Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

План

1. Основные понятия синтаксиса.

2. Словосочетание. Краткая история вопроса. Определение словосочетания. Соотношение словосочетания со словом и предложением.

3. Классификация СС по структуре.

4. Лексико-грамматические типы словосочетаний (морфолого-синтаксическая классификация).

5. Классификация словосочетаний по степени спаянности компонентов.

6. Семантическая классификация СС. Синтаксические отношения в словосочетании.

7. Грамматические связи слов в словосочетании.

8. Схема и парадигма словосочетания.

9. Схема анализа словосочетания.

Литература

Основная литература

1. Валгина Н.С Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.

2. Белошапкова, В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В. А. Белошапкова, В.Н.Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. ‑ 295 с.

Дополнительная литература

1. Бабайцева В. В. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация: в 3 ч. Часть 3. / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – М.: Просвещение, 1987.‑ 256 с.

2. Прокопович Н. Н. Словосочетание в современном русском литературном языке / Н. Н. Прокопович. – М.: Просвещение, 1966. – 400 с.

3. Распопов, И. П. Очерки по теории синтаксиса / И. П. Распопов. – Воронеж: ВГУ, 1973. – 219 с.

4. Русская грамматика: в 2 т. / гл. ред. Н. Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – Т. 2: Синтаксис.

Информационные ресурсы

1. Акимова Г.Н. Синтаксис современного русского языка: ученик / Г.Н. Акимова, С.В. Вяткина и др.. – СПб: СПбГУ, 2009. – 346 с. – Режим доступа к учебнику http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl301.htm

2. Стародумова Е.А. Синтаксис современного русского языка: учебник / Е.А. Стародумова. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2005. – 142 с. ‑ Режим доступа к учебнику http://www.superlinguist.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=812:2011-02-10-21-52-14&catid=26:2009-11-23-13-49-15&Itemid=39

3. Пипченко Н.М. Современный русский язик: Синтаксис словосочетания и простого предложения / Н.М. Пипченко. – Минск: БГУ, 2008. – 196 с. ‑ Режим доступа к ученику http://www.bsu.by/Cache/pdf/218063.pdf

1.

Тėрмин сúнтаксис (от греч. ‘построение, порядок, составление’) употребляют для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке.

Синтаксис языка ‑ это его синтаксический строй, то есть словосочетания и предложения.

Синтаксис как наука ‑ это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

Объект синтаксиса ‑ это существующие в языке типы словосочетаний и предложений, то есть то, что называют синтаксическим строем языка.

Предмет синтаксиса ‑ изучение правил связывания слов и форм слов в словосочетания и предложения и анализ всех тех языковых единиц, в пределах которых эти правила реализуются.

Единицы синтаксиса:

· словосочетание

· простое предложение

· сложное предложение

Словосочетание ‑ это непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются слово и форма слова или несколько форм слов, соединенных между собой синтаксической связью. Словосочетание выполняет номинативную функцию, то есть служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий.

Любить животных, любимое дело, очень интересно, школа и колледж.

Предложение– это синтаксическая конструкция более высокого уровня, чем словосочетание. Предложение ‑ основная синтаксическая единица языка, синтаксиса, в нем оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать).

Оно иначе организовано: в каждом предложении выделяется грамматическая основа. В простых предложениях грамматическая основа одна. Если в предложении более одной грамматической основы, то это предложение сложное.

Простое предложение – это предикативная синтаксическая единица, состоящая из нескольких соединенных между собой синтаксической связью форм слов или из одной формы слова.

Сложное предложение – это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные единицы, соединенные между собой синтаксической связью.

2.

Словосочетание (СС) ‑"…исторически сложившиеся в языке формы грамматического объединения двух или более знаменательных слов, лишенные основных признаков предложения, но создающие расчлененное обозначение единого понятия" (Виктор Владимирович Виноградов).

3. Классификация СС по структуре

В зависимости от количества составляющих компонентов словосочетания делятся на простые и сложные.

Простые словосочетания состоят из двух полнозначных слов: загородная прогулка, синее небо, любить музыку.

К простым словосочетаниям относятся также те, которые включают аналитические формы слова: буду говорить (будущее время) откровенно, самое синее (превосходная степень прлагательного) море; и те, в которых зависимый компонент есть синтаксическое или фразеологическое единство: человек низкого роста (= низкорослый), офицер с загорелым лицом (= загорелый), девушка шестнадцати лет (= шестнадцатилетняя), бежать сломя голову. В этом случае ни одно из слов в СС нельзя выбросить: девушка шестнадцати лет (нельзя: девушка лет), офицер с загорелым лицом (нельзя: офицер с лицом).

Сложные словосочетания состоят из трех и более полнозначных слов и представляют собой различные комбинации простых словосочетаний или слова и словосочетания.

При вычленении сложных словосочетаний из предложения выделяются лишь следующие:

1. Словосочетания, включающие цельные словосочетания: знать (много песен), старик (с живыми глазами), девочка (пяти лет), полет (от Москвы до Ленинграда) и т. д.

