Информационные ресурсы

План

1. Три характеристики предложения. Понятие о предикативности как основной грамматической категории простого предложения. Значения времени, модальности и лица.

2. Структурная схема предложения. Парадигма предложения. Типы предложений по коммуникативной установке и интонации.

3. Членимые и нечленимые простые предложения. Типы нечленимых предложений.
Двусоставные предложения.

4. Структурные схемы двусоставного предложения

Основная литература

1. Валгина Н.С Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.

2. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В. А. Белошапкова, В.Н. Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. ‑ 295 с.

Дополнительная литература

1. Бабайцева В. В. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация: в 3 ч. Часть 3. / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – М.: Просвещение, 1987.‑ 256 с.

2. Распопов И. П. Очерки по теории синтаксиса / И. П. Распопов. – Воронеж: ВГУ, 1973. – 219 с.

3. Русская грамматика: в 2 т. / гл. ред. Н. Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – Т. 2: Синтаксис.

Информационные ресурсы

1. Акимова Г.Н. Синтаксис современного русского языка: ученик / Г.Н. Акимова, С.В. Вяткина и др.. – СПб: СПбГУ, 2009. – 346 с. – Режим доступа к учебнику http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl301.htm

2. Стародумова Е.А. Синтаксис современного русского языка: учебник / Е.А. Стародумова. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2005. – 142 с. ‑ Режим доступа к учебнику http://www.superlinguist.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=812:2011-02-10-21-52-14&catid=26:2009-11-23-13-49-15&Itemid=39

3. Пипченко Н.М. Современный русский язик: Синтаксис словосочетания и простого предложения / Н.М. Пипченко. – Минск: БГУ, 2008. – 196 с. ‑ Режим доступа к ученику http://www.bsu.by/Cache/pdf/218063.pdf

1.

Словосочетание – номинативная единица, оно не содержит сообщения. Она лишь более конкретно называет явление действительности: стол (круглый), идти (медленно), очень красивый.

Минимальной единицей сообщения является предложение. Это единица коммуникативная. Она предназначена для описания не предмета, действия или признака (как в словосочетании), а целостной ситуации, действительности: Студенты слушают лекцию (в этой ситуации есть студенты – субъект, лекция – объект и сказуемое-предикат слушают, который связывает субъект и объект). Алтын живет в общежитии. Идите домой! Эх, пойти бы домой!

У каждой грамматической единицы есть грамматическое значение (например, у существительного или прилагательного это определенные значения рода, числа, падежа). Грамматическим значением предложения являетсяпредикатúвность ‑отношėние сообщáемого к действúтельности. Этот признак отличает предложение от словосочетания: они противопоставлены как непредикативная и предикативная единица.

Категория предикативности объединяет два синтаксических значения: времении модальности. В.В. Виноградов включает в предикативность еще и значение лица (персональности).

Синтаксúческое врėмя (темпорáльность) – это соотнёсенность выскáзывания с момėнтом рéчи. Например, в предложении В тот год осéнняя погóда стояла дóлго на дворé (А.С. Пушкин) содержание оформлено как предшествующее моменту речи, в предложении Снежóк под ногáми поскрúпывает – как совпадающее с ним, а предложение В áвгусте бýдут продавáть дом (А.П. Чехов) – отнесено к плану будущего.

Время может выражаться лексически, то есть наречиями со значением времени (Скоро конкурс. Завтра среда).

NB!!! Категория темпоральности определяется только в предложениях с реальной модальностью.

Категория модальности представляет сообщаемое как реально протекаемое во времени или возможное, желаемое, должное или требуемое (ирреальное): Дождь идет. – Пошел бы дождь. – Пусть идёт дождь! Модальное значение реальности показывает, что сообщаемое действительно осуществляется во времени (настоящем, прошедшем или будущем), и выражается временными формами: Брат учится / учился / будет учиться. Модальное значение ирреальности обозначает, что сообщаемое представляется сообщаемое представляется как гипотетическое, предполагаемое и характеризуется временной неопределенностью.

Ирреальная модальность имеет ряд частных значений:

1) значение желательности, которое представляет сообщаемое как желаемое и выражается формой сослагательного наклонения, выносимой в начальную позицию двусоставного предложения, либо сочетанием формы инфинитива с частицами хоть бы, если бы, пусть бы, только бы, лишь бы, чтоб, скорей бы, лучше бы и др.: Тóлько бы увúдеть егó, взять зá руки (Пауст.);

2) значение предположительности, показывающее, что сообщаемое является возможным, и выражающееся формой сослагательного наклонения или сочетанием связки было с частицей бы, которая в двусоставном предложении располагается после подлежащего: Без вас мы бы замёрзли (Кав.);

3) значение побудительности, которое представляет сообщаемое как приказ, просьбу и выражается формами повелительного наклонения 2 л. ед. ч. или мн.ч. (Стой! Бегите!), 1 лица мн.ч. совместного действия (Споёмте, друзья…), частицами пусть, пускай, да в сочетании с глаголом в форме 3 л. ед.ч. или мн.ч., формой повелительного наклонения служебного глагола быть (будь, будьте): Вставай, страна огромная…(Л.-К.). Пусть сильнее грянет буря! (М.Г.), Да спасет тебя любовь моя! (Кав.);

4) значение долженствования, означающее, что данное действие, которое должно осуществляться, не соответствует тому, о чем говорится в другой предикативной единице; оно реализуется в основном в сложносочиненное предложении, а средством выражения является форма повелительного наклонения: Вы не платите, а я за вас отвечай?

