Методы и приемы обучения
Средство | Рассказ, монолог, диалог, беседа | Учебник, хрестоматия, литература | Наглядность предметная, условно-графическая, иллюстративная | Лепка, вырезание, склеивание, выпиливание |
МЕТОД | Устный (слово) | Печатно-словесный (текст + слово) | Наглядный | Практический |
Прием | Разработка сюжетного рассказа, аналитического, картинного описания | Анализ документов, выписывание понятий, составление плана, таблицы, вычленение смысловых единиц | Анализ картины, выполнение рисунка, заполнение контурной карты | Изготовление моделей, макетов, лепка орудий труда |
Приемы умственной деятельности:
Выявление существенного, Анализ, Синтез, Концентрация, Сравнение, Абстрагирование, Обобщение, Доказательство.
Исследовательский метод в обучении:
1.Включение поиска в задания по работе с документами, картинами и иллюстрациями, картами, таблицами, схемами, археологическим материалом
2. Раскрытие учителем познавательного процесса –
доказательство, изложение идей.
3. Проведение научного исследования – доклады, сообщения, рефераты.
Классификация методов обучения: по
ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ | УРОВНИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Устный | Объяснительно-иллюстративный |
Печатно – словесный | Репродуктивный |
Наглядный | Проблемный |
Практический | Частично-поисковый |
Исследовательский |
Прием учебной деятельности как историко – методическая категория
Учебный исторический материал
Урок – основная форма организации обучения в школе.
Типы и виды уроков.
Основной формой обучения в массовой школе является классно – урочная форма. Класс это группа учащихся примерно одинакового возраста и постоянного состава и получающая единые базовые знания.
Урок это занятие с классом учеников продолжительностью 40-45 минут. Количество таких занятий определяет учебный план школы, а их содержание - Госстандарт и школьные программы.
Классификация уроков производится по - разному. Одни классифицируют их на основе содержания, другие на основе дидактической цели, третьи на основе способов проведения, четвертые – звеньев процесса обучения.
Сочетание звеньев обучения называется структурой урока. Традиционно преобладает в обучении комбинированный урок, особенно в средних классах.
Форма урока – понятие, отражающее основной способ подачи материала, метод.
Этапы подготовки учителя к урокам и последовательность этих этапов:
1.Анализ Госстандарта, школьных программ, изучение учебников и поурочных пособий. 2. Разработка тематического и поурочного планирования.
3.Определение целевых установок раздела, темы.
4.Анализ познавательных возможностей класса.
5.Выбор методического варианта урока.
6.Отбор методических приемов и средств обучения в соответствии с целевой установкой.
7.Составление конспекта или развернутого плана урока.
Классификация уроков
По соотношению структурных звеньев обучения | По ведущему методу | По характеру деятельности | По характеру материала |
Урок изучения нового материала, Комбинированный, Контрольный, Повторительно – обобщающий. | Урок – лекция, Киноурок, Урок – беседа, Лабораторное занятие. | Урок простого воспроизведения, Урок обобщения, Проблемный урок. | Урок счета лет, Урок изучения фактов, Практическое занятие. |
Это классические типы уроков, к ним относится :
Лабораторное занятие, Практикум, Лекция, Семинар, Экскурсия, Конференция (Традиционные формы уроков)
К нетрадиционным формам уроковотносятся такие :
Представления ( Заочное путешествия, Спектакль, салон, ассамблея, бал, Презентация, аукцион ),
Оценочные
( Суд, съезд, Соревнование, турнир),
Дискуссионные (брифинг, пресс-конференция, круглый стол, телемост, телепередача, киностудия, кино, видео и теле уроки),
Урок-фантазия, Урок-открытых мыслей, Урок-эврика, Урок-зачет, Урок-игра, Урок-сказка, У-КВН, Интегрированный урок, Урок-путешествие.
Структурные компоненты комбинированного урока:это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.