Формообразующее начало в процессе обучения: сущность, основные тенденции

Как показывает практический опыт процесс обучения студента во многом идет лишь в формате традиционных типов занятий – лекций и семинаров. При этом акцент делается на лекцию как основной канал передачи обучающей информации, что вполне оправдано, ибо проблема научной достоверности и интерпретации разрешается именно на уровне живого слова специалиста – преподавателя. В качестве обратной связи служит семинарское занятие, где студент главным образом демонстрирует качественное усвоение материала на заданную тему. Однако форма изложения материала не всегда отвечает научным требованиям. Именно в этой связи возникла необходимость в принципиально ином подходе к формообразующему началу в процессе обучения современных специалистов. Речь идет о ретроспективном подходе к природе самой формы. Все дело в том, что в существующих параметрах ее проявления сложился довольно жесткий стереотип того, что преподаватель лишь подает информацию, а студент как-то ее потребляет, и затем зачастую механически воспроизводит на семинарском занятии. Это, на наш взгляд, связано с традиционным пониманием формы как способа внешнего выражения содержания, а в нашем случае, как конфигурации самого образовательного процесса. Между тем, еще Аристотель определял форму как внутреннюю организацию, способ связи элементов внутри системы. Иначе говоря, «часть подвержена действию целого, которое как бы присутствует в своих частях». Отсюда целостное или формообразующее начало в усвоении темы может сложиться лишь на уровне самостоятельного, причем строго аналитического мышления, когда студент получает возможность для обобщения материала. В процессе обучения должна возобладать дона стержневая идея, пронизывающая собой весь учебный процесс. Таковой формообразующей идеей, на наш взгляд, должен стать индивидуальный системный подход к научной проблематике в рамках все же самостоятельной работы студентов (СРС), а основная деятельность преподавателей должна сводиться к обучению написания тех же рефератов, курсовых и дипломных работ, в которых должны быть выдержаны основные научные требования.

Процесс мышления в своей строгой логической последовательности отслеживается именно на бумаге, ибо, как отмечают логики, устная речь практически не усваивается . Формообразующее начало в процессе обучения сводится к умению работать с различными источниками, где, как правило, излагаются самые разные взгляды авторов на одну и ту же научную проблему. Отсюда сущность обучения сводится к умению сводить в нечто единое именно по форме различные по содержанию знания. Это означает, что из двух составных компонентов обучения – понимание и знание, первое обретает большее значение. Тем самым, именно, на этом уровне работы и обнаруживается формообразующее начало, связанное с формальной логикой, «с ее основным принципом, в соответствии с которым правильность рассуждения зависит только от формы этого рассуждения». К примеру, надо показать, что на осине не могут расти яблоки, а вместо этого доказывается, что они растут обычно на яблоне и не встречаются ни на груше, ни на вишне. Такая форма работы ограничивается лишь описанием и информированием в принципе уже известных вещей, то есть в ней отсутствует научная новизна, авторское видение проблемы.

Не случайно в образовательной системе США практически все экзамены по гуманитарным дисциплинам сдаются в письменной форме. И, так же не случайно, основной причиной отчисления студента из учебного заведения является предоставление им просто списанной чужой работы, где, соответственно, нарушены научные требования. В данном контексте переход, например, к ЕГЭ в системе среднего образования, а в системе высшего – к двухуровневому образованию (бакалавриат и магистратура), имеет свою логическую последовательность.

Таким образом, в процессе преподавания акцент следует перевести с тотальной системы обучения к индивидуализированной, где должно абсолютно доминировать ярко выраженное творческое начало. Для этого студента необходимо вооружить все арсеналом методологии написания научных трудов. И, тем самым, в нем поддерживать постоянный интерес к возрастающему потоку научной информации, которую, собственно, и следует суметь систематизировать. Для этого необходимо провести огромную аналитическую работу, выявить их взаимоотношения, показать связь теории рассуждения с практикой мышления.

Известно, что собственное видение научной проблемы складывается по мере обретения исследователем определенной, сугубо им выработанной системы знаний. В этом контексте, роль преподавателя должна сводиться к помощи обретения студентом именно системы знаний, воцарения в голове у него некоторой идеальной конструкции, предваряющей собой практическую деятельность. Есть реальная потребность в помощи студенту «узнать то, что он знает». Разрывные же знания фактически малопригодны в деятельности, как умственной, так и физической, а более того они очень быстро утрачиваются. И когда студент научится, посредством приложения собственных интеллектуальных усилий, получать системные знания, познавательный процесс получит необратимый характер. Важно научиться получать интеллектуальное удовлетворение от творческой работы.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

29. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: Учебное пособие. - М, 2000.

30. Веко А.В. История России с древнейших времен до наших дней. - Минск, 2000.

31. Данилов А.А. История России XX в. Справочные материалы. - М., 1996.

