Зачетно-экзаменационные требования: технологии оценивания

Министерство культуры Российской Федерации

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова кафедра общественных и гуманитарных наук

Т.В. Кудрявцева

Программа и учебно-методические материалы по дисциплине История Отечества (ч. II)

Санкт-Петербург 2010

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям музыкального искусства; она предназначена для студентов всех специальностей дневного отделения СПбГК. Содержание предлагаемой программы обусловлено целью и задачами курса «История Отечества. Часть II», а также его включенностью в систему курсов по гуманитарным и общественным наукам.

Содержание курса раскрывается в лекционных и практических (семинарских) занятиях. В лекционном курсе главное место отводится последовательному проблемному изложению основных этапов отечественной истории со второй четверти XIX по начало XXI в. Упор делается на политической истории, но при этом рассматриваются и иные стороны общественной жизни: экономика, культура, идеология. При изложении материала выделяются узловые и неоднозначные моменты в российской истории, «острые вопросы» и исторические проблемы, по которым ведется дискуссия и среди ученых, и в современном российском обществе. Таким образом, основные принципы программы: последовательность, многоаспектность и проблемность.

На семинарских занятиях обсуждаются вопросы и задания, предложенные для самостоятельной подготовки на основе прослушанных лекций и самостоятельного изучения учебной и научной литературы и первоисточников. Вопросы построены таким образом, чтобы побудить студентов к осмыслению услышанного/прочитанного, к критическому анализу материала, к выстраиванию собственного исторического рассказа, к выработке и аргументированному отстаиванию собственной точки зрения. Обсуждение и усвоение материала идет в виде диалога и свободной дискуссии; организуется работа студентов по группам. И на лекциях, и на семинарских занятиях используется метод интерактивный метод работы со студенческой аудиторией.

Для углубления полученных знаний, для большей наглядности изучаемого материала, что должно способствовать лучшему усвоению содержания программы, предусматривается организация учебных экскурсий в Государственный музей политической истории России в Санкт-Петербурге в количестве не менее двух. Примерные темы экскурсий: «Октябрьская революция и Гражданская война»; экскурсия по экспозиции «Советская эпоха: между утопией и реальностью».

В ходе изучения дисциплины решаются следующие цели:

· развитие и углубление знаний по отечественной истории XIX – нач. XXI вв.; понимание сути и сложного характера исторических проблем;

· прослеживание органической взаимосвязи отечественной и мировой истории; выделение особенностей российской цивилизации, определение её места и значения в современном мире;

· развитие основных общенаучных, инструментальных и общекультурных компетенций студента на материале истории Отечества;

· раскрытие креативного потенциала личности, активизация исследовательских и аналитических навыков и действий, особенно в связи с самостоятельной работой по переработке и интерпретации научно-исторической информации;

· расширение общеисторического и культурного кругозора

Задачи и результаты изучения дисциплины.В результате изучения отечественной истории: прослушивания лекций, участия в различных видах семинарских занятий и самостоятельной внеаудиторной работы – исходя из поставленных целей – решаются конкретные задачи по развитию основных компетенций, выработке соответствующих практических навыков и умений с учетом специфики изучаемой дисциплины. Вырабатываемые в ходе изучения дисциплины компетенции отражены в таблице (см. ниже):

Общенаучные и инструментальные компетенции

Студент знает Студент умеет Студент владеет
– основные этапы исторического развития России в XIX – начале XXI вв., наиболее важные события отечественной истории; – имеет представление об основных проблемах, дискуссионных, «острых» вопросах отечественной истории; – принципы исследовательской работы с источниками и научной исторической литературой   – применять полученные знания в учебной деятельности и для самостоятельной научной работы; – составлять собственный устный/письменный исторический рассказ; – критически разбирать источники: анализировать, отделять достоверное от недостоверного, собирать и систематизировать материал с использованием эвристического метода   – соответствующим базовым понятийным аппаратом; – навыками работы с научной литературой, навыками критического анализа текста; способен к самостоятельной деятельности по сбору, переработке и интерпретации научной информации;  

