Тема 4. Развитие западной исторической мысли в XIX в.

Вариант 1.

1. Определите понятие и сущность принципа историзма.

2. Перечислите идейные начала историографии романтизма.

Вариант 2.

1. Укажите принципы материалистического понимания истории.

2. Определите причины кризиса позитивистской методологии истории.

Вариант 3.

1. Определите особенности позитивистской историографии.

2. Укажите исторические предпосылки возникновения марксизма.

Практическое занятие 4. Из истории западной исторической мысли XIX в.

Вариант 1.

1. Сформулируйте сильные стороны позитивистской историографии.

2. Охарактеризуйте основные исторические идеи Ф. Ницше.

Вариант 2.

1. Сформулируйте слабые стороны позитивистской историографии.

2. Определите вклад Л. Ранке в развитие исторической науки.

Вариант 3.

1. Определите роль И. Дройзена в развитие исторической науки.

2. Охарактеризуйте основные исторические идеи К. Маркса.

Тема 5. Развитие российской исторической мысли в XVIII – XIX вв.

Вариант 1.

1. Назвать 4-5 отличий теории Данилевского от теории К. Маркса.

2. Охарактеризуйте причины развития исторической науки в России XIX в.

Вариант 2.

1. Сформулируйте сущность норманнской и антинорманской теорий.

2. Укажите особенности влияния славянофилов на историческую мысль России.

Вариант 3.

1. Охарактеризуйте причины развития исторической науки в России XVIII в.

2. Укажите особенности влияния западников на историческую мысль России.

Практическое занятие 5. Из истории российской исторической мысли (XVIII – XIX вв.)

Вариант 1.

1. Определите вклад В.О. Татищева в создание российской исторической науки.

2. Охарактеризуйте вклад В.О.Ключевского в историческую науку.

Вариант 2.

1. Охарактеризуйте особенности трудов С.М. Соловьева.

2. Назовите российских историков XVIII в.

Вариант 3.

1. Охарактеризуйте основные историческое труды Н.М. Карамзина.

2. Назовите российских историков XIX в.

Тема 6. Развитие исторической мысли в странах Западной Европы и США в XX веке

Вариант 1.

1. Определите, в чем состояла заслуга «школы Анналов» в преодолении кризиса в историографии.

2. Назовите особенности «истории повседневности».

Вариант 2.

1. Определите сущность цивилизационного подхода в истории.

2. Перечислите особенности развития американской исторической науки в XX веке.

Вариант 3.

1. Сравните формационный и цивилизационный подходы.

2. Перечислите особенности развития британской исторической науки в XX веке.

Практическое занятие 6. Основные направления развития западной исторической мысли в XX веке

Вариант 1.

1. Определите вклад О.Шпенглера в развитие исторической науки.

2. Сформулируйте сущность исторических взглядов К.Ясперса.

Вариант 2.

1. Определите вклад Ф. Броделя в развитие исторической науки.

2. Сформулируйте сущность исторических взглядов М. Вебера.

Вариант 3.

1. Определите вклад А. Тойнби в развитие исторической науки.

2. Охарактеризуйте основные исторические идеи Б. Рассела.

Тема 7. Возникновение и развитие советской исторической науки

Вариант 1.

1. Определите причины кризиса исторической науки в СССР.

2. Укажите примеры влияния власти на советскую историческую науку.

Вариант 2.

1. Назовите основные причины, почему в СССР в 70-80-е годы не наметился выход из кризиса общественных наук.

2. Назовите особенности «марксистско-ленинской» теории истории.

Вариант 3.

1. Сформулируйте направления борьбы за обновление теоретической и практической базы исследований в исторической науке в 1950-1980е гг.

2. Укажите пути совершенствования отечественной исторической науки в 1990-2000-е гг.

Практическое занятие 7. Из истории отечественной исторической мысли (XX в.)

Вариант 1.

1. Сформулируйте сущность исторических взглядов М.Н. Покровского.

2. Назовите российских историков 1920-1940-х гг.

Вариант 2.

1. Назовите российских историков 1950-1980-х гг.

2. Охарактеризуйте основные историческое труды Е.В. Тарле.

Вариант 3.

1. Определите вклад А.Н. Гуревича в развитие отечественной исторической науки.

2. Назовите российских историков 1950-1980-х гг.

Темы докладов и сообщений

Практическое занятие 2. Понимание истории в античность и средневековье

1. Геродот.

2. Фукидид.

3. Полибий.

4. Тацит.

5. Тит Ливий.

6. Светоний.

7. Плутарх.

8. Августин Блаженный.

Практическое занятие 3. Развитие европейской исторической мысли в XVI-XVIII вв.

1. Н. Макиавелли.

2. Ж. Боден.

3. Дж. Вико.

4. Вольтер.

5. Э. Гиббон.

Наши рекомендации