. Привязанность к модальному и временному плану. Содержательность.

42. Актуальное членение предложения.

Тема и рема. Способы выделения темы и ремы в русском и изучаемом иностранном языке.

Отдельная тема

43. Проблема происхождения языка.

Звукоподражательная теория, теория эмоционального происхождения языка и теория междометий. Теория трудовых выкриков. Теория социального договора. Человеческое происхождение языка. Трудовая теория Энгельса.

Грамматология

44. Письмо.

Основные характеристики системы письма. Основные типы письма. Наиболее известные системы письма.

45. Современное алфавитное письмо.

Основные принципы алфавитного письма. Наиболее распространенные алфавиты, их происхождение.

46. Графика и орфография. Орфографические принципы.

Определение графики как системы письма и как раздела языкознания. Понятие графемы. Другие знаки графики. Способы преодоления расхождений между числом графем и фонем. Основные принципы орфографии (подробно и с примерами). Принципы записи заимствованных слов.

Классификация языков

47. Сравнительно-историческое языкознание.

Формирование сравнительно-исторического подхода. Основные этапы становления компаративистики. Представление о праязыке. Синхронный и диахронный аспект. Преимущества и недостатки метода. Влияние компаративистики на другие лингвистические дисциплины сравнительно-исторического языкознания. Компаративистика в России и СССР. Наиболее разработанные области.

48. Генеалогическая классификация языков.

Принципы классификации. Понятие языкового родства. Способы установления соответствий. Основные трудности такого установления. Наиболее известные семьи языков. Ностратическая гипотеза.

49. Фонетические законы.

Живые и исторические чередования. Фундаментальное значение фонетических законов в теории генеалогической классификации. Мнимые исключения.

50. Типологическая классификация языков.

Морфологическая классификация. 4 типа языков. Другие классификации.

51. Аналитизм и синтетизм.

52. Языковые универсалии.

Теория языкознания

53. Основные идеи “Курса общей лингвистики” Фердинанда де Соссюра.

54. История языкознания в России.

55. Ф.Ф.Фортунатов, И.А.Бодуэн де Куртенэ, А.А.Потебня, А.М.Пешковский, Е.Д.Поливанов, Л.В.Щерба

(по выбору)

Необходимые комментарии

Вопросы представлены в том порядке, в котором они находятся в отдельном списке «Вопросы к экзамену по языкознанию».

Жирным шрифтом и курсивом обозначены разделы курса.

Подчеркнуты так называемые общие вопросы, в каждом билете есть вопрос общий и частный. Они обязательно взяты из разных разделов.

Данный материал в распечатанном виде и без пометок разрешается использовать на экзамене.

Наши рекомендации