Социально-личностные и общекультурные компетенции

Студент знает Студент умеет Студент способен
– позитивное значение таких ценностных концептов, как патриотизм, терпимость, ответственность, сострадание, социальное партнерство, соблюдение законов государства и этических норм общества, уважение к правам личности   – логически и аргументировано строить своё рассуждение/рассказ (в устной или письменной форме); – участвовать в научной дискуссии/диспуте; – толерантно относиться к различным культурным, религиозным ценностям; – бережно относиться к великому культурному наследию, созданному народами России   – пользоваться полученными знаниями для расширения общеисторического и культурного кругозора; – преодолевать стереотипы, связанные с узостью «исторического горизонта»  

Тематический план

№ п/п Наименование тем и разделов Всего часов Аудиторные занятия (в часах) Самостоятельная работа, час.
лекция практич. занятия
Обзор событий отечественной истории в первой четверти XIX в  
Общественно-политическое развитие России во второй четверти XIX в.
«Эпоха реформ» Александра II
Российская империя на рубеже XIX – XX веков  
Россия вступает в революционную эпоху: первая русская революция и начало российского парламентаризма
П.А. Столыпин и попытки реформирования системы. Участие России в первой мировой войне.  
Февральская революция. От февраля к октябрю
Октябрьская революция и Гражданская война
Советская Россия в 20-х гг.: от военного коммунизма к нэпу; борьба идей и борьба вождей  
СССР в 30-ые гг.: коллективизация, индустриализация, «большой террор».
Внешняя политика СССР в 20-30-х гг.  
Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. (обзор)
СССР во второй половине 40-х – начале 50-х гг.  
«Хрущевская оттепель»  
Советский Союз в середине 1960-х – начале 80-х гг. «Брежневский застой».
Перестройка и распад Советского союза  
Проблемы современного политического развития России в 90-х гг. XX и начале XXI вв.
           
  Всего часов:

Основное содержание курса

ТЕМЫ 1-3 (лекции 1-3).

Введение: обзор событий отечественной истории в первой четверти XIX в. (внутренняя политика Александра I: Отечественная война 1812 г.; декабристы и восшествие на престол Николая I).

Общественно-политическое развитие России во второй четверти XIX в. Внутренняяполитика Николая I: ужесточение режима (цензура, борьба с вольнодумством, создание III Отделения); кодификация российского законодательства; утверждение государственной идеологии самодержавия – теория официальной народности (С.С. Уваров).Общественно-политическое движение 30-50-х гг. XIX в.: кружки вольнодумцев; петрашевцы; западники и славянофилы; революционно-демократическое течение (В.Г. Белинский, А.И. Герцен). Национальный вопрос: Царство Польское в составе Российской империи и польское восстание 1830/31 гг.; вхождение Кавказа и Закавказья в состав России; Кавказская война, Шамиль.

Внешняя политика: николаевская Россия и Европа (Россия – «жандарм Европы»). Крымская война: героическая оборона Севастополя; Парижский мирный договор – итоги войны; её значение.

«Эпоха реформ» Александра II: отмена крепостного права (1861) – подготовка, проведение, содержание реформы; земская реформа и реформа городского самоуправления; судебная реформа; военные преобразования 60-70-х гг.; реформа системы образования (школьная и университетская); итоги реформ; индустриальная модернизация России.

Внешняя политика Александра II: продажа Аляски; русско-турецкая война 1877/78 гг. и её итоги; завершение территориального формирования российской империи (присоединение Средней Азии и Туркестана).

Политическая борьба в 60-х гг.: теория русского (народнического) социализма; Н.Г. Чернышевский; «Земля и воля»; нигилизм; начало «революционного террора» (выстрел Д.В. Каракозова, деятельность С.Г. Нечаева). Народническое движение в 70-80-х гг.: три направления – пропагандистское (П.Л. Лавров), бунтарское, или анархическое (М.А. Бакунин), заговорщическое (П.Н. Ткачев); массовое «хождение в народ» и его результаты; «Народная воля» и «охота на царя»; убийство Александра II 1 марта 1881 г.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(I блок)

1. Приведите примеры ужесточения политического режима в период правления Николая I. Чем оно, по вашему мнению, было вызвано? Некоторые историки говорят о «консервативном реформаторстве» Николая I? На чем основано данное мнение? Разделяете ли вы него? (ответ обоснуйте).

