Письменная контрольная работа по отдельным темам

Контрольная работа позволяет провести фронтальную проверку знаний студентов во всей группе.

Необходимо варьировать в учебном процессе разные виды семинаров, постепенно усложняя их в процессе прохождения курса. Такое разнообразие значительно оживляет семинары, делает их более интересными. Также возможно использование на одном занятии элементов разных видов семинаров.

Требования к выступлениям студентов

Принцип добровольности выступления должен сочетаться с вызовом студентов. Остальные должны быть готовы для анализа выступлений товарищей по группе, для дополнений и замечаний.

Желательно, чтобы студент излагал материал свободно, с опорой только на план ответа. Прикованность к конспекту объясняется обычно следующими причинами: а) плохо продумана структура изложения, вопрос не осмыслен во всей его полноте, студент боится потерять нить мыслей, нарушить логическую последовательность высказываемых положений, скомкать выступление; б) недостаточно развита культура устной речи, опасение говорить «коряво» и неубедительно; в) материал списан из учебного пособия механически, без достаточного осмысления; г) как исключение, материал списан у товарища или используется чужой конспект.

Важно научить студентов во время выступлений поддерживать постоянную связь с аудиторией, быстро реагировать на реплики, вопросы, замечания, что требует постоянной работы над собой. Выступающий обращается к аудитории, а не к преподавателю, как школьник на уроке. Контакт со слушателями – товарищами по группе – помогает студенту лучше выразить свою мысль, реакция аудитории позволит ему почувствовать сильные и слабые стороны своего выступления. На семинаре можно ввести в традицию анализ не только содержания выступлений, но и их формы – речи, дикции, характера общения с аудиторией.

Преподавателю по возможности не следует прерывать выступление студента своими замечаниями и комментариями. Допустима разве что тактичная поправка неправильно произнесенных слов, ошибочного ударения и т. п. Если далее выступающий допустил ошибки, гораздо лучше, если не сам преподаватель, а другие участники семинара первыми сделают ему соответствующие замечания.

Добиваясь внимательного и аналитического отношения студентов к выступлениям товарищей, руководитель семинара заранее ставит их в известность, что содержательный анализ выступления, доклада или творческой письменной работы он оценивает так же высоко, как и выступление с хорошим докладом.

Следует поощрять студентов задавать вопросы к докладчику. Необходимо требовать, чтобы вопросы, задаваемые студентам, были существенны, связаны с темой, точно сформулированы.

Система контроля

В конце занятия преподаватель (либо студенты) подводят итоги обсуждения докладов, сообщений и вынесенных на семинарское занятие вопросов, оценивают выступления, самостоятельные виды работ, степень участия студентов в групповых и парных видах работ и проведенный семинар в целом, выставляются оценки и даются необходимые рекомендации по дальнейшему совершенствованию работы студентов.

На семинарских занятиях также реализуется текущий контроль знаний студентов, который может проходить в виде краткой проверочной письменной работы. Для этой цели предлагается ряд контрольных вопросов к каждому занятию. Промежуточный контроль может производиться в форме контрольных работ или тестирования для всей группы.

Методические рекомендации для студентов

Поскольку на семинары выносятся темы, которые не затрагивались преподавателем на лекциях, они требуют особого внимания и тщательной подготовки.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов, вопросами, предложенными для дискуссий.

2. Изучить рекомендованную или самостоятельно найденную научную литературу по каждой теме. Большинство публикаций и книг есть в библиотеке училища и в электронном виде в сети Интернет. Возможно также использование статей, подобранных самим студентом, если они носят научный характер.

3. На основе изученных источников и литературы необходимо в тетради составить конспект, указав выходные данные работы (автор, название, место и год издания, страницы), проанализировать собранный материал и сделать выводы. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.

4. Подготовить выступление на семинаре. При этом для устного ответа можно подготовить план или краткие тезисы ответа. В тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но в краткой форме раскрывается их основное содержание. Ответ на каждый вопрос из плана семинарского занятия должен быть последовательным, логичным и аргументированным.

Темы семинарских занятий

Тема 1. Факторы самобытности России

План семинара

1. Подходы к изучению отечественной истории (формационный, цивилизационный)

2. Природно-климатический фактор (обширность территории, климат, рельеф, почвы, колонизация и ее этапы)

3. Геополитический фактор (расположение как Евразии, соседи и их влияние)

4. Фактор многонациональности и поликонфессиональности (роль Православия, влияние многонациональности на русскую историю).

Наши рекомендации