Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.

С изучением исторических источников связана вся сложившаяся на протяжении XVIII-XX веков система вспомогательных и специальных исторических дисциплин. Так, вексиллология изучает знамена, штандарты, вымпелы; геральдика выступает наукой о гербах, дипломатика связана с дипломатическими и юридическими документами; нумизматика и бонистика изучают монеты и бумажные денежные знаки; сфрагистика занимается печатями. Список легко продолжить, вспоминая документоведение, иконографию, историческую картографию, медальерику, эпиграфику и многие другие вспомогательные исторические дисциплины.

Но есть одна отрасль исторической науки, связанная со всем комплексом источников. Речь идет об источниковедении, которое выступает сферой научных знаний о теоретических и прикладных проблемах изучения и использования исторических источников. И данная сфера обладает своей спецификой, так как целями источниковедческого анализа оказываются определение информативных возможностей и значения источников для получения фактических данных о процессах общественного развития, т.е. определение полноты͵ достоверности и новизны этих данных. Правда, необходимо понимать, что любой исторический источник есть феномен определенной культуры и выступает фрагментом исторической реальности, ее системным объектом. Поэтому и стремятся анализировать исторический источник, исходя из понимания и интерпретации тех конкретных социокультурных условий, в которых он возник и функционировал. Следовательно, источниковедческий анализ включает также изучение исторических условий возникновения и обстоятельства создания источника, проблему его авторства и интерпретации.

Получается своего рода замкнутый круг – изучение истории выстраивается на анализе исторических источников, который, в свою очередь, отсылает к изучению истории, как минимум, появления самих источников. Подобная закольцованность исторического познания не должна удивлять, т.к. она сопряжена со спецификой самого процесса познания.

Основные тенденции развития научных практик по поиску и выявлению исторических источников, а также совершенствование методов их исследования можно лаконично выразить двумя словами - расширение и усложнение. Расширение, предполагающее накопление и преумножение способов и форм работы с историческими источниками, определяется тем, что понимание их менялось со временем, прежде всего, в силу качественного расширения круга самих источников. Примечательно, что долгое время по очевидным причинам доминировал анализ письменных исторических источников и, соответственно, текстологические варианты их критики. Сегодня, скорее, преобладает комплексный подход как в использовании источников, так и в их анализе. Поэтому современное источниковедение отличает использование методов других наук (археологии, археографии, палеографии, лингвистики и др.), а также стремление к извлечению из источника не только непосредственно выраженной (открытой), но и скрытой информации.

Усложнение научных практик обусловлено поступательным наращиванием общей теоретической глубины и разветвленности в научном пространстве форм получения, анализа и сохранения исторической информации. Не стоит забывать и о техническом совершенствовании методов источниковедческого анализа. Поэтому вполне оправданно, что современное источниковедение предлагает широчайший выбор типов источниковедческих исследований и методик работы с источником, как общенаучных, так и специализированных подходов в обработке исторической информации.

Проблемы для самостоятельного изучения

1. Архивы и их роль в сохранении исторической информации.

2. Музеи и их роль в сохранении исторической информации.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «исторический источник» и охарактеризуйте традиционную классификацию исторических источников.

2. Объясните, на каких принципах базировалась историческая мысль средневековья.

3. Охарактеризуйте вклад в развитие исторической мысли историков и философов эпохи Просвещения.

4. Объясните, почему XIX век называют веком истории.

5. Какие новые методы появились в исторической науке в ХХ веке.

Литература

1.​ Баринова Е.Е. Научно-популярная литература в классификации жанров (теоретический и исторический аспект // Сибирский филологический журнал. 2012. № 3. С. 120-128.

2.​ Белявский А.М. Фольклор как исторический источник: методологические и методические аспекты // Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дысцыпліны. Вып. 1. Мінск: БДУ, 2002. С. 35–43.

3.​ Бехтенова Е.Ф., Зверев В.А., Зверева К.Е. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике / Под ред. О.М. Хлытиной, В.А. Зверева. 2-е изд., Новосибирск: Педуниверситет, 2014. 285 с.

4.​ Голиков А.Т., Круглова Т.А. Источниковедение Отечественной истории. Учебное пособие. 4-еизд. М.: Academia, 2010. 464 с.

5.​ Горьковская З.П., Давыденко Н.А., Зверев В.А. Новые исследовательские подходы в работе с историческими источниками XVIII–XXI вв. / Под ред. В.А. Зверева, Н. Н. Родигиной. Новосибирск: НГПУ, 2013. 148 с.

6.​ Киба Д.В. Историография отечественной истории с древнейших времен до конца XIX века. Комсомольск-на-Амуре: ГУОВПО «КнАГТУ», 2011. 130 с.

7.​ Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. В 2 т. М.: РОССПЭН, 2010. Т. 1. 407 с.; Т. 2. 631 с.

8.​ Мельников Ю.Н., Мельникова С.А. Делопроизводственное архивоведение: учебное. Ульяновск: УлГУ, 2011. 147 с.

9.​ Наумова Р.Г. Шикло А. Е. Историография истории России: учеб. Пособие. 3-е изд. М.: ИЦ «Академия», 2011. 480 с.

10.​ Раскин Д.И., Соколов А.Р. Архивоведение: Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 384 с.

11.​ Сиренов А.В., Твердюкова Е.Д., Филюшкин А.И., Корогодина М.В., Смирнова С.С. Источниковедение: учебник для академического бакалавриата / Под ред. А. В. Сиренова. М.: Юрайт, 2016. 396 с.

12.​ Тинякова Е.А. Как фольклор может стать источником исторических исследований // Филология: научные исследования. 2016. № 1. С. 21-25.

13.​ Ульянова С.Б., Аладышкин И.В. История и философия науки: учебное пособие. СПб.: Из-во Политехн. ун-та, 2012. 195 с.

14.​ Цеменкова С.И. История архивов России с древнейших времен до начала XX века: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2015. 152 с.

15.​ Шебалин И.А. Советская историография отечественной истории (1917-начало 1990-х гг.): учебное пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 201 с.

Наши рекомендации