Том 3 часть гл 19 «Зеки как нация»
1. До сих пор мы говорили о положительных сторонах народного характера. Но
нельзя закрывать глаз и на его отрицательные стороны, на некоторые
трогательные народные слабости, которые стоят как бы в исключении и
противоречии с предыдущим.
2. Чем бестрепетнее, чем суровее неверие этого казалось бы атеистического
народа (совершенно высмеивающего, например, евангельский тезис "не судите,
да не судимы будете", они считают, что судимость от этого не зависит), --
тем лихорадочнее настигают его припадки безоглядной легковерности. Можно так
различить: на том коротком кругозоре, где зэк хорошо видит, -- он ни во что
не верит. Но лишенный зрения абстрактного, лишенный исторического расч?та,
он с дикарскою наивностью отда?тся вере в любой дальний слух, в туземные
чудеса.
1. Давний пример туземного л е г к о в е р и я -- это надежды, связанные с
приездом Горького на Соловки. Но нет надобности так далеко забираться. Есть
почти постоянная и почти всеобщая религия на Архипелаге: это вера в так
называемую амнистию. Трудно объяснить, что это такое. Это -- не имя женского
божества, как мог бы подумать читатель. Это -- нечто сходное со Вторым
Пришествием у христианских народов, это наступление такого ослепительного
сияния, при котором мгновенно растопятся льды Архипелага, и даже расплавятся
сами острова, а все туземцы на т?плых волнах понесутся в солнечные края, где
они тотчас же найдут близких приятных им людей. Пожалуй, это несколько
трансформированная вера в Царство Божие на земле. Вера эта, никогда не
подтвержденная ни единым реальным чудом, однако очень живуча и упорна. И как
другие народы связывают свои важные обряды с зимним и летним солнцеворотом,
так и зэки мистически ожидают (всегда безуспешно) первых чисел ноября и мая.
Подует ли на Архипелаг южный ветер, тотчас шепчут с уха на ухо: "наверно,
будет амнистия! уже начинается!" Установятся ли жестокие северные ветры --
зэки согревают дыханием окоченевшие пальцы, трут уши, отаптываются и
подбодряют друг друга: "Значит, будет Амнистия. А иначе замерзнем все на...!
(тут -- непереводимое выражение). Очевидно -- теперь будет".
2. Вред всякой религии давно доказан -- и тут тоже мы его видим. Эти
верования в Амнистию очень расслабляют туземцев, они приводят их в
несвойственное состояние мечтательности, и бывают такие эпидемические
периоды, когда из рук зэков буквально вываливается необходимая срочная
каз?нная работа -- практически такое же действие, как и от противоположных
мрачных слухов об "этапах". Для повседневного же строительства всего
выгоднее, чтобы туземцы не испытывали никаких отклонений чувств.
1. И еще есть у зэков некая национальная слабость, которая непонятным
образом удерживается в них вопреки всему строю их жизни -- это т а й н а я
ж а ж д а с п р а в е д л и в о с т и.
Это странное чувство наблюдал и Чехов на острове совсем впрочем не
нашего Архипелага: "Каторжник, как бы глубоко ни был он испорчен и
несправедлив, любит больше всего справедливость, и если е? нет в людях,
поставленных выше него, то он из года в год впадает в озлобление, в крайнее
неверие".
Хотя наблюдения Чехова ни с какой стороны не относятся к нашему случаю,
однако они поражают нас своей верностью.
Начиная с попадания зэков на Архипелаг, каждый день и час их здешней
жизни есть сплошная несправедливость, и сами они в этой обстановке совершают
одни несправедливости -- и, казалось бы, давно пора им к этому привыкнуть и
принять несправедливость как всеобщую норму жизни. Но нет! Каждая
несправедливость от старших в племени и от племенных опекунов продолжает их
ранить и ранить так же, как и в первый день. (А несправедливость, исходящая
снизу вверх, вызывает их бурный одобрительный смех.) И в фольклоре сво?м они
создают легенды уже даже не о справедливости, а -- утрируя чувство это -- о
неоправданном великодушии. (Так, в частности, и был создан и десятилетия
держался на Архипелаге миф о великодушии с Ф. Каплан -- будто бы она не была
расстреляна, будто пожизненно сидит в разных тюрьмах, и находились даже
многие свидетели, кто был с нею на этапах или получал от нее книги из
бутырской библиотеки.14 Спрашивается, зачем понадобился туземцам этот
вздорный миф? Только как крайний случай непомерного великодушия, в которое
им хочется верить. Они тогда могут мысленно обратить его к себе.)
Еще известны случаи, когда зэк полюбил на Архипелаге труд (А. С.
Братчиков: "горжусь тем, что сделали мои руки") или по крайней мере не
разлюбил его (зэки немецкого происхождения), но эти случаи столь
исключительны, что мы не станем их выдвигать как общенародную, даже и
причудливую черту.
2. Пусть не покажется противоречием уже названной туземной черте
скрытности -- другая туземная черта: любовь р а с с к а з ы в а т ь о
п р о ш л о м. У всех остальных народов это -- стариковская привычка, а
люди среднего возраста как раз не любят и даже опасаются рассказывать о
прошлом (особенно -- женщины, особенно -- заполняющие анкеты, да и вообще
все). Зэки же в этом отношении ведут себя как нация сплошных стариков. (В
другом отношении -- имея воспитателей, напротив содержатся как нация
сплошных детей.) Слова из них не выдавишь по поводу сегодняшних мелких
бытовых секретов (где котелок нагреть, у кого махорку выменять), но о
прошлом расскажут тебе без утайки, нараспашку вс?: и как жил до Архипелага,
и с кем жил, и как сюда попал. (Часами они слушают, кто как "попал", и им
эти однообразные истории не прискучивают нисколько. И чем случайнее,
поверхностней, короче встреча двух зэков (одну ночь рядом полежали на так
называемой "пересылке") -- тем развернутей и подробней они спешат друг другу
вс? рассказать о себе.
Тут интересно сравнить с наблюдением Достоевского. Он отмечает, что
каждый вынашивал и отмучивал в себе историю своего попадания в "Мертвый дом"
-- и говорить об этом было у них совсем не принято. Нам это понятно: потому
что в "Мертвый дом" попадали за преступление, и вспоминать о нем каторжникам
было тяжело.
На Архипелаг же зэк попадает необъяснимым ходом рока или злым стечением
мстительных обстоятельств -- но в девяти случаях из десяти он не чувствует
за собой никакого "преступления" -- и поэтому нет на Архипелаге рассказов
более интересных и вызывающих более живое сочувствие аудитории чем -- "как
попал".