Религиозно-магическое очарование

В то время как Обряд Строгого Тамплиерского Послушания (см. с. 117) практически контролировал все немецкое масонство, Иоганн Август Штарк сделал новые открытия, касавшиеся тайной организации средневековых тамплиеров. Сын протестантского пастора, он принял католицизм, но затем снова вернулся к своей вере, став, в свою очередь, пастором. Его очевидный интерес к религии сочетался с интересом к Востоку и его оккультным традициям. Он считал, что не рыцари, непосредственно исполнявшие воинские обязанности, а те из тамплиеров, которые выполняли функции «клириков», являвшихся своего рода параллельным и независимым орденом, были хранителями секретных знаний, полученных в результате контактов с Персией, Сирией и Египтом. Сохранением и передачей этих тайных знаний на протяжении всей истории занимались маги. Штарк, таким образом, обосновал необходимость создания новой организации – «Духовной ветви тамплиеров», добился ее признания со стороны масонов «Обряда Строгого Тамплиерского Послушания» в 1772 г. и заключил с ними братский союз, который распался через четыре года, когда немецкие ложи отказались от концепции фон Хунда (см. с. 117). «Духовная ветвь тамплиеров» также просуществовали не более одного года.

Характерной чертой деятельности Штарка была поддержка, оказанная им магии, в то время как фон Хунд высказывался в пользу алхимии; а также подчеркнутая религиозность, умаление престижа «рыцарей» в пользу повышения авторитета «клириков», активная заинтересованность в поддержании тесных связей с сильными мира сего и аристократами в Германии, где политическая ситуация отличалась территориальной раздробленностью и неопределенностью.


Религиозно-магическое очарование - student2.ru

Останавливаясь на значении Бафомета, Элифас Леви безусловно имел в виду работу востоковеда Йозефа Хаммер-Пургшталя Раскрытая тайна Бафомета (изображение которого воспроизводится), опубликованную в 1818 г. в самый разгар Реставрации. Приписывая тамплиерам поклонение божеству-гермафродиту, фаллические культы и оргиастические практики, а также тайный союз с ассасинами, Хаммер-Пургшталь не упускает случая для утверждения: «Как на Западе революционные общества возникли из сердца масонов, так на Востоке ассасины вышли из секты исмаилитов».

Другим выдающимся лицом, изучавшим миф о тамплиерах, был французский аббат Альфонс-Луи Констан, литературный псевдоним Элифас Леви. История его жизни отмечена громкими событиями: он родился в 1808 г., сначала вступил в католический орден францисканцев, до 1848 г. пользовался известностью в рядах французских радикалов и придерживался псевдосоциалистических идеалов; затем он оставил политику и занялся оккультизмом, чтобы синтезировать, с ученой точки зрения, весь опыт человечества, накопленный в этой области. Его усилия вылились в написание в 1860 г. Истории магии, в которой тамплиеры описываются двойственным образом: наследники гностического оккультизма, якобы перешедшие затем к пантеистическому поклонению природе. Между тем Орден получил доступ к высшей мудрости, представленной в символах Азота, египетского бога Мендеса в образе козла, философском камне и символе того же Бафомета (см. с. 70-73).

Религиозно-магическое очарование - student2.ru

Воображаемая реконструкция церемонии создания Ордена тамплиеров в Иерусалиме. Штарк, считая, что существовал отдельный орден клириков или священнослужителей, тем самым создал историческую фальшивку: среди тамплиеров действительно были священнослужители, которым было позволено совершать церковные Таинств начиная с 1112 г., когда Иннокентий III своей буллой дал на это разрешение, но и рыцари, и сержанты, и светские братья входили в единую орденскую структуру, во главе которой стоял один и тот же Магистр.

Хотя Элифас Леви склонялся к мысли, что они были заговорщиками, как считал иезуит Августин де Баррюэль еще за шестьдесят лет до этого (см. с. 121), он утверждал, что самая большая вина Ордена лежит на Жаке де Моле, который передал оберегаемые им секретные знания средневековому масонству, слишком невежественному, чтобы хранить их.