2. Сравните революционно-демократическое движение в 30-х– 50-х гг. и в 60-80-х гг. Что появилось нового, а что младшее поколение приверженцев данного направления унаследовало от старших? Каковы были тенденции развития и, как вы полагаете, чем они были обусловлены?

3. Каковы были условия освобождения крестьян? Охарактеризуйте каждую из «великих реформ» 60-х–70-х гг. Какая реформа была, по-вашему, самой насущной, какая самой либеральной?

4. Поставьте себя на место «простого» городского обывателя» – как реформы могли повлиять на его повседневную жизнь, изменить её? Что было бы неплохо позаимствовать современной России из александровских преобразований?

5. Какие три направления можно выделить в народническом движении? Какова динамика: существовали ли они одновременно, сменяли друг друга – каким образом, от чего это зависело?

6. Попробуйте описать день революционера-народника в разгар его народнической деятельности, нарисовав облик героя (происхождения, образование, интересы, друзья etc.), передав его идеи/планы/ощущения, а также реакцию на его деятельность окружающих.

7. Сравните Крымскую войну и русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Что общего и каковы отличия? Каковы были тенденции в развитии «восточного вопроса» в политике Росси на протяжении XIX в.?

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная (на выбор студента – 1 или 2):

1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. М., 2009. С. 294-367 (разделы: Правление Николая I, Россия во второй половине XIX века. Великие реформы Александра II).

2. История России с древнейших времен до наших дней. Том 2 (Россия в XIX – начале XXI вв.) / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2009. С. 51-178.

Дополнительная:

1. Великие реформы в России. 1856-1874 / Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. М., 1992.

2. Золотарев В.А. В грядущее глядим мы сквозь былое. Война 1877-1878 гг. – апофеоз Восточного кризиса. М., 1997.

3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993; 2004.

4. Российская империя: занимательная история (по материалам телепроекта НТВ). М., 2009. С. 191-363.

5. Щербакова Е.И. «Отщепенцы». Путь к терроризму (60-ые – 80-ые гг. XIX в.). 2008.

6. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989.

ТЕМЫ 4-6 (лекции 4-6).

Российская империя на рубеже XIX – XX веков. Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие России в пореформенной период: деятельность С.Ю. Витте; «виттевская модернизация» и её последствия; особенности «русского капитализма». Власть и общество на рубеже веков: структура государственной власти; социально-иерархическое деление общества; последний российский царь – Николай II (характеристика).

Общественно-политическое и революционное движение рубежа веков: рабочие стачки и распространение марксизма (группа «Освобождения труда, марксистские кружки); возникновение социал-демократии; начало деятельности В.В. Ульянова-Ленина; I съезд РСДРП; газета «Искра» и II съезд РСДРП; раскол на большевиков и меньшевиков; либеральное движение («Союз Освобождения» и формирование партии конституционных демократов – кадетов); партия социалистов-революционеров (эсеров) и её Боевая организация.

Участие России в создании военно-политических блоков (Антанта). Русско-японская война 1904-1905 гг.: ход военных действий; Портсмутский договор; причины поражения.

Россия вступает в революционную эпоху: первая русская революция и начало российского парламентаризма. Революция 1905-1907 гг.: причины и основные задачи, характер. Ход революции: Кровавое воскресенье; нарастание революционного движения весной-летом 1905 г. – первые Советы, выступления в армии и флоте (броненосец «Потемкин»); Всероссийская октябрьская стачка; Манифест 17 октября; апогей революции – декабрьское вооруженное восстание в Москве; спад революционного движения в 1906 г. Начало российского парламентаризма: I и II Государственные думы. Третьиюньский государственный переворот – конец революции. III Государственная дума. Итоги революции.