32. Данилов А.А. История России. XX в. - М., 1998.

33. Данилов С.Ю., Никитин В.М. Очерки истории Отечества. Учебное пособие для вузов по курсу «История Отечества». - М., 1998.

34. История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца XVII в. Библиографическая энциклопедия. — Улан-Удэ. 1993.

35. История России в портретах. В 2 т. - М., 1996.

36. История России. Учебник. Под ред. М.Н. Зуева. - М., 2000.

37. История России. Учебное пособие. Под ред. А.А. Данилова. 4.1-2. - М.. 2000.

38. История России: новейшее время. 1945-1999. -М., 1999.

39. История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца XVII в. Биографическая энциклопедия. - М., 1993.

40. История России в 3-х т. Под ред. А.И. Сахарова. - М., 1996.

41. История России в портретах в 2 т. - М., 1996.

42. История современной России. 1985-1994. - М, 1995.

43. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. - М., 1988-1989.

44. Ключевский В.О. Курс русской истории. В 9 т. - М., 1990.

45. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М, 1993.

46. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебное пособие для вузов. - М., 1998.

47. Новая история. Второй период: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «история» - М., 1984.

48. Новиков СВ., Маныкин А.С, Дмитриева О.В. История: справочник для студента. М, 2000.

49. Орлов А.С. и др. История России. Учебное пособие. - М., 1998.

50. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1995.

51.Соколов А.К., Тяжельникова B.C. Курс истории: учеб. пособие для вузов. - М., 1999.

52. Соловьев СМ. Избранные произведения. В 3 т. - Ростов-на-Дону. 1997.

53.Сттицын Е., Чайка М. История государства Российского с IX до конца XIX века: Курс лекций. - М., 2000.

54.Хрестоматия по истории России. В 4 т. - М., 1994.

55. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. - М., 1994.

56. Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. - М., 1996.

МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

4.1. Примерная тематика рефератов по курсу «история России»:

1. Образование Древнерусского государства.

2. Принятие христианства на Руси.

3. Куликовская битва.

4. Присоединение Восточной Сибири к России.

5. Петр I - великий реформатор российской державы.

6. Отечественная война 1812 г.

7. Декабристы в Бурятии.

8. Семейские в Забайкалье.

9. Реформы 60-70-х гг. XIX в. в России.

10. Развитие капитализма в пореформенной России.

11. Культура России в XIX в.

12. Экономическое и социальное развитие России в конце XIX - начале XX вв.

13. Революционно-демократическое движение в России во второй половине XIX в.

14. Национальный вопрос в российском революционном движении (1903-1917 гг.).

15. Новая экономическая политика, ее сущность и значение.

16. Установление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

17. Культурная жизнь страны в 20-30-ее гг. XX в.

18. Антигитлеровская коалиция: взаимодействия и противоречия.

19. Коренные изменения международной обстановки после второй мировой войны.

20. Восстановление и развитие народного хозяйства СССР в 1946-1950 гг.

21.Экономические реформы 60-х гг. в СССР и их результаты.

22.СССР в 70-е - первой половине 80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

23. Внешнеполитическая деятельность Советского государства в 60-е – первой половине 80-х гг.: успехи, трудности, просчеты.

24.Советский Союз в 1985-1991 гг.

25. Демократические движения в странах Восточной Европы в конце 80-х тг. XX в.

26. Беловежские соглашения. Распад СССР.

27.Октябрьские события в России в 1993 г.

28. Становление новой российской государственности (1993-2000).

29.Культура и духовная жизнь в современной России.

30. Внешнеполитическая деятельность Российского государства в 90-х - нач. 2000-х гг.

31. Реформа 1861 г. и ее историческое значение.

32. Исторические портреты М.Н. Бакунина, Г.В. Плеханова.

33.Культура России в XIX в.

34. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

35. Опыт российского парламентаризма (1906-1914 гг.).

36. Первая русская революция: этапы, итоги, значение.

37.Исторические портреты П.Н. Милюкова, В.И. Ульянова-Ленина.

38. II съезд Советов и его решения.

39. Брестский мир.

40. Гражданская война в России (1918-1920 гг.): причины, итоги и уроки.

41. Гражданская война в Бурятии (1918-1921 гг.).

42. Индустриализация страны: итоги и уроки.

43. Коллективизация сельского хозяйства: характер и последствия.

44. Битва за Москву в декабре 1941 г.

45. Маршал Победы Г.К. Жуков.

46.Героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны.

47. Вклад трудящихся Бурятии в великую Победу.

48. Реформа 1861 г. и ее историческое значение.

49. Исторические портреты М.Н. Бакунина, Г.В. Плеханова.

50.Культура России в XIX в.

51. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

52. Опыт российского парламентаризма (1906-1914 гг.).