Теория заговора

Шотландский ритуал во Франции сомкнулся с опытом «храмовой» организации, которая зародилась в предшествующие годы, отличалась исключительно аристократической направленностью и была связана с семьей герцогов Орлеанских, которых постоянно подозревали в организации заговоров против абсолютной монархии. В эпоху консерватизма, последовавшую за Французской революцией, теория заговора вновь появилась на политической сцене и распространилась убежденность в том, что именно тайные общества были ее настоящими вдохновителями. Чтобы еще больше ввести в заблуждение общественное мнение в этом смысле, на руку реакционерам сыграло дело Баварских иллюминатов, общества, основанного Адамом Вейсгауптом, которое объединяло прогрессивных немецких интеллектуалов и было упразднено в 1784-1785 гг., вызвав шумный резонанс во всем мире. Достаточно сказать, что Джордж Вашингтон вынужден был встать на защиту американских масонов, которые неожиданно попали под подозрение, хотя и не имели ничего общего с иллюминатами.

Религиозно-магическое очарование - student2.ru

Обложка романа Конан-Дойла, создателя образа Шерлока Холмса. События, описанные в романе, происходят в Соединенных Штатах во второй пол. XIX в. и свидетельствуют о том, как пропаганда, развернутая против тайных обществ, нашла в этом веке плодородную почву и глубоко проникла в народное сознание. Секретность, сила корпоративных связей, символика и таинственные ритуалы вызывали тревогу и беспокойство: от страха политических заговоров до возможного превращения тайных организаций в преступные сообщества.

Затем репутации Храма был нанесен серьезный удар так называемым графом Калиостро, основателем египетского масонства. Представ в 1789 г. перед судом Инквизиции, он признал, что новые тамплиеры плели заговор с целью отмщения за смерть Жака де Моле и собирались осуществить свои планы путем разрушения всех монархических институтов и католической церкви. Он также рассказал, что был тайно доставлен в один из Храмов во Франкфурте-на-Майне, где ему были показаны документы, подтверждавшие этот преступный план и подписанные кровью.


Религиозно-магическое очарование - student2.ru

Битва при Милаццо (20 июля I860 г.). выигранная «краснорубашечниками» Гарибальди. Необходимо заметить, что в XIX в. не только консервативные силы, но и сами члены тайных обществ считали, что задачей масонства является революционное преобразование политического и социального устройства. Именно в этом направлении работал в Италии, например, Суверенный воинский орден Сионского храма. Что же касается гарибальдийцев, то «Масонский журнал» называл их «новыми тамплиерами» и, между прочим, в последние десятилетия XIX в. развернул кампанию в поддержку тамплиерства.

Представляя масонство в виде клики отъявленных бунтовщиков, стали вновь извлекать на свет исторических тамплиеров. С особым рвением работали в этом направлении радикал Луи Каде де Гассинкур, посаженный в тюрьму во времена террора, и иезуит Августин де Баррюэль, находившийся в изгнании в Англии. Один (Гробница Жака де Моле) утверждал, что Орден как союзник ассассинов был ни чем иным, как первым звеном в цепи заговорщиков, которые не прекратили своей деятельности до самого взятия Бастилии. Другой (Полезные мемуары к истории якобинизма) (1787-1798) объединил в единый ужасающий образ многовекового заговора все течения и действующих лиц, не проводя между ними никаких различий, которые на протяжении истории выступали против законной власти. Поэтому новые тамплиеры не отказались ни от имени, ни от традиций мщения. Более того, в 1804 г. некто Ледрю и магистр Раймон Фабре Палапра представили документ, очевидно фальшивый, который якобы относился к 1324 г. и был написан Джоном Марком Лармениусом, тайным наследником Жака де Моле, ставшим во главе Ордена. Во время полемики с шотландскими ложами, Палапра показал новый список Великих Магистров, которые занимали этот пост после Лармениуса на протяжении всего периода времени, вплоть до наших дней. Успех, который во Франции выпал на долю Ордена Храма, основанного Палапра, угас через несколько лет после его кончины в 1838 г.

В последующий исторический период французское храмовничество все больше склонялось к сотрудничеству с католической церковью и занимало все более консервативные позиции.