П.А. Столыпин и попытки реформирования системы. Участие России в первой мировой войне. Деятельность П.А. Столыпина; аграрная реформа (содержание и реализация); гибель Столыпина. Россия перед Первой мировой войной: экономический подъем, рост стачечного движения «Ленский расстрел»); IV Дума. Участие России в Первой мировой войне: причины войны и повод к её началу; вступление России в войну и отношение к ней различных общественных сил; ход боевых действий на Восточном фронте в 1914-1916 гг.; падение авторитета царской семьи (Г. Распутин) и политический кризис 1916 г. – нарастание революционной ситуации.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(II блок)

1. Какие «контрреформы» провел Александр III?

2. Основные положение «программы модернизации» С.Ю. Витте. В чем её значение? Каковы «плюсы» и «минусы» (с точки зрения последующего социально-экономического и политического развития России)? Как бы вы определили особенности «русского капитализма»? Чем они были обусловлены?

3. Основные политические партии/силы, действующие во времена первой русской революции. Когда произошло их организационное оформление? Сравните их программы (особенно по аграрному вопросу), а также тактику и способы борьбы.

4. Почему Россия проиграла русско-японскую войну? Повлияло ли данное поражение на развитие революционных событий в 1905 г.? Каким образом?

5. Какие задачи решала первая русская революция? Выделите её основные этапы. Каково историческое значение Манифеста 17 октября? Оцените итоги революции: можно ли говорить о её победе/поражении? (ответ обоснуйте).

6. Аграрная реформа П.А.Столыпина: в чем её суть? На какие сложности и почему натолкнулись при её реализации?

7. Что побудило Россию вступить в Первую мировую войну? Каковы были последствия для России того, что происходило на фронтах и в тылу в 1914-1916 гг.?

8. Как вы полагаете, что способствовало падению авторитета царской власти и лично Николая II в глазах «среднестатистического» российского обывателя? Если вы можете указать несколько причин, расставьте их по степени важности.

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная (на выбор студента – 1 или 2):

1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. М., 2009. С. 368-434. (разделы: Правление Александра III. Россия в начале XX века).

2. История России с древнейших времен до наших дней. Том 2 (Россия в XIX – начале XXI вв.) / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2009. С. 179-351.

Дополнительная:

1. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьба реформ в России. М., 1991.

2. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб., 1999.

3. Будницкий О.В. Терроризм в русском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX – начало XX в.). М., 2000.

4. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция. СПб., 1991.

5. Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991.

6. Российская империя: занимательная история (по материалам телепроекта НТВ). М., 2009. С. 368-492.

ТЕМЫ 7-8 (лекции 7-9).

Февральская революция.От февраля к октябрю. Причины революции; кризис власти и падение самодержавия: февральские события в Петрограде, отречение Николая II. Двоевластие: Временное правительство (его состав) и Совет; первые меры новых властей. Приказ № 1 Петроградского совета.

Расклад политических сил: кадеты, эсеры, меньшевики, большевики и их программы. Возвращение В.И. Ленина в Россию. «Апрельские тезисы». Политическая борьба весной – летом 1917 г.: ситуация в стране после Февральской революции; вопрос о войне и положение в армии; апрельский кризис Временного правительства; события 3-4 июля в Петрограде и их последствия; А.Ф. Керенский во главе нового состава Временного правительства; корниловский мятеж и большевизация Советов; подготовка к вооруженному восстанию.

Октябрьская революция и Гражданская война. Вооруженное восстаниебольшевиков в Петрограде 25 октября. II съезд Советов: первые декреты, создание новых органов власти – Совета народных комиссаров (Совнарком) и Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК). Установление Советской власти в бывшей Российской империи; формирование советской государственности; основные реформы и нововведения Советской власти осенью-зимой 1917/18 гг. Созыв и разгон Учредительного собрания. Выход России из мировой войны: Брестский мир с Германией.

Гражданская война. Причины; дискуссия о начале войны. Первые очаги сопротивления Советской власти (на Дону и Кубани). Роль политики большевиков по отношению к крестьянству (продотряды, комбеды) в эскалации гражданской войны. Гражданская война в 1918 г.: мятеж чехословацкого корпуса; создание Красной Армии; левоэсеровский мятеж; события на Восточном фронте; красный и белый террор. Белое движение в 1919 г.: наступление и поражение белых армий Колчака, Юденича, Деникина. Иностранное участие в событиях гражданской войны. 1920 г. – крах «белого дела»: война с Польшей; разгром Врангеля. Завершение Гражданской войны на окраинах России (1921-1922 гг.).

