Структура и языковое оформление
Задание I*. Прочитайте аннотацию. Определите композиционные, логические и стилистические ошибки и отклонения.
Автор рассматривает сущность, типы, источники социальной информации, требования, которые к ней предъявляют. Затем он рассматривает информационные системы: их цели и задачи, операции с информацией, предмет информационного труда и средства этого труда, его оценку и результат. Кроме того, он дает предложение - целевые программы: основы теории, методика разработки и реализации.
Книга академика РАН В. Г. Афанасьева посвящена одной из самых актуальных проблем современности — информатике.
(Афанасьев В. Г. Социальная информация. М: Наука, 1994)
Задание 2. Просмотрите текст реферата, найдите клише, которые служат для организации текста данного вида (формулировка темы, описание основного содержания и др.). Подберите в таблицах 2—4 аналогичные конструкции, запишите их.
Задание 3. Письменно составьте аннотацию книги Л. И. Абалкина на основе данного реферата.
Задание 4. Напишите на основе этого реферата мини-рецензию, используя таблицы 2 (п. VIII), 5, 6 и справки 5 и 6.
РЕФЕРАТ
Абалкин Л. И. Поиск пути в меняющемся мире. — М.:
Изд-во Ин-та экономики, 1992. — 20 с.
Рассматривая перспективы развития России, автор связывает их в первую очередь не с личностью того или иного правителя или команды спасителей, а с состоянием народного духа, его устремлениями, а также с готовностью и способностью народа вырваться из исторического тупика, обрести новое качество жизни. Выход из кризиса немыслим без духовного обновления и обретения цели, которые могли бы сплотить общество, придать ему силы для одоления неизбежных трудностей и привести к возрождению величия России и жизненных сил ее народа. Необходимые условия для этого: переосмысление сложившейся системы ценностей и стереотипов массового сознания, а также изменения в теоретических представлениях о путях общественного прогресса.
Отмечая трагичность нашей приверженности примитивным стереотипам массового сознания, в качестве наиболее характерны черты общественного сознания автор выделяет вульгарный социологизм, который состоит в прямолинейном выделении всего многообразия и противоречивости общественной жизни из характера социально-политической системы. Так, отвественность за отсталость России на разных этапах истории видится то в крепостничестве и самодержавии, то в социализме и пороках административно-командной системы. Автор призывает к осознанию того, что многие наши беды коренятся не только и пороках социальной системы, но в нас самих, в нашем укоренившсмся образе жизни и системе цснностей, . в отношснии друг к другу. Стремление возложигь всю отвественность на социальную систему сопровождается деструктивными тенденциями.
Среди стереотипов, отказ от которых жизненно необходим нашему обществу, - пренебрежение приоритетом естественного права над властью и законом. Что касается закона, то он никогда не стоял в российском сознании выше политической власти. Отсюда —-замена закона и права идеалами добродетели, справедливости и правды.
Идеалы уравнительности, отсутствие духа предпринимательства, надежды на помощь государства способствуют ориентации общества на распределение, а не на производство. Разрушенис примитивных стереотиов трсбует предварительного осознания исторической природы наших бед. Необходимо изменсние самого хода общественной мысли, прорыв к новой парадигме - системе теоретических представлений о характере и ведущих тенденциях социально-экономического прогресса.
По мнению автора, логика общественною прогресса приводит к изменению представлений о нем в духе линейности и жесткой детерминированности. Уровень и объем современных знаний позволяют утверждать, что логика развития не задана однозначно. Признание многовариантности общественного развития приводит к изживанию "идеальных" схем общественного устройства в пользу альтернативности, в том числе разнообразия присущих ему направлений и форм, не ранжируемых по принципу "хуже-лучше", не поглощающих друт друга, а существующих одновременно и бесконечно на основе взаимообогащения.
Среди факторов, обусловливающих многообразие форм и направлений общественного прогресса, особую роль автор отводит типу цивилизации, под которым понимает совокупность социокультурных слагаемых (наука, религия, искусство; политическое, гражданское, экономическое и общественное развитие, взятые в совокупности). "Цивилизационный" подход, исключающий выстраивание типов цивилизации по принципу "выше - ниже", не исключает других подходов. Он, однако, есть важное и непременное условие познания и объяснения многомерного процесса развития общества, где многовариантность и альтернативность создают принципиально важную ситуацию выбора. Такой подход требует качественного переосмысления роли и ответственности науки, господствующих стереотипов общественного сознания, его консервативных и инновационных составляющих.
Отмечая тенденцию современного мира к целостности и неделимости при растущем его многообразии, автор выделяет некие общие глобальные тенденции в его развитии. Это магистральное русло человеческой цивилизации, по его мнению, достаточно широко, чтобы сохранять свободу выбора, и достаточно "демократично", чтобы взаимопроникновение цивилизаций не вело к утрате самобытности культур, народов, личностей.