Ужас отступничества

Сближение нового храмовничества с католической церковью, несмотря на возникавшие серьезные разногласия, казалось в конце XIX века, по крайней мере во Франции, свершившимся фактом: магистр, избранный в 1892 г., Жозефин Пеладан, писатель, высоко ценимый в эзотерических кругах, который сначала вступил в каббалистический орден Розы и Креста, но впоследствии «дисциплинировал» свои эксцентрические наклонности, а также оккультные и теософские интересы и создал католический орден Розы и Креста и реорганизовал Храм как орден Розы и Креста Храма и Грааля. Два года спустя в Брюсселе был создан Международный секретариат тамплиеров. В последнее столетие происходили следующие события: создание, все в том же Брюсселе, Регентского Совета (1937), перевод Международного секретариата в Португалию, назначение Великого Приора провинции Лузитания Правителем и Досмотрщиком Верховного военного ордена Иерусалимского храма (1942). Верность Церкви, «традиция» и «порядок» до сих пор являются теми ценностями, которые они защищают.

Карта храмовничества XX века, которое, как и раньше, в общественном мнении, накладывается на масонство, с трудом поддается расшифровке. То, что еще больше запутывает картину, так это одновременное наличие в истории храмовничества различных мистико-эзотерических организаций и реальных или вымышленных политических начинаний, связанных с правой идеологией.

Религиозно-магическое очарование - student2.ru

Правительство Виши, сформированное после поражения Франции от немцев в 1940 г. В этот драматический момент французской истории было предпринято яростное наступление на масонство как предполагаемое прикрытие заговора «синархнстов», возникшего в двадцатые годы, чтобы привести к власти олигархию технократов. В пропагандистской кампании использовался вновь, в который раз, привлекательный образ средневекового тамплиера, созданный в конце XIX в., благодаря труду мистика Жозефа Александра Сент-Ива д'Алвейдра. Автор считал, что Орден доминировал во всей Европе того времен и благодаря необыкновенным «управленческим» способностям, а современное масонство намеревалось соперничать с ним в этой роли!


Религиозно-магическое очарование - student2.ru

Елена Петровна Блаватская, основательница Теософского общества. Вероятно, Теодор Рейсс, профессиональный журналист, поддерживал отношения с эзотерическим кружком, которым она руководила.

Примером может служить Орден восточных тамплиеров (О. В. Т.). Основанный австрийским промышленником Карлом Кельнером, он включал две такие выдающиеся личности, как английский оккультист Теодор Рейсе и английский маг Алистер Кроули. В культурном климате декадентства (Рейсс и Кроули встретились в 1912 г.), Орден был особенно заинтересован в экспериментах, связанных с «сексуальной магией», и в то же время поддерживал отношения с Орденом Золотой Зари, который исповедовал аристократическую философию, воспевавшую социальную избранность и «потенциальную волю», открыто презиравшую демократию и ее институты.

Объективные контакты с правой идеологией проявились затем в истории Верховного ордена рыцарей Храма в Италии и в установках Новых тамплиеров, немецкой секты, основанной бывшим монахом Иоргом Ланц фон Либенваллем. От первых, после начала Второй мировой войны, исходил формальный призыв, обращенный к его членам после созыва Генерального капитула, вступать в ряды добровольцев; вторым пришлось на себе испытать всю тяжесть гитлеровской маниакальной одержимости в вопросах чистоты расы. Сам Генрих Гиммлер, глава СС, создал отборные отряды «арийских» бойцов, которые своей железной дисциплиной и самоотверженностью на поле боя должны были следовать примеру рыцарей древнего Ордена тамплиеров.

К этому следует добавить, что неонацисту Жульену Оригасу мы обязаны созданием Обновленного Ордена Храма, из которого в 1980-е гг., по инициативе Люка Журе, выделился Храм Солнца. Среди членов этой «уклонистской» организации, замешанной в связях с секретными службами различных стран, с подрывной деятельностью правых, торговлей оружием и отмыванием грязных денег, в 1994 г. произошел ряд массовых самоубийств в Швейцарии и Канаде.

Религиозно-магическое очарование - student2.ru

Алистер Кроули. Прежде чем войти в Орден восточных тамплиеров (О. В. Т), который он практически возглавил в 1923 г., Кроули основал Серебряную Звезду, тайную организацию, в противовес Золотой Заре, с которой он, тем не менее, поддерживал отношения.