«Военный коммунизм» – экономическая политика большевиков во время гражданской войны и её последствия.

Окончание и итоги войны.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(III блок)

1. Определите роль «Приказа № 1» в развитии хода событий «от февраля к октябрю».

2. Сравните кадетскую программу и меньшевистско-эсеровскую после Февральской революции. Как вы полагаете, выполнение кадетской программы могло бы остановить революцию? В чем главный просчет кадетов?Чем руководствовались меньшевики и эсеры из Петроградского Совета, отдавая власть в руки Временному правительству?Чем меньшевистско-эсеровское отношение к войне отличалось от кадетского?

3. Чем позиция большевиков в послефевральский период отличалась от меньшевистско-эсеровской? Почему большевикам удалось приобрести такое влияние и склонить значительные массы народа на свою сторону?

4. Какова была роль «корниловщины» в последующих событиях, приведших к Октябрьской революции? (Ответ обоснуйте).

5. Первые декреты Советской власти. Какие основные реформы и нововведения осуществила Советская власть осенью-зимой 1917/18 гг.? Что Ленин называл «красногвардейской атакой на капитал»?

6. Судьба Учредительного собрания. Как вы полагаете, почему оказался невозможным компромисс? Почему разгон Учредительного собрания не вызвал массовых протестов в стране?Как вы думаете, какие надежды похоронил разгон Учредительного собрания?

7. Почему экономическая политика, проводимая Советской властью в годы гражданской войны, получила название «военный коммунизм»? Её содержание.

8. Перечислите причины скатывания страны к гражданской войне и основные вехи на пути к этому. Чем красный террор отличался от белого? Оцените роль Антанты в событиях гражданской войны. В какой момент гражданской войны Советская власть висела на волоске? (обоснуйте ответ).

9. Почему, по-вашему, белое движение проиграло? Опишите «пейзаж после битвы» – последствия гражданской войны.

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная (на выбор студента – 1 или 2):

1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. М., 2009. С. 435-471 (раздел: Революции 1917 года и Гражданская война в России).

2. История России с древнейших времен до наших дней. Том 2 (Россия в XIX – начале XXI вв.) / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2009. С. 379-435.

Дополнительная:

1. Бордюков Г.А., Ушаков А.И., Чураков В.Ю. Белое дело: идеология, основы, режимы власти // Историографические очерки. М., 1998.

2. Драма российской истории. Большевики и революция. М., 2002.

3. Мельгунов С.П. Как большевики захватили власть: Октябрьский переворот 1917 г. М., 2005.

4. Медведев Р.А. Русская революция. Победа и поражение большевиков. М., 1997.

5. Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: власть и массы. М., 1997.

6. Пайпс Р. Русская революция. М., 1994.

7. Скобов А.В. История России 1917-1940. СПб., 2001. С. 5-202.

ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ по теме: Октябрьская революция и гражданская война

ВОПРОСЫ

1. Что находилось в особняке М. Кшесинской в период после Февральской революции? Какие деятели революционного движения работали в нем?

2. Какие документы из экспозиции, относящиеся к революционному периоду, произвели на вас наибольшее впечатление?

3. Какие экспонаты или какой иллюстративный материла из экспозиции по Гражданской войне вам особо запомнился?

4. Как представлена символика белого и красного движения в экспозиции Музея?

5. Какой экспонат сотрудники Музея называют самым страшным символом Гражданской войны?

6. Десятки тысяч экспонатов Музея были изъяты в 30-х-40-х гг. и уничтожены. С чем это было связано? Какого рода документы, относящиеся к каким личностям уничтожались во время этих «чисток»?

ТЕМЫ 9-10 (лекции 10-11)

Советская Россия в 20-х гг.: от военного коммунизма к нэпу; борьба идей и борьба вождей. «Военный коммунизм» и крестьянские мятежи 1920/21 гг.; кронштадтский мятеж; X съезд РКП (б) и новая экономическая политики (нэп) – её суть и достижения.

