Проблема обиходных ладов
Древнерусские гласы — одна из великих ладовых систем, сравнимая по важности с другими великими ладовыми массивами — древнегреческой и западной грегорианской. Поразительно, однако, что до сих пор нет ладовой теории древнерусской монодии, несмотря на ценные разработки ряда ученых. Мы хорошо знаем, например, в каком ладу та или иная грегорианская мелодия, есть твердые надежные критерии однозначного определения лада в каждом конкретном случае. Но что за лады в родных древнерусских мелодиях, мы не знаем; неизвестно, сколько их, как их надо именовать, каковы их признаки; не знаем, тождественны ли лады гласам или нет.
Для создания полной картины необходимы дальнейшие исследования (которые интенсивно ведутся в настоящее время). Здесь будут даны лишь основные положения теории обиходных ладов.*
Система обиходных ладов типологически относится к древнейшим, генетически (не хронологически) более старым, чем, например, аналогичная система грегорианских ладов. Если в грегорианских ладах при всей важности в них категории диатонического (местами переменно-диатонического) звукоряда все же первым критерием
* Теория обиходных ладов специально исследована Г. С. Бычковой (Федоровой); см. в ее дипломной работе «Глас как ладовая категория», 1980 (хранится в библиотеке Московской консерватории).
структуры является финалис как своего рода основной тон лада (пусть и отличающийся по своим свойствам от классической тоники в тональной музыке), то в обиходных ладах первым критерием следует считать неизменный звукоряд.
Древнейшие модальные (нетональные) лады складываются под действием ряда факторов:
♦ конечный тон (или финалис) — устой, опора;
♦ звукоряд определенного интервального рода (диатонического, гемиольного, миксодиатонического);
♦ звуковой объем (или амбитус, область) — ряд, совокупность использованных звуков;
♦ вторая (побочная) опора лада (реперкусса; по-русски — «господствующий») — тон, до наступления финалиса нередко функционирующий как главная опора мелодии и модально разрешающийся в финалисе;
♦ мелодия-модель (попевка или группа попевок) — излюбленная мелодическая формула данного лада, отличающая формально-структурную категорию ладозвукорядной «таблички» от живого конкретного звукоряда именно данного лада.
Сравнивая (в очень схематичном и приблизительном виде) некоторые основополагающие факторы древних монодических ладов в обиходных и грегорианских ладах, мы получим следующее соотношение между ними (цифры условно указывают на весомость фактора среди других, его «место» в системе, таблица 10).
Таблица 10
Грегорианские лады | Обиходные лады | |
Финалисы (D, или E, или F, или G) | Звукоряд (обиходный) | |
Звукоряд (миксодиатонический) | Попевки (мелодические формулы) | |
Звукообъем, или амбитус (автентический, плагальный) | Конечные (заключительные) тоны попевок и мелодий в целом | |
Псалмовые тоны (мелодические формулы) | Область (звукообъем попевок) | |
Реперкусса (вторая опора лада) | Господствующий (тон) |
То есть:
Сравнение показывает, что обиходные лады древнее (в логико-генетическом отношении) грегорианских, ближе к самому старому ладовому типу «мелодии-модели» (наподобие восточных ладов, пронесших через века принципы «мелодий-моделей», — мугамов, макамов, макомов, paг), с минимальной развитостью абстрактного мышления в сфере лада, а следовательно, и в музыке в целом. Это значит, что такой модальный звукоряд предельно слит с самой мелодией,
точнее, еще не выделен из синкретизма «мелоса» — «мелолада» или «ладомелодии» («ладомелоса»). Подобным синкретизмом не обладают тональные лады европейского мажора и минора XVIII в. Эволюция ладового мышления в грегорианских ладах состоит в значительном развитии именно этого абстрагирования, в возрастании роли автономной ладовости, отделяющей себя от конкретных гласовых попевок — псалмовых тонов, однако отнюдь не порывающей с ними. Эволюция сказывается также в некотором приближении категории финалиса к категории тоники (последняя характеризуется непосредственно ощущаемой властью над остальными звуками в виде тонального тяготения к тонике, чего, впрочем, в грегорианских ладах все же нет).
Отсутствие (тонального) тяготения к главному звуку — конечному — в попевках обиходных ладов (а тем более во всей мелодии) составляет, таким образом, яркий характерный признак русской ладовой системы. Он не может считаться доказательством «отсутствия лада» в древнерусских роспевах (к подобному выводу подталкивают бытующие представления о ладе, где под «ладом» фактически подразумевается тональность европейской музыки XVII-XIX вв.). Отсутствие тяготения говорит лишь о том, что система не тонального типа, а модального, то есть такого, где на первом месте по важности находится не категория главного тона, а категория звукоряда мелодических попевок. По-видимому, «русские лады» (так следовало бы называть всю систему ладов древней русской монодии) и представляют собой наилучший, наиболее чистый исторический пример модальной системы — более чистый, чем типологически аналогичные им западные лады грегорианского хорала, в которых в большей мере сказывается действие рационализма и тонального принципа, вообще свойственного мировоззрению новой западной культуры IX-XX вв. (так называемый Abendland).