С этой точки зрения такие черты храмовничества, как обращение к средневековому Ордену тамплиеров, так и к символу Храма, указывающему путь к знаниям, представляются неприемлемой узурпацией, о живучести которой приходится только сожалеть. Поэтому нам представляется необходимым обратить внимание на заключительную страницу монографии, которую Эудженио Бонвичини посвящает тамплиерам (Фоджа, 1997): «… память о тамплиерах, возрожденная последующим "храмовничеством" и почитаемая масонством в своих ритуалах, актуальна и значима. Она служит для передачи "идеала, воплотившегося в высшем синтезе вечных ценностей", где нет места догматичной нетерпимости и фанатизму любой позитивной религии, любой философии, любой социально-политической доктрины, которые провозглашают себя единственными хранителями истины, указующими на верный путь спасения человечества. Из-за них шли на костры, как случилось с тамплиерами после преступного "процесса". Затем вспыхнули другие "костры", другие топоры палачей обрушивались на головы невинных, другие "способные палачи" в последующие века подвергали физическим и психологическим пыткам людей, чтобы превратить подозреваемого в виновного. В том числе и наш XX век пережил массовый геноцид народов, осуществляемый Гитлером, Сталиным, Пол Потом, Хомейни и другими во имя политической или социальной, расовой или религиозной идеологии..

Религиозно-магическое очарование - student2.ru

Иоанн XXIII (1881- 1963) – «хороший папа взошедший на Папский престол в 1958 г Сенсационалистское храмовничество связывает его имя с таинственными событиями в Приорате Сиона, секретном ордене, вершащем судьбы мира, для которого тамплиеры якобы были лишь временной вооруженной и руководящей рукой.

Поэтому тамплиеры превратились в храмовничестве, пришедшем им на смену, в символ свободных людей, обладающих чувством терпимости, и как таковые представляют вечную ценность, которая выходит далеко за рамки историографической реконструкции минувших событий, происходивших в течение двух веков их существования, и звучат как приговор всем кострам, зажженным в ходе истории».

Библиография

R. Amberlain Il segreto dei Templari, Roma, 1975

E. Badellino I Templari, Milano, 1996

M. Barber La storia dei Templari, Casale Monferrato, 1997

Bonviсini Templari fra storia e leggende, Foggia, 1997

B. Capone Quando in Italia c'eratio i Templari, Torino, 1982

Cardini Bernardo di Clairvaux e lо Spirito Templare, Roma, 1997

F. Cardini I poveri cavalieri di Cristо, Rimini, 1992

L. Charbonneau-Lassay Le Coeur rayonnant du donjon de Chinon, attribuaux templiers, Milano, 1975 (rist. anast.)

L. Charpentier I misteri dei Templari, Roma, 1981

A. Demurger Vita e morte dell'Ordine dei Templari, Milano, 1987

B. Frale Strategia di un delitto. Filippo il Bello e il cerimoniale segreto dei Templari, Firenze, 2001

G. Gatto Trocchi Viaggio nella magia, Bari, 1993

J. Michelet Dal Vespro alle sterminio dei Templari, Palermo, 1982

P. Partner I Templari, Torino, 1991

L. Picknet, C. Prince La rivelazione dei Templari, Milano, 1998

G. Pucci L'Ordine del Tempio, Roma, 1989

M. Raffi Apologia dei Cava fieri Templari, Rimini, 1997

G. Tate Le Crociate. Cronache dall'Oriente, Milano, 1994

G. Ventura Templari e templarismo, Roma, 1980

G. Viti (a cura di) I Templari. Una vita tra riti cavallereschi e fedelta alia Chiesa, Firenze, 1995

Оглавление

· Введение

· Исторические рамки

· Святая земля после Первого крестового похода

· Первые тамплиеры

· Храм – символ Ордена

· Взлет

· Победы и поражения в битвах

· Первое столкновение со светской властью

· От Одона де Сент-Амана до Жерара де Ридфора

· Подозрительный Магистр

· Возобновление крестовых походов

· Взаимоотношения с госпитальерами

· «Святой» король и тамплиеры

· Уход со Святой земли

· Сосуществование с сильными мира сего

· Богатства Храма

· Слабые стороны Ордена

· Бонифаций VIII и тамплиеры

· Арест и обвинения

· С процессов на костер

· Суд истории

· Посвящение

· Таинственный Бафомет

· Тамплиеры и магия

· Грааль

· Тамплиеры и Женское Начало

· Верные приверженцы любви

· Таинственная архитектура

· Тайна Ла-Рошели

· В дали времен

· От Возрождения до барокко

· «Свет» и тени XVIII века

· Тамплиеры-«романтики»

· Тамплиеры и средства массовой информации

· Присвоение традиции

· Храмовничество в Германии

· Религиозно-магическое очарование

· Теория заговора

· Ужас отступничества

· Библиография

Наши рекомендации