Политическая жизнь в стране послеГражданской войны – «революционная законность» в действии: деятельность ВЧК – ГПУ; первые показательные процессы, прекращение существования иных, кроме большевистской, политических партий; «философский пароход»; Соловки – начало ГУЛАГА.

Образование СССР. Борьба идей и борьба вождей: последние годы жизни Ленина и его возможные преемники; «завещание» В.И. Ленина («Письмо к съезду») и его судьба; борьба за власть в партии и стране; И.В. Сталин во главе партии – причины роста его влияния. Разгром «левого уклона» – троцкизма и «новой оппозиции» Троцкого – Зиновьева – Каменева; победа Сталина над «правым уклоном» (Н.И. Бухарин и его сторонники) в партии. Общество и культура периода нэпа.

СССР в 30-ые гг.: коллективизация, индустриализация, «большой террор». Свертывание нэпа (причины); курс на индустриализацию – принятие первого пятилетнего плана (1929 г.); причины коллективизации. Трагедия российской деревни: проведение коллективизации, борьба с кулачеством, «перегибы», последствия сплошной коллективизации (страшный голод в 1932-1933). Осуществление индустриализации: цель и особенности; знаменитые стройки первых пятилеток; социалистическое соревнование; «советское экономическое чудо» – его причины и итоги; борьба с «вредителями».

Складывание культа личности Сталина. XVII съезд и гибель Кирова, начало «великой чистки». Московские процессы 1936-1938 гг. над бывшими оппозиционерами и военачальниками. «Великая чистка», «большой террор», «ежовщина». Сталинская модель тоталитаризма. Советское общество накануне войны. Советская культура в 30-х гг.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(IV блок)

1. Что называют «жакерией XX века»? Что побудило большевиков отказаться от политики «военного коммунизма»?

2. В чём состояла «новая экономическая политика»? Произошла ли либерализация политического режима (хотя бы частичная) после введения нэпа? (обоснуйте ответ). Что такое «философский пароход»?

3. Каких вождей большевистской партии в нач. 20-х гг. вы можете назвать? Чем было обусловлено возвышение Сталина в партии? Как вы полагаете, почему ленинское «Письмо к съезду» не было доведено до сведения всех делегатов? В чем проявлялся «культ Ленина», который начал складываться после его смерти, и чем, по-вашему, можно объяснить его возникновение?

4. Какие «уклоны» (или направления) можно выделить в партийной дискуссии 20-х гг.; с именами каких партийных вождей они связаны? Что было главным предметом разногласия? Что такое «новая оппозиция», «объединенная оппозиция», «правый уклон»? Как вы думаете, чью программу в конечном итоге реализовал Сталин?

5. Каковы были причины свертывания нэпа?

6. Какими причинами было вызвано решение о проведении в Советском Союзе коллективизации? Какими методами она осуществлялась? Как на деле производилась «ликвидация кулачества как класса?» Каковы были последствия коллективизации?

7. Как можно объяснить успех индустриализации – «советское экономическое чудо»?

8. Какие события послужили спусковым крючком к развязыванию «большого террора»? Против кого он был направлен? Какие цели преследовал – достиг ли он их (ответ обоснуйте)? Как вы думаете, почему «старые большевики» возводили на себя напраслину на показательных судебных процессах? Кто, по-вашему, повинен в терроре?

9. Каковы особенности тоталитарного государства/системы?

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная (на выбор студента – 1 или 2):

1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. М., 2009. С. 473-484, 488-509 (разделы: Страна Советов в 1920-е годы. Форсированная модернизация советского общества в 1930-е годы).

2. История России с древнейших времен до наших дней. Том 2 (Россия в XIX – начале XXI вв.) / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2009. С. 436-518.

Дополнительная:

1. Виноградов С.В. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. М., 1996.

2. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). М., 1994.

3. Индустриализация Советского Союза: Новые документы. Новые факты. Новые подходы /Сост. С.С. Хромов. М., 1997. Ч. I.