Автор видит своеобразие современной эпохи в движении к историческому синтезу, в освоении гигантского наследия прошлого, постепенное накопление опыта которого создает кумулятивный эффект общественного прогресса. Движение к историческому синтезу означает преодоление однобокости подходов и оценок, отказ от максимализма и нетерпимости, основанных на абсолютизации важной, но лишь одной из сторон накопленного опыта. Высший исторический синтез базируется на единстве и взаимопроникновении общечеловеческих ценностей, сложившихся социальных систем и социокультурных типов.
Глобальной тенденцией общественного прогресса становится повсеместно намечающееся движение к смешанному обществу, которое может быть охарактеризовано как "целостное, одновременно устойчивое и подвижное образование" в силу сбалансированности структур, их способности к поддержанию динамичного равновесия. Формирование такого общества - дело будущего, но движение к нему, по мнению Л. Абалкина, носит глобальный характер и совпадает во многом с переходом к качественно новой общечеловеческой суперцивилизации. Отмечая, что перемены такого масштаба в развитии человечества — большая редкость, автор высказывает предположение, что нынешние процессы уникальны.
Одним из важнейших устоев смешанною общества является многообразие типов и форм собственности, их равноправие и свободное соревнование, в взаимодополнение государственного регулирования и свободного рынка, ему присущи развитые институты гражданского общества и особая конфигурация политической власти. Сегодня история снимает противопоставление частной и общественной собственности, планового регулирования и свободного рынка. Смешанное обшество, по природе своей многовариантное и многоликое, открыто для выбора конкретных моделей и учета всей совокупности исторических традиций, национальных особенностей и других социокультурных факторов.
Обращаясь к условиям возрождения России, автор подчеркивает что для этого нужны "великая цель и возвышающая идея, способные обьединить народ, позволить перемочь пред-стояшие испытания". Такова логика здравого и исторического смысла и основной вывод теории успеха, осуществляющий сравнительный анализ успехов стран, добивавшихся в своем прорыве "чуда". Отмечая, что идеалы возрождения, потребность в которых особенно велика в "смугное врсмя", не создаются в научные кабинетах и правительственных канцеляриях, автор предвидит их выход "из трудно поддающихся анализу глубин народных исканий и надежд". Именно в отсутсвии возвышснного идсала, глубоко проникающего и душу замысла обновления и возрождения, Л. Абалкин видит сегодня причину наших неудач.
Рождение национального или, более применительно к России. государственною идеала - сложный, мучительный и долгий процесс, но только он, по мнению автора, ведет к возрождению величия и славы, способен пробудить, творческие силы народа и объединить его. Об 'этом свидетельствует вся трагическая история России. Путь к обретению национальной идеи лежит через отказ от противостояния политических экстресмистов, через отказ от шовинизма, восстановленис чувства национальной гордости. в том числе и за свое прошлое. Великая национальная идея имеет шанс на успех, если она длительное время укореняется и пестуется в душе народа. Она несовместима с политикой временщиков.
Автор признает, что не имеет готового ответа на вопрос, как , это всё сделать, но верит и знает, опираясь на выводы науки и осмысление российского опыта, что иного пути к возрождению России как великой державы нет. Он убежден, что иностранная помощь не может решить внутренние проблемы страны и что путь к своему возрождению Россия должна пройти сама, имея для этого все необходимое в виде природных богатств, экономического и научно-технического потенциала. Недостает лишь разума и согласия, добавляет Л. Абалкин.
Касаясь притока иностранного капитала в Россию, автор видит необходимость в развитии отношений взаимного доверия, основывающегося на огромных возможностях и ресурсах России, с одной стороны, и заинтересованности в доступе к ним — с другой.
Для России не подходят программы экономической стабилизации и выхода из кризиса, разработанные по типовым методикам и стандартным образцам: слишком нестандартны сам объект и ситуация. Любая программа, не учитывающая исторического своеобразия страны и ее социокультурных особенностей, неизбежно окажется бесплодной и нереализуемой.
Задание 5*. В данный фрагмент включите цитату как самостоятельное предложение. Сократите текст цитаты.
Но самая, пожалуй, важная причина интереса Бердяева - в том, что Леонтьеву было свойственно особенно обостренное чувство истории.
Цитата: "Чуткость и прозорливость К. Н. Леонтьева, особенно в последние годы, изумительны. Он острее и глубже всех понимал и характер русского народа, и процессы, совершающиеся в России. Он, по существу, оказался более прав, чем все славянофилы и западники, чем Достоевский и Соловьев. У него было катастрофическое чувство наступления новой эпохи".
Задание б*. Включите цитату в авторское предложение после подчинительного союза (что).
Эти мысли развиваются К. Леонтьевым и во многих его печатных трудах. Не случайно он утверждает...
Цитата: "Высшая эстетика есть в то же самое время и самая высшая социальная и политическая практика".
Задание 7*. Используйте цитату после двоеточия. К этой позиции был близок и А. Н. Бенуа. В статье "Художественные ереси" он писал:
Цитата: «Красота есть последняя путеводная звезда в тех сумерках, в которых пребывает душа современного человечества. Расшатаны религии, философские системы разбиваются друг о друга, и в этом чудовищном смятении у нас остаётся один абсолют, одно откровение- это красота. Красота намекает на какие-то связи "всего со всем".