53. Первая русская революция: этапы, итоги, значение.

54.Исторические портреты П.Н. Милюкова, В.И. Ульянова-Ленина.

55. II съезд Советов и его решения.

56. Брестский мир.

57. Гражданская война в России (1918-1920 гг.): причины, итоги и уроки.

58. Гражданская война в Бурятии (1918-1921 гг.).

59. Индустриализация страны: итоги и уроки.

60. Коллективизация сельского хозяйства: характер и последствия.

61. Битва за Москву в декабре 1941 г.

62. Маршал Победы Г.К. Жуков.

63.Героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны.

64. Вклад трудящихся Бурятии в великую Победу.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Образование Древнерусского государства: современные трактовки норманнского вопроса.

2. Основные этапы развития Киевской Руси.

3. Принятие христианства.

4. Древнерусская культура.

5. Причины феодальной раздробленности на Руси. Крупнейшие земли Руси в XII - начале XIII в.

6. Борьба против вторжений с Востока и Запада. Русь и Золотая Орда: противостояние и взаимодействие.

7. Объединительный процесс в русских землях в XIV - XV вв.

8. Иван III. Внешняя и внутренняя политика на завершающем этапе образования Русского централизованного государства.

9. Иван Грозный и укрепление централизованного государства. Реформы и опричнина.

10. Смута: причины и последствия.

11. Начато правления династии Романовых. Формирование абсолютной монархии.

12. Петр I и его реформы.

13. Дворцовые перевороты в России в середине XVIII в.

14. Екатерина II. Просвещенный абсолютизм в России: политическая программа и реальная практика.

15. Александр I. Государственные реформы.

16. Внешняя политика России в начале XIX в. Отечественная война 1812 г.

17. Дворянский этап в русском освободительнам движении (Декабристы).

18. Режим Николая I: реакция и реформы. Внешняя политика.

19. Отмена крепостного права и другие реформы 60-70-х гг. XIX в.

20. Социально-экономическое развитие России в пореформенный период.

21.Развитие общественного движения. Деятельность народнических организаций в 1 860-1880-х гг.

22. Рабочее движение. Образование РСДРП.

23.Внешняя политика России во второй пол. XIX в.

24.Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. Успехи и трудности общественной модернизации.

25.Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, основные этапы, итоги.

26.Россия в 1907-1914 гг.: реакция и реформы.

27. Россия в первой мировой войне.

28.Социально-политический кризис и Февральская революция в России в 1917 г.

29.Двоевластие. Альтернативы общественного развития от Февраля к Октябрю.

30. Октябрьская социалистическая революция в России: закономерность или случайность? Брестский мир. Начало хозяйственного строительства.

31. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, результаты.

32. НЭП: сущность, значение.

33.Национально-государственное строительство: образование СССР. Образование Бурят- Монгольской АССР.

34.Внешняя политика Советского государства в 1921-1929 гг.

35. Обострение внутрипартийной борьбы в РКП(б), ВКП(б).

36. Свертывание НЭПа. Форсированная реконструкция народного хозяйства: массовая коллективизация и индустриализация.

37. Утверждение тоталитарной политической системы в СССР. Массовые репрессии.

38. Достижения и противоречия в культурной жизни страны (1929-1939).

39.Международная обстановка и внешняя политика СССР в 1930-х гг.

40. Начало второй мировой войны. Мероприятия Советского правительства по укреплению обороноспособности страны.

41.Великая Отечественная война: итоги, значение победы. Антигитлеровская коалиция, взаимодействие союзников.

42. Окончание второй мировой войны. Современные дискуссии по истории второй мировой войны.

43. Коренные изменения международной обстановки в результате второй мировой войны. «Холодная война». Крах мировой системы колониализма.

44. Восстановление экономики страны. Новый виток репрессий. (1946-1964).

45. Социально-экономическое развитие СССР в период «оттепели». Политика Н.С. Хрущева.

46. Духовная и культурная жизнь в 1950-1960-х гг.

47. Реформа 1965 г. и ее результаты.

48. Нарастание кризисных явлений в экономике страны.

49. Противоречия в общественно-политическом развитии советского общества. Диссидентское и правозащитное движение в стране.

50. Международная обстановка и внешняя политика СССР. Общеевропейское совещание в Хельсинки. Война в Афганистане.

51. Необходимость перестройки в СССР. Попытки реформирования экономики и их последствия.

52. Демократизация и гласность. Реформа политической системы.

53. Нарастание центробежных тенденций. «Парад суверенитетов». Распад СССР и его последствия.

54. Сложные и противоречивые процессы перехода к рыночной экономике и их социальные последствия.

55. Обострение внутриполитической ситуации. Октябрьские события 1993 г. Принятие новой Конституции РФ.

56.Россия и внешний мир.

Наши рекомендации