4. Квашонкин А.В., Лившин А.Я. Послереволюционная Россия. Проблемы социально-политической истории. 1917 – 1927. МГУ. 2000

5. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал / Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. В 2-х т. М., 1997. Т. I . От вооруженного восстания в Петрограде до второй сверхдержавы мира.

6. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ (люб. изд.). Т. I.

7. Скобов А.В. История России 1917-1940. СПб., 2001. С. 203-420.

8. Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму: 1917 – 1929 гг. М., 1994.

9. Шарапов Ю.П. Первая «оттепель». Нэповская россия в 1921-1928 гг.: вопросы идеологии и культуры. М., 2006.

ТЕМЫ 11-12 (лекции 12-13)

Внешняя политика СССР в 20-30-х гг.: «штаб мировой революции» и Коминтерн; отношения с западными державами в начале 20-х гг. – Генуэзская конференция и конференция в Рапалло; дипломатическое признание СССР. «Фашистский вызов»: приход к власти Гитлера, антикоминтерновский пакт, война в Испании. «Мюнхенский сговор». Попытки создания системы коллективной безопасности и срыв англо-франко-советских переговоров; пакт Риббентропа – Молотова: современные дискуссии и оценки. Начало Второй мировой войны (1 сентября 1939 г.); «секретные протоколы» в действии. Советско-финская война (1939-1940 гг.).

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. (обзор). Подготовка к возможной войне и её «слабые места». Гитлеровский план «Барбаросса»; нападение на СССР; стремительное наступление фашистских армий –причины поражений Красной армии в начальный период войны.

Этапы войны и основные битвы: битва за Москву (1941); блокада Ленинграда (8.09.1941 – 27.01.1944); Сталинградская битва (17.07.1942 – 2.02.1943) – начало перелома; коренной перелом в войне – битва на Курской дуге (1943); наступательные операции 1944 г. (особенно – операция «Багратион») и начало освобождения Европы. Партизанское и подпольное движения; работа тыла в годы войны. Антифашистская коалиция: создание; встречи «большой тройки» (Тегеран, Ялта); открытие второго фронта.Битва за Берлин и капитуляция Германии. Потсдамская конференция. Разгром Японии. Итоги Второй мировой войны.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(V блок)

1. Что такое Коминтерн и для чего он был создан? Почему западный мир всё же признал Советский Союз? Каковы причины особо тесных отношений с Германией в 20-х – нач. 30-х гг., и в чем они проявлялись?

2. Почему не удалось создать в 30-х гг. в Европе систему коллективной безопасности против возможной агрессии фашистских государств? Сравните Мюнхенский пакт и пакт Риббентропа-Молотова. Почему многие в современной Польше возлагают равную ответственность за начало Второй мировой войны на Германию и СССР? Что такое «зимняя война»?

3. В чем состоял план «Барбаросса»? Каковы были причины катастрофических поражений Красной армии в первые месяцы войны? Каково значение поражения фашистских войск под Москвой?

4. Какие события считаются началом коренного перелома в войне и почему? Когда этот коренной перелом завершился? (Дайте краткую характеристику первому и второму сражению). Что такое «10 сталинских ударов» - каковы их результаты?

5. Как создавалась антигитлеровская коалиция? Какие решения принимались на Тегеранской и Ялтинской конференциях; какие вопросы вызывали наибольшие споры?

6. Как проходила битва за Берлин? Как была оформлена капитуляция Германии?

7. О чем договорились державы-победительницы на Потсдамской конференции. Что считается окончанием Второй мировой войны?

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная (на выбор студента – 1 или 2):

1. Кириллов В.В. История России: учебное пособие. М., 2009. С. 485-488, 511-545 (раздел: Великая Отечественная война).

2. История России с древнейших времен до наших дней. Том 2 (Россия в XIX – начале XXI вв.) / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2009. С. 455-458; 519-548.

Дополнительная:

1. Анфилов В.А. Дорога к трагедии сорок первого года. М., 1997.

2. Ганелин Р.Ш. СССР и Германия перед войной. Отношения вождей и каналы политических связей. СПб., 2010.