Для обоснования системы русских ладов целесообразно воспользоваться методом, уже примененным для решения другой трудной научной проблемы — создания общей теории гармонии XX в. Суть метода исходит из общего положения о связи между структурой системы и свойствами ее центрального элемента (ЦЭ).*
Структура, например, мажорного лада (тонального типа) связана с использованием свойств его ЦЭ — мажорного трезвучия. Этим отличается мажор (с его квинтово-функциональным остовом S-T-D) от старого ионийского лада, чья структура пронизана отношением не к мажорному трезвучию, а к определенному модальному звукоряду с определенным звуком-финалисом (в натуральной позиции — с финалисом с) и доминированием секундовых связей.
Структура оригинального «скрябинского» лада (в поздних сочинениях композитора) происходит от использования свойств его ЦЭ (типа «прометеевского» аккорда); структура данной додекафонно-
* Подробнее об этом см.: Холопов Ю. Н. Очерки современной гармонии. М., 1974. С. 30-38, 161-281 и др.).
серийной системы в конкретном сочинении происходит от свойств данного ЦЭ (серии — как определенного индивидуализированного ладово-интервального комплекса).
Обиходные лады — модального, а не тонально-аккордового типа. Поэтому и ЦЭ их не аккорд либо интервал, а прежде всего определенный звукоряд — обиходный. Но ЦЭ модальных ладов не просто гамма, а звукоряд, определенным образом структурированный. Уникальная специфическая особенность обиходного звукоряда состоит в том, что от каждой из его звукоступеней вверх и вниз всегда находится чистая кварта (пример 116).
Названия ступеней образно пе-
Обиходный звукоряд
редают секундовые (модальные) их соотношения: «гн» — «гораздо низко», «н» — «низко», «с» — «светлым гласом [пой]»; «м» — «мрачно», «п» — «повыше», (старорусская буква «в») — «высоко». Ступени в «простом» согласии дублируют (почти точно) наименования «мрачного» (с «крыжем», то есть с крестиком): хгн, хн, ц; ступени «тресветлого» — наименования «светлого» (с «хохлом», то есть с точкой сверху): м, п, А.
Свойства этого ЦЭ, от которых закономерно происходят структурные особенности основанной на нем системы обиходных ладов, — это прежде всего внеоктавность, квартовость строения составного звукоряда (деление на «согласия», отстоящие на кварту одно от другого*). Отсюда невозможность построения системы обиходных ладов с помощью октавно-диатонических ладов-элементов — дорийского, фригийского и т. д., несмотря на внешнее («табличное») совпадение с ними. Во всех октавных ладах предполагается функциональная тождественность звуков одинакового названия на расстоянии октавы (в нашей системе с-с1, d-d1, es-es1и т. д.), здесь же — функциональная нетождественность**. Она состоит в неодинаковости отношения данной ступени и ее октавного повторения к окружающим их смежным ступеням. Например, ниже и выше α в «простом» согласии находятся целые тоны, а вокруг α в «светлом» — другие интервалы (снизу тон, сверху полутон). (В такого рода отношениях смежных ступеней проявляются некоторые специфически-модальные функции
* То, что квартовость предполагает четыре ступени, а «согласие» — три, закономерно при внеоктавной структуре так же, как при октавной наличие семи ступеней в октаве («восьмерке»). Малозвучность (олиготонность) ладового ядра (в диапазоне тетрахорда) в условиях незыблемо-неподвижного двенадцатизвучного обиходного звукоряда обусловливает функционирование всего его как основы единого многозвучного лада. (Подобные объединения были и в древнегреческих ладах: из тетрахордов складывались октавные лады — «гармонии». Схема так называемого «меньшего полного звукоряда» греков: A Hcdefgabcld1.)
** Неоктавность обиходного звукоряда была отмечена А. В. Никольским в работе «Звукоряды народной песни. Историко-теоретический этюд» (см. в кн.: Сборник работ этнографической секции ГИМНа. Вып. 1. М., 1926. С. 33).
монодических ладов.) Практически в результате этого системного различия в октавной системе диатоники точное повторение мелодии в пределах того же звукоряда возможно через октаву, а во внеоктавной системе обиходного звукоряда — не через октаву, а через кварту.
Для обозначения обиходных ладов поэтому необходимы и достаточны три, и только три, специфических термина (пример 117) и нецелесообразны семь названий октавно-диатонических ладов (дорийский, фригийский и т. д.).
Схемы обиходных ладов
В зависимости от местоположения главного тона в звукоряде различаются среди обиходных ладов автентические и плагальные виды (свойства плагального лада обнаруживаются, если ниже главного тона находятся еще два или более). На следующей схеме представлены все виды обиходных ладов (пример 117).
Так же точно, если в диатонике (не считая гиполадов) число основных модальных звукорядов равно семи, то в обиходной миксодиатонике — равно трем (ср. пример 118 с примером 117).