Тема №11. Гармония натуральных ладов. Переменные ладовые системы

Диатонический звукоряд (диатоника) и его основные виды:

– полная семиступенная диатоника;

– неполная диатоника (в том числе бесполутоновые звукоряды с различным количеством ступеней менее семи - пентатоника, три-хорды);

– условная, хроматически модифицированная диатоника, включившая небольшое число хроматизмов, возведенных в положение условно диатонических ступеней (например, # VII и # VI ступени в миноре, bVI и bVII в мажоре).

Ладовые структуры, содержащие в своем ступенном составе различные виды диатоники. Различная степень распространенности этих структур, большая универсальность и повсеместность одних и большая эпизодичность других, значение коренных форм лада, закрепившееся за одними структурами, и роль дополнительных характерных мелодико-гармонических нюансов, в которой фигурируют другие диатонические ладовые структуры. Значительная удаленность во времени возникновения одних структур от других (от средневековья - до конца XIX века, например, натуральный мажор и мажор мелодический).

Неисчерпаемое богатство и гибкость качественных, интонационных отношений - мелодических и гармонических - в диатонических ладовых структурах, обеспечившие им бесконечно многообразное стилистическое проявление на протяжении всей истории музыки. Благодаря этому - необычное, уникальное положение диатоники среди всех существующих звукорядов: в общественном сознании она с давних пор выступает как подобие некоей обобщенной ладовой структуры с характерной для нее семантикой, выразительностью и колоритом (нейтральный звукоряд начал «светиться» отраженным светом тех ладовых структур, в (ступенный состав которых он входит на протяжении многих столетий).

Пентатонические ладовые структуры. Их специфические конструктивные, а также выразительные и красочные ресурсы. Особенности гармонической вертикали в условиях пентатоники, особенности ладофункциональных отношений в этих условиях. Формы синтеза пентатоники с иными формами ладовых структур и звукорядов.

Семиступенные диатонические ладовые структуры. Различие между их формами в музыке средневековья и в музыке XIX-XX столетия: «модальный» период их истории - и новая жизнь в качестве выразительных и красочных вариантов по отношению к господствующим формам мажора и минора. Особая роль натурального мажора в процессе исторической кристаллизации ладовых структур вообще. Возникновение на ранних этапах минора с вводным тоном, занявшего вместе с натуральным мажором ключевые позиции в истории развития ладотональной организации музыки.

Систематика диатонических видов мажора и минора (расположение их по квинтам, выявляющее сгущение или разрежение мажорного или минорного колорита, связанное с возрастанием или уменьшением количества низких или высоких ступеней; соотнесение тоник этих видов со ступенями натуральной мажорной гаммы). Натуральный мажор и отчасти натуральный минор как своеобразные ладовые нормы, с которыми соотносятся другие виды диатонического мажора и минора.

Структурные особенности семиступенных диатонических ладов: наличие характерной для каждого из них ступени, с участием которой образуются соответственно характерные мелодические обороты, характерные интервалы и аккорды. Ослабленность и непрочность тонического центра в дорийском и фригийском миноре, лидийском и миксолидийском мажоре, отчасти в натуральном миноре (отсутствие настоящих доминант с вводным тоном в одних случаях, в других, вдобавок, проникновение одного из звуков диатонического тритона в состав тонического трезвучия). В связи с этим появление таких структур в качестве выразительных и красочных мелодико-гармонических эпизодов на фоне господствующих более прочных и универсальных форм мажора и минора.

Аккордика диатонических видов мажора и минора: трезвучия, септаккорды, нонаккорды, полифункциональные образования малозвучная и многозвучная вертикаль нетерцового строения (последнее особенно в музыке XX века). Разрешения и соединения септаккордов и нонаккордов (автентические и плагальные) в условиях диатоники.

Сфера диатонических видов мажора и минора как источник яркого народно-национального колорита в музыке многих композиторов XIX-XX столетия, отчасти как источник средств для поэтической стилизации архаики в соответствии с сюжетом или программой.

