Методические рекомендации по написанию контрольных работ

Важнейшей формой учебной отчетности студента является контрольная работа.

Выполнение контрольной работы является промежуточной формой отчетности по изучаемой дисциплине и преследует цель лишь оценить способность студента к самостоятельному поиску источников, формированию содержания и его письменного изложения по указанной проблеме. Это важная составляющая изучения дисциплины, а также эффективная форма контроля знаний. При заочном обучении она выступает как обязательная, основная форма самостоятельной работы. В курсовой работе (в соответствии с учебным планом) студент обязан самостоятельно глубоко разобраться в изучаемых проблемах, усвоить суть темы, уяснить ее содержание и только затем письменно представить свою отчетную работу.

Выполнение контрольной работы является одним из условий допуска студента к сдаче экзамена. Работа должна соответствовать установленным требованиям, то есть в ней должны быть раскрыты все проблемы, определенные темой. Для этого студент обязан самостоятельно проанализировать первоисточники и дать исчерпывающие ответы на вопросы темы. Контрольная работа — серьезное учебное задание, и чтобы написать ее как следует, необходимо использовать те первоисточники и учебные пособия, которые позволяют полнее разобраться в проблеме. Студент должен регулярно работать в университетской и городской библиотеке, вдумчиво конспектировать лекции преподавателей.

При написании контрольной работы следует обращать особое внимание на грамотное использование терминологии. При употреблении впервые тех или иных терминов и понятий следует давать их определения либо в самом тексте, либо в сносках.

Приступая к контрольной работе, требуется сначала ознакомиться с имеющейся литературой по теме, изучить первоисточники и составить план. Здесь, в отличие от курсовой работы, план предполагает рассмотрение одной, причем довольно широкой, проблемы, и он может состоять из двух-трех вопросов. Минимальное количество первоисточников, привлекаемых для написания курсовой работы — пять наименований.

Как правило, контрольные работы по дисциплине сугубо индивидуальны, то есть их тематика персонифицирована. Однако в отдельных случаях темы контрольных работ могут быть адресованы и сразу нескольким, и группе в целом. Таким приемом преподаватель выявляет степень усвоения какой-то важной учебной проблемы и определяет необходимость проведения дополнительных занятий по какой-либо теме. В настоящее время широко используется методика компьютерного тестирования знаний студентов по дисциплинам, в результате чего появляется возможность быстро проверять знания по наиболее важными темами и объективно оценивать их. Эта форма также может выступать как вид контрольной работы.

В качестве контрольной работы широко применяется самостоятельное изучение монографического исследования по конкретной, крайне важной проблеме, требующей глубокого рассмотрения. Этот вид работы предполагает не простое знакомство с определенным монографическим исследованием, а детальное его изучение. Для этого студенту важно знать некоторые правила работы с первоисточником, которым для него будет являться монография. Следует выяснить фамилию автора, его имя и отчество, ученую степень и звание, а также что побудило его взяться за изучение данной проблемы; обратить внимание на основные вопросы монографии и их разрешение автором, уметь раскрывать их в ходе собеседования с преподавателем.

Студенту следует письменно (предельно кратко) очертить те вопросы (полностью или частично), которые поставлены автором в монографическом исследовании; при изложении их следует указывать страницы источника.

Задания для написания контрольных работ
(для заочной формы обучения).

1. В чем различие периодизации практики помощи А. Стога, Е, Максимова, В. Герье?

2. Раскройте факторы позволяющие говорить о наличии древнейших форм помощи и поддержки.

3. Раскройте историческое значение княжеского нищелюбия.

4. Опишите конфессиональные формы поддержки в России в средние века.

5. Раскройте противоречия социальных реформ ПетраI

6. Раскройте основные направления развития социальной помощи в нач. XIX века.

7. Проанализировать формы помощи характерные для древних римлян и древних египтян. Выявить общее и различия.

8. Раскрыть роль монашеских орденов в организации помощи нуждающимся.

9. Раскрыть влияние идей эпохи Просвещения на формирование новых подходов помощи нуждающимся.

10. Социальное призрение детей в дореволюционной России: формы и организация.

11. Раскрыть причины нищенства в дореволюционной России. Направления деятельности благотворительных обществ в этой области.

12. Раскрыть особенности направлений социального обеспечения в России в 20-30-е годы

13. Особенности социальной помощи в 50 – 80 гг. в Советском Союзе.

14. Охарактеризовать основные тенденции социальной защиты населения в России в конце XX – начале XXI веков.

15. Проанализировать особенности социального обеспечения в Европе и США в середине XX века.

Наши рекомендации