Отличия Восточной и Западной христианских церквей

3.1. Причины, обусловившие всё возраставшие отличия восточной и западной христианских церквей.

3.1.1. Борьба церквей за политическое преобладание в европейских государствах.

3.1.2. Особенности самосознания народов, попавших в сферу влияния Константинополя и Рима.

3.2. Догматические отличия.

3.2.1. Появление в Западной церкви принципа догматического развития, предполагавшего возможность добавления догматов к принятым на первых Семи Вселенских соборах.

3.2.2. Изменение основного догмата (Никее-Цареградского Символа Веры), осуществлённое Римско-католической церковью.

3.2.3. Появление в Западной церкви догматов о запасе добрых дел, что привело к практике выдачи индульгенций; о чистилище; об учительской непогрешимости папы римского и т. п.

3.3. Особенности миссионерской деятельности.

3.3.1. Догмат триязычия в западной церкви, возможность осуществлять богослужения на родном языке – в восточной.

3.3.2. Появление военно-монашеских орденов в западной церкви.

3.4. Отношения со светской властью (папоцезаризми принцип симфонии священства и царства).

3.5. Различия в понимании сути христианского вероучения, проявляющиеся в самых разных областях: мировоззренческой, художественной и т. д.

3.5.1. В годовом богослужебном цикле в западной церкви особое внимание уделяется празднику Рождества Христова, в восточной – Пасхе. (В первом случае акцент делается на самом факте Боговоплощения, во втором – на том, во имя чего Бог стал человеком.).

3.5.2. Философская наука Западной Европы ориентирована на познание исходных причин, для древнерусских книжников важнее позиция итога.

3.5.3. В западной церкви преобладают рациональные, в восточной – мистические способы постижения Бога.

3.5.4. В религиозной живописи католиков используется линейная перспектива, в православной úконописи – обратная.

3.5.5. Особенности архитектуры церковных зданий.

4. Христианизация славян.Миссия Кирилла и Мефодия (IX в.), благодаря которойславянам стало доступно христианство в понятной для них форме и образности; была создана азбука, которой и поныне пользуются русские, украинцы, белорусы, болгары, сербы, хорваты.

5. Христианизация Киевской Руси. Политическое, социальное, духовное значение принятия Русью христианства.

5.1. Укрепление международного положения Руси, занявшей достойное место среди христианских государств.

5.2. Содействие государственному единению всех русских земель.

5.3. Установление особых контактов с наиболее развитой страной раннего средневековья – Византией (для которой характерен высокоцивилизованный стиль государственной и дипломатической практики, дополняемый литературной и философской культурой античного типа).

5.4. Приобщение к византийской культуре, значительный подъём культуры страны, распространение грамотности во всех слоях общества, появление летописания и т. п.

5.5. Усвоение христианских этических норм, под влиянием которых изменялись нравы, менталитет народа.

5.5.1. Христианство возвышало личность (человек создан по образу и подобию Божьему).

5.5.2. Православие с его принципами человеколюбия, смирения способствовало развитию терпимости по отношению к другим, в конечном итоге сформировало характер русского народа.

5.6. Развитие различных направлений социального служения нового общественного института – Русской Православной Церкви.

5.7. Возникновение производств, связанных с созда­нием христианских храмов (производство стекла, смальты для мозаики, резьба по камню и пр.).

6. Формируемый православием менталитет. (Менталитет – системадуховных ценностей и нравственных ориентиров, миропонимания и социальной психологии народа.)

6.1. Основные черты православного религиозного характера.

6.1.1. Эсхатологизм[9]. (Смысл и значение всей земной жизни определялись тем, насколько она способствует главной цели человека «стяжанию Духа Святого» или, иначе говоря, спасению.).

6.1.2. Созерцательность. (Связана с исихазмом (духовным направлением в монашестве), отличительными чертами которого являются сосредоточенность на внутреннем мире и постоянное повторение Иисусовой молитвы).

6.1.3. Монашеский идеал, на который в православной традиции должны ориентироваться все христиане, включая и мирян.

6.2. Этапы развития православной историософской мысли.

6.2.1. IX–XVII вв. – становление русской религиозно-философской мысли (осмысление понятия «русская земля» и т. п.).

6.2.2. XVIII в. – упадок православной историософской мысли.

6.2.3. XIX в. – возрождение православной историософской мысли в творчестве славянофилов, консервативных мыслителей.

6.2.4. Начало XX в. – русский религиозно-философский ренессанс (творчество С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина и др.).

Наши рекомендации