Модальные значения реальности и ирреальности не зависят от говорящего и составляют объективную модальность, сливаясь с категорией времени.

Помимо объективной, существует субъективная модальность, выражающая отношение говорящего к сообщаемому: уверенность/неуверенность, сомнение, экспрессивную оценку, например: «Конечно, она мне написала»,«Неужели тебе это не мешает?». Из приведённых примеров видно, что субъективная модальность может выражаться вводно-модальными словами: «Это было, кажется, недавно»; частицами: «Он вроде приходил» (неуверенность);интонацией: «Кто тебя просил!»; междометиями:«Ах, какая чудная ночь»;порядком слов:«Поймет он тебя. Жди…»(т. е. конечно, не поймет).

Персональность / категория синтаксического лица‑ отношение высказываемого к говорящему, собеседнику / третьему лицу или предмету.

Способы выражения:

1. личные местоимения 1,2 лица: Я еду домой.

o глагол 1 лица в определённо-личных односоставных предложениях (Люблю грозу в начале мая);

o глагол мн.ч. настоящего (3 лицо) или прошедшего времени (в неопределенно-личных односоставных предложениях) Лицо есть, но оно неважно для говорящего (лицо действенное, но не существенное для говорящего): Тебя вчера искали, звонили. Тебе звонят;

o лицо может быть обобщенным (первую очередь в обобщенно-личных односоставных предложениях): Что посеешь, то и пожнёшь.

2. Синтаксическое лицо может отсутствовать (=безличность) в безличных и инфинитивных односоставных предложениях: Смеркается. Похолодало. Намусорено. Нет ничего прекрасней любви! Сидеть!

2.

Простые предложения делятся на двусостáвные (Грачи прилетели) и односостáвные (Поздняя осень. В дверь звонят. Цыплят по осени считают. Уже поздно. Молчать!).

По коммуникативной установке, вслед за Аристотелем, принято выделять повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

По интонации все предложения делятся на восклицáтельные и невосклицáтельные:Зухра пишет письмо.Как хорошо!

Предложения бывают нераспространёенными(Наступилаосень), но могут содержать ещё и второстепенные члены, и такие предложения называются распространёнными:С деревьевопадаютлистья.

Предложение может быть утвердительным (Брат работает) или отрицательным (Брат не работает. Нет денег).

Оно может быть полным: Каждый человек стремится к счастью ‑ и неполным: ‑ Куда ты идешь? – В магазин (я иду).

3.

Членимые и нечленимые простые предложения. Типы нечленимых предложений.

Большинство предложений членится на члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение, приложение. Но есть и нечленимые предложения. Они состоят или из одного слова ДА или НЕТ или из сочетаний частиц, модальных слов и междометий. Среди нечленимых предложений различают утвердительные типа Да, Конечно, отрицательные типа Нет. Еще чего!, вопросительные: Неужели? Разве?, побудительные: Давай, Вон! Ну! Тш-ш!, эмоционально-оценочные: Ура! Увы! Э-э-эх! Среди нечленимых слов-предложений есть большое количество так называемых этикетных слов типа Спасибо, Пожалуйста, До свидания и т. п., которые многими учеными рассматриваются в составе междометий.

Нечленимые предложения могут осложняться обращениями и вводными словами: — Спасибо, Александр,— сухо сказал Андрей Леонидович (Николаев); — Да полно, можно ли эту поэзию показать до конца? Конечно, нет (Паустовский); — Здравствуй, Иван Лукич, здравствуй, друг! — пожимал ему руку Батманов (Ажаев).

Слова-предложения употребляются в диалогической речи. Они свойственны только разговорному языку.- Вы спите?- Нет, - ответил гость (Ч.). Или - Становитесь по местам. Пора. Луна восходит?- Точно так (Ч.).- А преконфузно, однако же, должно быть, если откажут.- Еще бы! (Г.).

3. Главные члены предложения (предикативная основа)

В основе двусоставного предложения лежит двукомпонентная структурная схема. В нем выделяются два главных члена: подлежащее и сказуемое, которые взаимно связаны между собой связью координации.