2. Словосочетания, включающие неоднородные определения: мохнатая (черкесская шапка), длинный (товарный поезд) и др. Так, в предложении На пути стоял длинный товарный поезд словосочетания: длинный товарный поезд, товарный поезд, на пути стоял.

3. Количественно-именные словосочетания, в состав которых входит прилагательное (или иное согласуемое слово), распространяющее зависимое слово: два разбитых ящика, три высоких здания, последние два слова, каждые три года, следующие четыре страницы; две новых (-ые) книги, три моих (мои) статьи; десять новых тетрадей, пять цветных карандашей и т.д.

Наибольшей степенью структурно-семантической цельности обладают словосочетания этой группы с главным словом — числительными два, три, четыре, так как в таких словосочетаниях (в силу исторических причин) форма прилагательных обусловлена их связью с числительным и существительным в форме род. п. ед. ч. Например, в предложении Два облака белых плывут по лазури (Шкляревский) можно выделить следующие словосочетания: два облака белых, два облака, плывут по лазури.

4. СС с необособленным причастным или адъективным оборотом: порхающая над землей бабочкаХ.

Наличие фразеологизмов не делает словосочетание сложным (если нет других условий), так как фразеологизм приравнивается к знаменательному слову. Например, словосочетание долго (кормить обещаниями) и т. д. относится к простым словосочетаниям, а долго и нудно кормить обещаниями — к сложным, так как в состав словосочетания входит сочиненный ряд долго и нудно.

4. Лексико-грамматические типы словосочетаний, или морфолого-синтаксическая классификация.

В зависимости от принадлежности главного словаХ к той или иной части речи различаются лексико-грамматические типы словосочетаний: глагольные, именные, наречные.

Глагольные слȯвосочетáния являются самыми разнообразными и самыми употребительными. Главными являются различные формы глагола (инфинитив и личные формы, причастие, деепричастие): говоритьХ громко, говорятХ громко, говорившиеХ громко, говоряХ громко; всматриваться в лица, всматриваются в лица, всматривающийся в лица, всматриваясь в лица и т. д.

Глагольные словосочетания имеют следующие модели:

1) глагол (включая причастие и деепричастие) + существительное или местоимение (с предлогом или без предлога): купитьХ хлеба, обратитьсяХ к нему;

2) глагол (включая причастие и деепричастие) + инфинитив или деепричастие: просившийХ приехать, сиделХ задумавшись;

3) глагол (включая причастие и деепричастие) + наречие: поступатьХ правильно, повторяяХ дважды.

Именные словосочетания имеют несколько разновидностей — по выражению господствующего члена разными частями речи.

Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru Словосочетания с именем существительным (субстантивные) в основном имеют определительное (атрибутивное) содержание («предмет — признак»): майский (какой?) деньХ, бегущий (какой?) оленьХ, избаХ(чья?) рыбака, часХ (какой?) пик, прибывший (какой?) поездХ, моя (чья?) улицаХ, кофеХ (какой?) по-турецки.

Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru Словосочетания с прилагательными (адъективные) в основном выражают качественную или количественную характеристику признака (по-детски (как?) наивныйХ, очень (в какой степени?) любопытныйХ), другие — обстоятельственные значения (всегда (когда?) веселыйХ, годныйХ (для какой цели?) для работы, румяныйХ (по какой причине?) от мороза), а также объектные (полныйх(до чего?) до краев, беднаях(чем?) влагой).

Словосочетания с местоимениями очень малочисленны (кто-тоХ тайный, каждыйХ из ребят, некоторыеХ из жителей).

Основные модели субстантивных словосочетаний:

1) согласуемое слово + существительное: ясный деньх, мой мирх;

2) существительное + существительное: городх в огнях, отрывокх из поэмы;

3) существительное + наречие: шагх вперед, ловхзимой;

4) существительное + инфинитив: готовностьх помочь, поводхпоговорить.

Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru Основные модели адъективных словосочетаний:

Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru 1) прилагательное + наречие: по-праздничному (как?) нарядныйх, едва (как?) слышныйх;

Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru 2) прилагательное + существительное (местоимение): широкийх(в чём?) в плечах, равнодушныйх (к чему?) ко всему;

Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru 3) прилагательное + инфинитив: способныйх(к чему?) организовать, готовыйх(к чему?) сопротивляться.

Последние типы словосочетаний с главным словом числительным и с главным словом местоимением являются синтаксически несвободными и разнообразием моделей не отличаются: двое друзей, два товарища, некто в белом, что-нибудь особенное.

Словосочетания наречного типа (с предикативными-категорией состояния и непредикативными наречиями) имеют 2 модели:

Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru 1) наречие + наречие: по-летнему (как?) жаркох, очень (в какой степени?) вкуснох;

Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru Информационные ресурсы. 1. Основные понятия синтаксиса - student2.ru 2) наречие + существительное: больнох(что?) руку, высокох(куда?) в горы, задолгох(до чего?) до праздника.

Наши рекомендации