Россия в эпоху революций и реформ

Форма занятия: ролевая игра.

Цель: выявить альтернативы общественного развития России в начале XX в., и в ходе дискуссии выяснить причины их победы или поражения.

На семинаре формируются знания:

- основных фактов и событий социально-экономической, общественно-политической и духовной жизни России, внутренней и внешней политики

- о выдающихся государственных и общественно-политических деятелях, представителях культуры, науки России.

- о многовариантности исторического развития;

- о причинах краха различных альтернатив общественного развития в 1917 г. и победы леворадикальной альтернативы.

умения:

- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;

- анализировать события и процессы социально-экономической, общественно-политической и культурной истории России;

- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории;

- вести дискуссию;

- работать в команде;

- анализировать исторический источник;

- устанавливать причинно-следственные связи.

компетенции:

ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 – умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-10 – способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

ОК-11 – способность представить современную картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.

Материально-техническое оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор.

Технология проведения

Студенты разбиваются на 4 группы в соответствии с альтернативами общественного развития (временное правительство, Петроградский Совет, генерал Л.Г. Корнилов, партия большевиков) и каждая группа получила задание разработать самостоятельно презентации, характеризующие определенную альтернативу. На семинарском занятии представители групп выступают с докладами. Затем проводится дискуссия, в результате которой студенты должны ответить на вопрос:

«Была ли альтернатива Октябрю 1917 г.?»

Функция преподавателя на занятии – консультирование, наблюдение за работой студентов, модерирование дискуссии.

Описание занятия

1. Подготовительный этап. Студенты разбиваются на 4 группы в соответствии с альтернативами общественного развития (временное правительство, Петроградский Совет, генерал Л.Г. Корнилов, партия большевиков). Каждая группа заранее готовит выступления по разработанной схеме (см. приложение 1.).

Основной.

Представители каждой группы представляют свою альтернативу, в ходе их выступлений заполняется таблица.

Таблица: Альтернативы общественного развития России в начале XX в.

Временное правительство Петросовет Ген. Л.Г. Корнилов Большевики
Вопрос о власти Отложен до Учредительного собрания; конституционная монархия или республика. Поддержка Временного правительства до созыва Учредительного собрания; республика. Военная диктатура Республика Советов рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов.
Вопрос о земле Отложен до созыва Учредительного собрания; предусматривалась частичная конфискация помещичьих земель за плату и передача их крестьянам за выкуп. Отложен до созыва Учредительного собрания; предусматривалась конфискация всех помещичьих земель и передача их крестьянам по трудовой норме. Отложен до созыва Учредительного собрания Конфискация всех помещичьих земель и передача их крестьянам.
Вопрос о мире. Война до победного конца. Получение Черноморских проливов и ряда земель Оборона Отечества, демократический мир без аннексий и контрибуций Война до победного конца. Мир любой ценой.

3. «Круглый стол»:обсуждение предложенных альтернатив.

Экспертиза альтернатив.

Студенты совместно с преподавателем формулируют ответна вопрос: «Почему в итоге победила леворадикальная альтернатива?»

Выделенные причины записываются в тетрадь

5. Подведение итогов.Самооценка студентов. Выставление отметок.

Основная литература

1. Зуев М.Н. История России: учеб пособие / М.Н.Зуев. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – С. 85 – 109, 218 – 249, 333 – 335, 452 – 468, 617 – 635.

2. История России: учебник / А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина; МГУ. Исторический ф-т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 284 – 337.

Дополнительная литература

1. Афанасьев А.Д. Экономика и образование Курской губернии на рубеже XIX – начала XX века // Проблемы развития аграрного сектора региона. Ч. 3. – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак, 2006. – С. 63 – 65.

2. Бокарев Ю.П. Еще раз о темпах роста промышленного производства в России в конце XIX – начале XX века // Отечественная история. – 2006. – № 1. – С. 131 – 141.

3. Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. – М.: Прогресс – Академия, 1992. – С. 7 – 105.

4. Евплова Т. Культура «серебряного века» // История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. – М.: Об-во «Знание» РФ, 1993. – С. 140 – 155.

5. Кропоткин Г.М. Правящая бюрократия и «новый строй» российской государственности после манифеста 17 октября 1905 года // Отечественная история. – 2006. – № 1. – С. 24 – 42.

6. Лукьянов М.Н. «Россия – для русских» или «Россия – для русских подданных»? Консерваторы и национальный вопрос накануне Первой мировой войны // Отечественная история. – 2006. – № 2. – С . 36 – 46.

7. Поликарпов В.В. 22 – 23 февраля 1917 года в Петрограде // Вопросы истории. – 2005. – № 10. – С. 10 – 24.

8. Сахнин А.В. Борьба за лидерство в руководстве РСДРП (б) в 1917 году: резервы и пределы внутрипартийной демократии // Отечественная история. – 2005. – № 5. – С. 102 – 118.

9. Туманова А.С. Первая русская революция и провозглашение свободы союзов и собраний // Отечественная история. – 2005. – № 5. – С. 33 – 47.

10. Урилов И.Х. Судьбы российской социал-демократии // Вопросы истории. – 2006. – № 3. – С. 122 – 149.

11. Цветков В.Ж. Лавр Георгиевич Корнилов // Вопросы истории. – 2006. – № 1. – С. 55 – 84.

12. Чиняков М.К. Переговоры союзников с Россией об отправке русских войск на Западный фронт и на Балканы (1914 – 1916 гг.) // Вопросы истории. – 2005. – № 11. – С. 38 – 53.

Тема 10.

Наши рекомендации