Пристальное рассмотрение особенностей родословной Господа

Генетическая связь генезиса Мессии-Христа со всей историей ветхозаветного домостроительства.

Уже судя по заглавию, наперед можно ожидать, что эту историю, или генесис, Мессии-Христа, как Сына Давидова и Сына Авраамова, евангелист поставит в самую тесную и, так сказать, генетическую связь со всей историей ветхозаветного домостроительства Божия. Так это и на деле.

Вся евангельская история у Матфея поставлена в строгое и внутреннее соответствие с историей мессианского народа.

Пророчества, типы и сближения из Ветхого Завета глубоко проникают весь рассказ евангелиста и или прямо указываются им, или же только молча, но ясно предполагаются характером рассказа.

Как «народ будущего», или мессианский, Израиль во всё продолжение своей истории, начиная от Авраама, жил только ЭТИМ будущим, постоянно направляя свои взоры к этому будущему.

Чаяние «Утехи Израилевой», «Примирителя народов», «в Котором должны благословиться все народы земЛИ», светлая мессианская вера вдохновляла всех наилучших представителей мессианского народа поэтов, пророков, праведников.

Израиль – народ, вдохновленный мессианской верой.

С какой думой просыпался каждый день истинный сын Авраама? Мессианская вера руководила идеалами Израиля, мечтами и надеждами.

Печать мессианского идеала на представителях ветхозаветной теократии.

Эта вера давала общий тон всем думам истинного сына Авраамова, руководила религиозными и общественными идеалами Израиля, окрыляла все его мечты и надежды. Вот почему печатью мессианского идеала отмечены почти все типические представители ветхозаветной теократии патриархи, цари, пророки, поэты, нравоучители, праведники. По этой же причине и вся история теократии не была для израильтянина только прошлым его, но она жила в нем и оживала для него в своих мессианских идеалах типах и пророчествах.

Евангелист Матфей, как и другие новозаветные писатели (особенно ап. Павел), в этом отношении не составляли исключения.

Существенная разница состояла только в том, что для учеников Господа эти идеалы, прообразы и предсказания осуществлены были в лице Еммануила, Христа-Богочеловека, между тем как для иудеев на этом идеале продолжало лежать покрывало, которое снято Господом Иисусом (2 Кор. 3:13 ss.).

13а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. 14Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. 15Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; 16но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.

Рабство евреев в Египте и их чудесное избавление от него, искушения их в пустыне, Рахиль, опла­кивающая чад своих, Авраам и Давид, пророк Иона эти и другие лица и события истории мессианского народа ожиВают для евангелиста и как бы осуществляются в ГЕНЕЗИСЕ Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

Пророчества о Еммануиле, об Отрасли Иеговы, или Ростке от корня Иессеева, о Гласе вопиющего в пустыне, о Рабе Божием, Благовестителе нищим, Целителе больных, Воскресителе мертвых, о Вестнике перед лицом Божиим, об Отроке Божием, о грубости сердец сынов Израиля, о Том, Кого Давид называет своим Господом, о поражении Пастыря и рассеянии овец, о цене Оцененного сынами Израиля, воззвание псаломского Страдальца всё это не мертвые изречения сделавшихся достоянием истории лиц, но живые, полные силы и значения голоса лиц живых, из-за дали веков громко вещающих в книге бытия Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова, и как бы снова оживающих в событиях евангельской истории.

Для чего в начале Евангелия Матфе поставил перечисление предков Христовых.

Такое отношение евангелиста к истории мессианского народа уже наперед склоняет нас к мысли, что и перечисле­ние предков Христовых он поставил в начале Евангелия не просто только для того, чтобы указать на царственное происхождение Христа, но что этот длинный ряд имен имеет таинственно-прообразовательное отношение к книге бытия Мессии Израилева и живую нравственно-религиозную связь с лицом Иисуса Христа.

Пристальное рассмотрение особенностей родословной Господа.

И это предположение наше станет очевидной истиной, когда мы пристальнее вглядимся в родословную Господа, в ее частности и особенности. Зачем евангелист начинает родословие Христа именно с Авраама, ни ранее и ни позднее? Для доказательства царственно-давидовского происхождения Христа было бы вполне достаточно довести родословие только до Давида-царя, а не продолжать до Авраама, от которого произошли уже все евреи, а не один Давид?

Далее: зачем эти две, ни более и ни менее, прибавки «и братьев его», хотя братья не входили в родословное древо Господа? И почему эти прибавки сделаны только к двум предкам Христовым - Иуде и Иехонии, хотя и другие почти все также имели братьев?

Затем: какую цель имеет указание на женщин, и притом только в некоторых родах-Фамари, Рахавы, Руфи, Вирсавии?

Почему только к Давиду евангелист делает прибавление «царь», а у других царственных предков Господа, например у Соломона, этой прибавки нет? Зачем эти, очевидно преднамеренные, пропуски некоторых родов? Почему все эти явления мы видим только в первом и втором периодах, а в третьем их нет?

Наконец: что значит это расчленение родословия на три отдела от Авраама до Давида, от Давида до переселения Вавилонского и от переселения до Христа?

Особенно: какое значение имеет эта, очевидно преднамеренная, равномерность 14 родов в каждом отделе, не более и не менее?

Наши рекомендации