О том, по каким причинам люди, которые должны идти на военную службу, отказывают в послушании.

1. Расходятся во мнениях, и, во-первых, показывают, что еписко- пы, аббаты и их попечители не имеют власти ни над своими постри- женными клириками, ни над прочими людьми; равно и графы не имеют власти над жителями своего округа.

2. Что бедняки жалуются на лишение их собственности; одина- ково жалуются и на епископов, и на аббатов, и на попечителей, на графов и на их сотников.

3. Показывают, что если кто отказывается передать свою собст- венность епископу, аббату, графу или сотнику, ищут случая, чтобы осудить такого бедняка, а также заставить его идти на войну, и это до тех пор, пока оскудевший волею-неволею собственность свою не передаст или не продаст, и те, кто совершит передачу, проживают дома без всякого беспокойства.

4. Что епископы, аббаты, графы, а также и аббатиссы посылают своих свободных людей на господский двор под именем министе- риалов, то они – сокольничьи, ловчии, сборщики пошлин, старосты, десятники, то должны принимать и сопровождать государевых по- сланцев.

5. Другие же показывают, что тех, кто победнее, притесняют и заставляют идти в поход, а тех, кто имеет, что дать, домой отсылают.

6. А графы показывают, что некоторые из жителей округа их не слушают и военную службу государя императора нести отказывают- ся, ссылаясь на то, что перед посланцем государя императора, а не перед графом должны держать ответ за уклонение от воинской по- винности, даже если граф объявляет дом такового под запрещением, никакого на это не обращает внимание, но входит в дом свой и дела- ет все, что ему вздумается.

7. Есть и такие, которые говорят, что они – люди Пипина и Людовика [сыновья Карла Великого] и пользуются случаем, чтобы идти на службу своим государям, когда прочие жители округа должны идти на военную службу.

8. Есть еще и такие, которые, оставаясь дома, говорят, что и сеньоры их сидят дома, а они не иначе, как с сеньорами своими

должны идти, если будет приказание на то от государя императора. Некоторые же по сему случаю коммендируют себя таким сеньорам, о которых они знают, что на войну не отправятся.

9. В силу всего этого названные жители округа более чем рань- ше стали неподсудны графу и государевым посланцам.

Бульонский капитулярий (811 г.)

1. Каждый человек, который был призван идти против неприяте- ля и не сделал этого, должен платить 60 солидов. Если он не может выплатить эту сумму, он должен идти в кабалу к королю и оставаться в ней, пока не сможет выплатить этот штраф. Потом же он вновь станет свободным...

2. Пусть граф не осмеливается взыскивать штрафы, ни по како- му поводу: ни за сторожевую службу, ни за посыльную службу... пусть наш посланец получит эти штрафы для нас и даст ему [графу] тре- тью часть по нашему приказанию. Сам же герибанн пусть не взыски- вается ни землями, ни несвободными (in mancipiis), но золотом и се- ребром, тканями, оружием, скотом...

4. Если кто-нибудь без разрешения и согласия принцепса1вер- нется из военного похода, что франки называют herisliz, то нам угод-

но, чтобы было применено древнее установление, т.е. смертная казнь.

3. Каждый человек, который имеет наши бенефиции (honores), и будучи призван в назначенный срок в поход, не явится в этот срок, пусть воздержится от мяса и вина на то число дней, на которое опо- здал в поход.

6. Пусть никто в походе не приглашает пить ни своего товарища (parem suum), ни кого-либо другого. И всякий, кто будет обнаружен в войске пьяным, будет наказан таким образом, что ему будет раз- решено пить только воду до тех пор, пока не осознает, что поступил дурно.

8. Постановлено, что нужно готовиться к походу согласно древ- нему обычаю так, чтоб иметь с собой продовольствие на три месяца, а оружие и одежду на полгода...

10. Постановлено, чтобы никакой епископ, аббат, аббатисса или какой-либо другой правитель церкви не осмеливался без нашего разрешения дарить или продавать броню или меч какому-либо по- стороннему человеку, но только лишь своим вассалам. Если же слу- чится так, что в какой-либо церкви или святом месте имеется больше



1 Имеется в виду – на королевский суд.

1 То есть императора.

вооружения, чем нужно для людей этой церкви, пусть правитель церкви спросит у принцепса, что с ним делать.

Из капитулярия 811 г.1

Глава 5. Разузнать [у них] должно2, отрекся ли от мира тот, кто владения свои каждодневно всячески приумножать тщится, прима- нивая блаженством небесного царства, устрашая вечными муками ада, и во имя божие богатых и бедняков, несведущих... простецов лишая имущества, а законных наследников – их наследства, тем са- мым из-за оскудения их... толкая на позор и злодейства; ибо как бы по необходимости идут на татьбу и на разбой те, у кого отеческое наследство чужим человеком исторгнуто.

Глава 6. А еще разузнать должно, отрекся ли от мира тот, кто, движимый алчностью, чужого имущества жаждет, подкупом побуждает людей к клятвопреступлениям и ложным свидетельствам, и не спра- ведливого и богобоязненного попечителя... ищет, но безжалостного, жадного и не останавливающегося перед клятвопреступлением.

Из капитулярия 811 г.3

Глава 21. Пусть ни епископы, ни аббаты, ни графы, ни викарии и никто другой никоим образом... злыми, ухищрениями имущество бедных... ни покупать, ни силою отнимать не осмеливаются.

Наши рекомендации