Характерные черты развития диатонических ладовых структур в музыке XX столетия. Тенденция их широкого распространения и своеобразного уравнивания в правах эпизодических разновидностей с наиболее универсальными. Создание на их основе разнообразных переменных ладовых структур. Особая альтерация, не затрагивающая характерные ступени и соответственно характерные созвучия диатонических видов мажора и минора.

Понятие о простых и составных ладовых структурах - объединивших в себе характерные признаки нескольких простых составляющих структур. Переменные и мажоро-минорные ладовые структуры, в свою очередь способные к образованию составных ладовых структур высшего порядка - путем синтеза обеих названных разновидностей (особенно в музыке XX века - Рахманинов, Прокофьев). Общее свойство всех составных ладовых структур сравнительно с простыми - их выразительно-колористическая расцвеченность, богатство тонких психологических и звукописных оттенков гармонии при значительном смягчении динамически-конструктивных, собственно формообразующих импульсов. Отчетливое преобладание их в условиях умеренного или медленного движения музыки. Формирование и многообразное культивирование и развитие их прежде всего в музыке романтической эпохи (XIX век) с характерными для нее устремлениями к подчеркнутой выразительности и красочности всех компонентов ладогармонической системы.

Принцип ладовой переменности - наличие двух и более различных, выступающих поочередно тонических центров, относительно которых воспринимаются и вокруг которых объединяются все остальные мелодические и гармонические компоненты ладовой структуры. Переменная ладовая структура как проявление максимально интенсивного действия переменных ладовых функций звуков и созвучий, рождающего максимум модуляционности и минимум тональной замкнутости, которые вообще возможны в рамках целостной ладовой структуры. На путях специфических ладофункциональных модуляций от одной тоники к другой складывается звуковая ткань переменной ладовой структуры в целом. Частая опора при этом на «непрочные», стихийно модулирующие диатонические виды мажора и минора в качестве составляющих переменную структуру.

Принцип субординации в соотношении тоник переменной ладовой структуры: главенство одной из них и подчиненность ей остальных. Возможность относительного равноправия тоник в куплетных формах народной музыки, где составляющие тональности размещаются часто в соответствии с контурами формы куплета (АВ, АВАВ, иногда АВА и т. д.).

Переменная ладовая структура как типичная, особенно распространенная форма ладотональной организации народной музыки, многообразно развитая в профессиональной музыке композиторов XIX-XX веков.

Сравнительная характеристика переменных структур в народной и профессиональной музыке. Единообразие форм тоники в переменной ладовой структуре народного творчества (звуки, аккорды-трезвучия), многообразие их в переменной структуре композиторской музыки (одна тоника - звук, другая - трезвучие, третья - фигурирует лишь как логический результат, «намек», возникающий из соотношения аккордов и последований функций S и D). В связи с этим возможность большего количества составляющих и их тоник в переменных структурах профессиональной композиторской музыки. Строго диатонические составляющие в переменных структурах народной музыки, условно диатонические и хроматизированные формы составляющих в переменных структурах профессиональной композиторской музыки. Переменные ладовые структуры в профессиональной композиторской музыке, составленные лишь чередованием тонических аккордов (например, начало Прелюдии Соль мажор Рахманинова), что не встречается в музыке народного творчества.

Наиболее типичные соотношения тоник в переменных ладовых структурах народной и профессиональной музыки: при мажорной главной тонике - смещения к VI, V или II ступени, при минорной - к III, V, VII или IV ступени. Огромная роль при этом соотношения параллельных тональностей (параллельно-переменные ладовые структуры в их различных вариантах). Предвосхищение неисчерпаемо многообразного союза и взаимодействия параллельных тональностей еще у Шопена и особенно значительное развитие этого взаимодействия в последующей музыке XIX-XX века. Часто встречающиеся в музыке XX столетия (Рахманинов, Прокофьев, Равель) переменные ладовые структуры, в которых четыре составляющие тональности группируются как две пары параллельных (по типу: | ля -До] - | ми - Соль).|

Параллельно-переменная ладовая структура с хроматической связью тоник как логическое сближение двух видов составных ладовых структур: параллельно-переменных и параллельных мажоро-минорных.

Литература: Дубовский И. (Бригадный учебник) Гармония, часть 1, тема 27

Наши рекомендации