Мир и согласие на земле

Первый золотой век

В классической мифологии золотой век описывается как век безмятежного счастья, когда люди не знали ни труда, ни забот. На одной из шумерских табличек сохранилась древнейшая запись первого мифа о золотом веке.

Представление шумеров о золотом веке изложено в эпическом сказании «Энмеркар и правитель Аратты», о котором говорилось в главе 4. В этом сказании есть отрывок, состоящий из 21 строки, где описывается благословенный век мира и довольства, ныне навсегда утраченный людьми. Вот этот отрывок:


В стародавние времена не было змей, не было скорпионов,
Не было гиен и не было львов,
Не было ни диких собак, ни волков,
Не было ни страха, ни ужаса,
И человек не имел врагов.
В стародавние времена земли Шубур и Хамази,
Многоязычный (?) Шумер, великая земля божественных законов владычества,

Ури, земля во всем изобильная,
Марту, земля, отдыхающая в мире,
Вся вселенная, все народы в полном согласии (?)
Прославляли Энлиля на одном языке.

(Но) однажды отец-повелитель, отец-владыка, отец-царь,
Энки, отец-повелитель, отец-владыка, отец-царь,
Разгневанный (?) отец-повелитель, разгневанный (?) отец-владыка,
. . . . изобилие . . . .
. . . . (Здесь разрушено пять строк).
. . человек . . . .

В первых 11 превосходно сохранившихся строках описываются те счастливые далекие времена, когда человек жил, не зная ни страха, ни врагов, среди мирного изобилия, и когда народы всей земли поклонялись одному божеству, Энлилю. Более того, если понимать выражение «на одном языке» буквально, а не в переносном смысле (как «единодушно»), можно даже прийти к выводу о том, что шумеры, подобно древним евреям гораздо более поздней эпохи, верили, будто некогда существовал единый, общий для всех народов язык, утраченный людьми в день «смешения языков».

Следующие 10 строчек настолько фрагментарны, что об их содержании остается лишь догадываться. Судя по контексту, можно предположить, что Энки, возмущенный неограниченной властью Энлиля или просто из зависти, выступил против него, в результате чего золотой век человечества пришел к концу и начался период войн и раздоров. Возможно, — если понимать строки 10 и 11 буквально, — именно Энки вызвал смешение языков. И если это так, то перёд нами, быть может, первое упоминание о шумерской параллели к библейской легенде о вавилонском столпотворении, записанной в Книге Бытия (11, 1–9). Правда, шумеры объясняли падение людей соперничеством между богами, в то время как древние евреи полагали, будто люди понесли кару за то, что вздумали уподобиться богу.

Автор рассказа о золотом веке представляет этот рассказ как «заклинание Энки». В сказании говорится о том, что Энмеркар, правитель Урука и любимец бога Энки, решил подчинить себе богатую всякими минералами страну Аратту. Для этого он шлет к правителю Аратты гонца с устрашающим посланием, угрожая разрушить Аратту, если правитель и его подданные не принесут с гор драгоценные камни и металлы и не построят для Энки богато украшенный храм Абзу. Чтобы произвести на правителя Аратты большее впечатление, Энмеркар приказывает своему гонцу повторить «заклинание Энки», то есть рассказ Энки о том, как он положил конец единовластию Энлиля над всей землей и ее обитателями.

Помимо того, что этот отрывок рассказывает о благословенном золотом веке шумеров, он имеет и другое, не менее важное значение, давая нам некоторое представление о размерах и географическом расположении известных шумерам стран.

Если судить по строкам 6–9, поэт разделяет мир на четыре основные страны. Его собственная страна, Шумер, занимает южную часть этого мира, располагаясь примерно между реками Тигр и Евфрат, от 33-й параллели и до Персидского залива.

Севернее 33-й параллели в том же Междуречье находилась страна Ури, на территории которой позднее возникли Аккад и Ассирия. К востоку от Шумера и Ури лежала земля Шубур-Хамази, которая несомненно занимала большую часть Западного Ирана. К западу и северо-западу от Шумера находилась земля Марту, занимавшая территорию от Евфрата до Средиземного моря и включавшая также Аравию. Короче говоря, доступный шумерам мир простирался, если верить поэту, от Армянского нагорья на севере до Персидского залива на юге и от Иранского нагорья на востоке до Средиземного моря на западе.

Мир и согласие на земле - student2.ru

На карте указаны главнейшие пункты археологических раскопок на территории современного Ирака.

Иллюстрации

Мир и согласие на земле - student2.ru

Рис. 1. Лестница зиккурата (ступенчатой башни) в Чога-Замбиле на западе Ирана.