3. Война и политика. 1939-1941. Антология. М., 2000.

4. Мазуров И.В. Внешняя политика России советского периода в 1920-е-1941 гг. Хабаровск, 2005

5. Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина. Схватка за Европу. 1939-1941. М., 2008.

6. Мерцалова Л., Мерцалов А. Сталинизм и война. М., 1998.

7. Мировые войны XX века. Вторая мировая война. М., 2002. Т. 3-4.

8. Нежинский Л.Н. В интересах народа или вопреки им? Советская международная политика в 1917-1933 годах. М., 2004

9. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал / Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. В 2-х т. М., 1997. Т. I . От вооруженного восстания в Петрограде до второй сверхдержавы мира.

10. Шишкин В.А. Становление внешней политики послереволюционной России (1917-1930 гг.) и капиталистический мир: от революционного «западничества» к «национал-большевизму». СПб., 2002.

ТЕМЫ 13-15 (лекции 14-16)

СССР во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Военный урони советское хозяйство после войны. Общественно-политическая жизнь и новая волна репрессий: борьба с космополитизмом; постановления ЦК ВКП (б) (литература, театр, кино) и критика «формализма» в музыке»; научные дискуссии и разгром генетики; «ленинградское дело», «дело врачей».

Внешняя политика СССР во второй половине 40-х – начале 50-х гг.: международные отношения в послевоенном мире; начало «холодной войны» (Фултонская речь Черчилля); «план Маршалла»; создание НАТО; СССР и страны «народной демократии»; Корейский кризис.

«Хрущевская оттепель»: смерть Сталина и борьба за власть в руководстве страны после его смерти – падение Л. Берии. Начало десталинизации общества: XX съезд – доклад Н.С. Хрущева и критика «культа личности», реабилитация. Хрущевские «задумки» и реформы (в области сельского хозяйства, в сфере управления промышленностью, социальные) – их противоречивый характер и результаты; XXI и XXII съезды – страна строит коммунизм. «Оттепель» в духовной и культурной жизни страны; развитие науки в 1953-1964 гг.; Н.С. Хрущев и интеллигенция.

Внешняя политика: Варшавский договор; события в Венгрии; германская проблема, отношения с США и Карибский кризис.

Советский Союз в середине 1960-х – 80-х гг.. Брежневский застой. Отстранение Хрущева от власти и новое руководство; экономическая реформа 1965 г.; экономика «развитого социализма» и проблема дефицита. «Брежневский застой»: нарастание кризисных явлений в экономике, социальной и духовной сферах; КГБ и борьба с инакомыслием; партноменклатура; элементы «культа личности» Л.И. Брежнева.

Внешняя политика. Отношения с соцстранами («доктрина Брежнева»); «Пражская весна»; сложные отношения с Китаем; кризис социалистического блока в начале 80-х гг. (движение «Солидарности» в Польше). Политика разрядки – нормализация отношений с западными странами; Европейское совещание по безопасности и сотрудничеству и Хельсинский Заключительный акт (1975 г.). Отношения с США (правительственные визиты, договоры ОСВ-1 и ОСВ-2). Ввод советских войск в Афганистан (декабрь 1979) – новое обострение международных отношений в нач. 80-х гг., конец разрядки.

Смерть Л.И. Брежнева. Новый генсек Ю.В. Андропов: попытка реанимации агонизирующей системы. Геронтократия на примере К.У. Черненко: возрождение худших брежневских традиций. Агония социализма: итоги развития СССР к середине 80-х гг.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(VI блок)

1. Опишите общественно-политическую атмосферу в стране после Великой победы. Чего опасались власти? Какие меры были приняты? Против кого они были в первую очередь направлены? В чем причины второй волны репрессий?

2. В каком состоянии находились культура и наука в 1945-1953 гг.? Как осуществлялся партийный и государственный контроль над ними, и к каким последствиям это привело?

3. Что способствовало началу «холодной войны»? На ком лежит ответственность за её развязывание? (ответ обоснуйте).

4. Что такое страны «народной демократии»? Какие противобор

Наши рекомендации