Подлежащее главный член предложения, который называет предмет (лицо) или отвлеченное действие и выражается чаще всего именем существительным в И.п. (N1) Грачи прилетели. Часто в роли подлежащего используется инфинитив: Кататься (было, будет) весело (Inf Vcop0 Adv). Сомневаться значит искать (Inf cop Inf). Трудитьсядоблесть (Inf Vcop0 N1)

Кроме существительных, в роли подлежащего используются местоимения-существительные: а) личные: Я встретил ее у своего приятеля (Сол.); В гостинице горела одна всего лампочка. Она вспыхнула, когда едко затрещал телефонный звонок (Паст.); б) неопределенные: Все кто-то ходит, не спит (Паст.); И, мнится, в том уединенье сокрылся некто неземной (П.); в) отрицательные: Ничто не сблизит больше нас (Л.); г) вопросительно-относительные: Кто не проклинал станционных смотрителей (П.); Не понимаю, что со мною было (П.).

В роли подлежащего может быть числительное: а) количественное: Пятнадцать делится на три, б) собирательное: Оба были заняты, кажется, серьезным разговором (Л.); в) порядковое: Один ходит, другой водит, третий песенку поет (загадка).

Значительно реже в роли подлежащего используются неизменяемые части речи, которые в таком случае функционально замещают существительные, - союзы, частицы, наречия, междометия, например: Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, сбылось (Т.); ...И опять слышится «бу-бу-бу» (Ч.); А это «так» для меня нож острый (Писем.).

Подлежащее может быть выражена несвободным СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ. Среди подлежащих, выраженных словосочетанием, выделяются: 1) существительное количественного значения в сочетании с существительным в форме родительного падежа: Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей (Шол.); 2) числительное, местоимение, прилагательное в сочетании с именем существительным (или частями речи, замещающими его) в форме родительного падежа множественного числа с предлогом: Каждый из нас мечтал стать геологом; Один из мальчиков возвратился поздно вечером (Ч.); 3) существительное или местоимение в сочетании с формой творительного падежа существительного или местоимения: Базаров с Аркадием уехали на другой день (Т.); Зухра с Нарбиби работали волонтёрами; Мы с тобой хорошо знаем друг друга; 4) сочетание собирательного существительного (большинство, меньшинство, множество и т.п.) с существительным в форме родительного падежа: Большинство студентов уже приехало на сессию.

В роли подлежащего часто выступают определенно-количественные сочетания, неопределенно-количественные и сочетания со значением приблизительного количества: четыре стула, несколько студентов, много книг, мало орехов, немного цветов, человек десять школьников, с десяток тетрадей. Например: В квартире обитали только два рояля, скрипка и виолончель (Фед.); Прошло несколько недель (П.); Как много неба и земли осталось позади (Тв.).

Кроме синтаксически несвободных словосочетаний, в роли подлежащего используются и другие нечленимые сочетания. Это могут быть географические наименования: мыс Доброй Надежды, залив Святого Лаврентия, Главный Кавказский хребет, Восточно-Европейская равнина, Военно-Осетинская дорога, город Минеральные Воды, Большой Каменный мост; названия учреждений, организаций, предприятий: Организация Объединенных Наций, Государственный Исторический музей, названия исторических эпох и событий: Римская империя, эпоха Возрождения; названия знаменательных дат, праздников: День Победы, Новый год.

Не членятся и подлежащие, выраженные устойчивыми сочетаниями терминологического характера (геометрúческая фигýра, глагóльная фóрма), а также крылáтые выражéния типа: áвгиевы конюшни, ариáднина нить, геркулéсовы столбы, эзóпов язык, архимéдов рычáг.


Способы выражения подлежащего

А) Подлежащее – одно слово:

Форма Примеры  
1. Имя    
1.1. Имя существительное Старший сын (кто?) уехал в столицу.  
1.2. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу.  
1.3. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу.  
1.4. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.  
1.5. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу.  
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) – это прекрасно.Жить (что?) – родине служить.  
3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного    
3.1. Наречие Настало и роковое послезавтра (что?).  
3.2. Предлог «В» (что?) является предлогом.  
3.3. Союз «А» (что?) – противительный союз.  
3.4. Частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.  
3.5. Междометие Неслось со всех сторон «ау» (что?).  
    ния. 18+advance-club.ru

Б) Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

Форма Значение Примеры
1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже Количественное значение Пять стульев стояло у стены. Несколько стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены. Много стульев стояло у стены.
2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из Избирательное значение Двое из нас поедут в столицу. Каждый из нас поедет в столицу. Многие из нас поедут в столицу.
3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с(только при сказуемом – во множественном числе!) Значение совместности Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать. Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать.
4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже Фазисное значение Стоял конец сентября..
5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие Млечный путь разостлался по небу. Белые мухи (снежинки) кружили в небе. Шапка русых кудрей колыхалась на его голове..
6. Неопределённое местоимение (от основкто, что) + согласуемое имя Неопределённое значение Что-то неприятное было во всем его облике..

Обратите внимание!

1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что?, даже если оно не изменяется по падежам.

2) Именительный падеж – единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.

Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.

СКАЗУЕМОЕ

Наши рекомендации