Этот зиккурат построен на много веков позднее эпохи древнего Шумера (около 1300 г. до н. э.), но он представляет собой один из наиболее сохранившихся прототипов тех самых знаменитых «башен вавилонских», которые «соединяли землю с небесами». Зиккурат в Чога-Замбиле высотой почти в 48 м был обнаружен французской экспедицией под руководством известного археолога Романа Гиршмана сравнительно недавно — в 1952–1956 гг.

Мир и согласие на земле - student2.ru

Рис. 2. «Большая сеть».

Мифологическая сцена, высеченная на известняковой плите высотой около 185 см, известной под названием «стелы коршунов». Стела обнаружена в Лагаше, хранится в Лувре. На ней изображен бог-покровитель города Лагаша Нингирсу, захвативший в сеть побежденных жителей города Уммы. Булава и орел с двумя львами — эмблемы Нингирсу. Стела была воздвигнута великим завоевателем Эаннатумом (около 2400 г. до н. э.) из династии правителей Лагаша. Подробное описание стелы и ее надписей дано в классическом труде Хезея и Тюро-Данжена Restitution materielle de la Stele des Vautours; см. также Tello Андрэ Парро.

Мир и согласие на земле - student2.ru

Рис. 3. «Строитель» Гудеа.

Диоритовая статуя высотой около метра; на коленях у Гудеа — план храма. Статуя обнаружена в Лагаше, ныне хранится в Лувре. Гудеа был правителем Лагаша около 2100 г. до н. э. Правление его отмечено рядом мемориальных надписей, прославляющих его строительную деятельность. Он был современником правителя Намхани, побежденного Ур-Намму — первым из известных нам составителей законов (см. гл. 8).

Мир и согласие на земле - student2.ru

Рис. 4. Иди-Нарум, чиновник из Мари.

Статуэтка из розоватого камня, найденная в Мари и ныне хранящаяся в музее города Алеппо. Имя чиновника начертано на задней стороне статуэтки. Там же обозначен и его титул, однако точное значение этих шумерских слов пока не установлено. Город Мари, населенный семитами, находился в среднем течении Евфрата, то есть значительно западнее собственно Шумера, но культура его была в основном шумерской. В III тысячелетии до н. э. он входил в сферу влияния Шумера, а однажды (около 2500 г. до н. э.) династия правителей Мари в течение некоторого времени властвовала над всем Шумером. Статуэтка, очевидно, относится к этому же периоду — середине III тысячелетия до н. э.

Мир и согласие на земле - student2.ru

Рис. 5. Древнейшие в истории рецепты.

На фотографии — оборотная сторона «медицинской» таблички из Ниппура, хранящейся в Музее Пенсильванского университета. Этот текст представляет собой два рецепта следующего содержания:

1) gish-hasshur-babbar (белое грушевое (?) дерево); e-ri-na u-gish-nanna (корень (?) «лунного» растения); u-gaz (растолочь в порошок); kahs-c u-tu (растворить в пиве); lu al-nag-nag (дать человеку выпить);

2) numun-nig-negar-sar (семя «плотничьего» растения); shim-mar-ka-zi (густую смолу «маркази»); u-ha-shu-an-um (тимьян); u-gaz (растолочь в порошок); kash-e u-tu (растворить в пиве); lu al-nag-nag (дать человеку выпить).

Более подробно смотри об этом Illustrated London News от 26 февраля 1955 г., стр. 370–371.

Мир и согласие на земле - student2.ru

Рис. 6. Ибих-иль, управляющий.

Алебастровая статуэтка высотой около 50 см, найденная в Мари и ныне хранящаяся в Лувре. Имя и титул обозначены на задней стороне статуэтки. Судя по архаическому начертанию знаков, она должна быть несколько старше статуэтки, изображающей чиновника Иди-Нарума.

Мир и согласие на земле - student2.ru

Рис. 7. Ур-Нанше, певец.

Статуэтка из известняка высотой около 20 см. Относится примерно к 2500 г. до н. э. Найдена в Мари, хранится в музее города Дамаска. Не совсем ясен пол изображенного человека. Археологи, нашедшие статуэтку, приняли ее за изображение женщины, однако имя Ур-Нанше давалось только мужчинам; по-видимому, перед нами певец, а не певица.

Мир и согласие на земле - student2.ru

Рис. 8. Женщина в облачении.

Диоритовая статуэтка высотой около 17 см, найденная в Лагаше и ныне хранящаяся в Лувре. Относится примерно к 2000 г. до н. э. Это изображение знатной женщины с очень густыми бровями, твердым подбородком и мягкими полными губами.

Мир и согласие на земле - student2.ru

Рис. 9. Семитический царь Шумера.

Эта поразительная по своему реализму бронзовая голова в три четверти натуральной величины найдена в Ниневии и хранится теперь в Иракском музее в Багдаде. Надпись, по которой можно было бы точно определить, чье это изображение, отсутствует. Скорее всего это скульптурный портрет одного из царей семитической династий, так называемой династии Аккада, правившей Шумером в XXIV–XXIII вв. до н. э.

