Тема 6. Россия во второй половине ХIX в. (1 занятие)

Вопросы для обсуждения

1. Отмена крепостного права.

2. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. Контрреформы.

3. Общественная мысль и особенности освободительного движения в России.

Контрольные вопросы

1. Раскройте общее и особенное в социально-экономическом и политическом развитии Европы и Америки в индустриальную эпоху.

2. В чем состояла специфика национального и колониального вопросов, проявившихся в мировой политической жизни в XIX веке?

3. В чем выражался внешнеполитический и внутренний кризис в России в середине ХIХ века?

4. Была ли связь между поражением в Крымской войне и началом реформ 1860-70-х годов?

5. Какие варианты освобождения крестьян обсуждались накануне реформы 1861 г.?

6. Каково содержание реформ 1860-70-х годов и в чем их влияние на общественно-политическую обстановку в стране?

7. Чем была обусловлена резкая смена политического курса в 1880-90-е годы? Какие контрреформы были проведены при Александре III?

Какие тенденции развития страны нашли отражение в правительственных курсах Александра II и Александра III ?

9. Почему в 1860-70-е годы наблюдался спад, а в 1880-90-е годы рост промышленности и подъем экономики в целом?

10. Как шло развитие российской экономики на фоне общеевропейских и общемировых процессов?

11. Как повлияли особенности российской модернизации на общественно-политическую борьбу между консерваторами, либералами и радикалами?

12. Какой путь развития страны отстаивали консерваторы?

13. Какой вариант развития России отстаивали либералы?

14. Какие радикальные преобразования общественно-политического строя предлагали народники, анархисты, марксисты?

Рекомендуемая литература

1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.153-174.

2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.248-283.

3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.172-234.

4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.148-153, 164-169, 182-192.

5. Перевезенцев С.В. Александр II. Освободитель. – М., 2002.

6. Сикеринский С.С., Шелохаев В.3. Либерализм в России Очерки истории (середина XIX – начало XX вв.). – М., 1995.

7. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – M., 1994.

Тема 7. Россия в начале XX вв. (1 занятие)

Вопросы для обсуждения

1. Первая русская революция: причины, этапы, результаты.

2. Партии и парламент.

3. Реформы П.А. Столыпина. Россия в Первой мировой войне.

Контрольные вопросы

1. Какие причины вызвали революционные события 1905 года? Какие социально-политические силы боролись в период революции 1905-07 гг.?

2. Какие альтернативы развития предлагали различные политические силы в революции 1905-1907 гг.?

3. Как оценили и какие выводы для себя сделали из Царского Манифеста 17 октября 1905 года различные политические силы?

4. Какие реформы предлагал провести С.Ю.Витте?

5. В чем замысел и суть аграрной и переселенческой реформ П.А.Столыпина?

6. Покажите основные черты российского пapлaмeнтapизма, проявившиеся в период работы четырех государственных Дум.

7. Каковы важнейшие итоги и уроки революции 1905-1907 гг.

8. Какие цели преследовали главные участники войны, и в какие военно-политические блоки они объединились?

9. Покажите роль и место России в I мировой войне.

10. В чем проявился кризис западных демократий в условиях войны?

11. Как повлияла война на революционную ситуацию в России?

Рекомендуемая литература

1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2007. – С.191-227.

2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.284-327.

3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2009. – С.235-271.

4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2007. – С.193-233.

5. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991.

6. Витте С.Ю. Воспоминания. – М., 1991.

7. Столыпин П.Л. Нам нужна великая Россия. – М., 1991.

Тема 8. Россия в период от Февраля к Октябрю 1917 г.

Гражданская война (1 занятие)

Вопросы для обсуждения

1. Альтернативы политического развития от Февраля к Октябрю 1917 года.

2. Победа большевистского восстания. Первые мероприятия Советской власти.

3. Гражданская война и интервенция.

Контрольные вопросы

1. Как произошла Февральская революция 1917 года? Какие силы принимали в ней участие?

2. Какие перспективы открывала Февральская революция для развития России?

3. В чем проявлялось двоевластие и каковы были его причины?

4. Какие три политических кризиса пережила Россия в период от Февраля к Октябрю?

5. Какой был расклад политических сил после Февраля? Что предлагали народу основные российские партии (кадеты, меньшевики, эсеры, большевики)?

6. Почему относительная консолидация общественно-политических сил, достигнутая в ходе Февральской революции, сменилась их нараставшей поляризацией?

7. Почему не удался мятеж генерала Корнилова?

8. Охарактеризуйте причины успеха вооружённого восстания большевиков.

9. Какие основные проблемы стояли перед большевиками после прихода их к власти, и как они собирались их решать?

10. Какое влияние оказали роспуск Учредительного собрания и заключение Брестского мира на последующее развитие событий в России?

11. Назовите основные этапы гражданской войны. Как развивались военные действия на фронтах?

12. Почему гражданскую войну выиграли красные?

13. Какое влияние оказала Гражданская война на российское общество?

14. Какова современная оценка места и роли Октября в исторической науке и публицистике?

15. В чем состояла система экономических, политических и социальных мер, составивших политику «военного коммунизма».

16. Итоги политики «военного коммунизма».

Рекомендуемая литература

1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.228-256.

2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.328-352.

3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.271-320.

4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2007. – С.233-293.

5. Боффа Дж. История Советского Союза. В 2-х томах. Т 1. От революции до второй мировой воины. Ленин и Сталин 1917-1941 гг. – М., 1994.

6. Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине. / Сост., науч. ред., коммент. С.В.Волкова. – М., 2003.

7. Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы 1900-1925 гг. В 3-х т. – М., 2000.

Наши рекомендации