Мир и согласие на земле - student2.ru

Рис. 10. Стела верховного жреца Дуду, найденная при раскопках в Телло.

Середина III тысячелетия до н. э. Высота стелы — 25 см. Хранится в Лувре.

Мир и согласие на земле - student2.ru

Рис 11. Табличка с элегиями из Музея им. А. С. Пушкина.

Выходные данные

ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Утверждено к печати Секцией восточной литературы РИСО Академии наук СССР

Сэмюэл Н. Крамер

ИСТОРИЯ НАЧИНАЕТСЯ В ШУМЕРЕ

Под редакцией и с предисловием академика В. В. СТРУВЕ

Перевод Ф. Л. МЕНДЕЛЬСОНА

Редактор Е. Я. Бессмертная

Технический редактор С. В. Цветкова

Художник И. Р. Бескин

Корректоры Г. В. Афонина и Л. И. Романова

Художественный редактор И. М. Русина

Сдано в набор 23/11-65 г. Подписано к печати 2/VI-65 г.

Формат 84 X 108 1/32.

Печ. л. 8,0.. Усл. п. л. 13, 12. Уч. изд. л. 13,96.

Тираж 16000 экз. Изд. № 1276. Зак. № 2074.

Темплан 1965 г. № 1200. Цена 90 коп.

Главная редакция восточной литературы издательства «Наука»

Москва, Центр, Армянский пер., 2


Мир и согласие на земле - student2.ru

Примечания

Edmund J. Gordon, «Sumerian Proverbs» Glimpses of Everyday Life in Ancient Mesopotamia, Philadelphia, 1959.

В. Meissner, Babylonicn und Assyrien, Bd II, Heidelberg, 1925, S. 326.

«Israel Exploration Journal» Vol. 3, N 4, Jerusalem, 1953. pp. 217–238.

Гур — 252,6 л. — Прим. пер.

Гипар — святая святых храма. — Прим. пер.

Нудиммуд — одно из имен Энки.

Ганун — огороженное место. — Прим. пер.

Имеется в виду богиня в образе коровы. — Прим. пер.

Шекель — мера веса и, следовательно, денежная единица. Здесь речь идет, по-видимому, о серебряном шекеле (примерно 8 гсеребра). — Прим. пер.

Мина — шестьдесят шекелей. — Прим. пер.

Буру — 6,35 га. — Прим. пер.

Гаруш — полоса земли шириной в 6–7 м. — Прим. пер.

Шумеры называли себя «черноголовым народом». — Прим пер.

«Земли внизу» — юг, «земли наверху» — север. — Прим. пер.

Иеродула — жрица. — Прим. пер.

Имеется в виду мотыга, острие которой привязано к ручке узлом. — Прим. пер.

Эммер — один из видов пшеницы. — Прим. пер.

Киур — храм богини Нинлиль. — Прим. пер.

«Львиная морда» — очевидно, сосуд в форме львиной головы. — Прим. пер.

См. S. N. Kramer, Sumerian Mythology, Philadelphia, 1944, pp. 68–72.

Е. Gordon, Sumerian Proverbs, Philadelphia, 1959.

Нaмeк на кольцо, которое продевали в ноздри узников. — Прим. пер.

Дословно: «кровь не вода»; ср. русскую пословицу: «свой своему поневоле брат». — Прим. пер.

См. IRAQ, vol. 22, 1960, pp. 154–175.

Возможно, разновидность рыбы Barbus, у которой по два уса с каждой стороны рта.

Пашишу — очевидно, один из жреческих титулов. — Прим. пер.

Имя Инанна происходит от Нинанна, что означает по-шумерски «повелительница неба». — Прим. пер.

С. Н. Крамер. Две шумерские элегии, Издательство восточной литературы, М., 1960. — Предисловие, введение, перевод шумерского текста, комментарии и примечания на русском и английском языках.

Имеется в виду священная надпись, выдавленная на кирпиче. — Прим. пер.

Змей — божество набережной. — Прим. пер.

Лилит — демон в облике женщины. — Прим. пер.

Около 25 кг. — Прим. пер

Примерно 250 кг. — Прим. пер.

Намтар — демон смерти. — Прим. пер.

Асаг — демон болезней. — Прим. пер.

Нергал — бог загробного царства; ловец Нергала — смерть. — Прим. пер.

См. «Die Welt des Orients», т. I, S. 43–50.


На главную
Вернуться к странице книги: Крамер Сэмюэл Н. История начинается в Шумере.


Page created in 0.239500045776 sec.

Мир и согласие на земле - student2.ru

Поделитесь с друзьями

ВКонтактеОдноклассникиTwitterFacebookМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс

Наши рекомендации