Методические разработки по анализу карикатур в школьном учебном процессе
В современных работах по методике преподавания истории среди ученых нет единого мнения по вопросу школьного алгоритма анализа карикатурного изображения. Выстраивание цепочки вопросов должно вестись, исходя из содержания конкретной карикатуры. Такой точки зрения придерживается методист С.Д. Рыбаков [94]. Другие историки-методисты в помощь учителю в качестве опорных предлагают несколько путей анализа. Рассмотрим каждый из них.
При выстраивании политического блока уроков методист В.А. Кузьмин настоятельно рекомендует учителю использовать на уроках анализ карикатур. Его алгоритм «чтения» карикатурного изображения выстроен из серии вопросов:
- Какова главная идея данной карикатуры?
- Что именно высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля, его поведение, политическое событие или явление)?
- Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?
- Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной карикатуры? Свой ответ аргументируйте.
- Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура? Ответ аргументируйте.
- Выразите свое собственное отношение к главной идее данной карикатуры.
- Подумайте, с какой целью была создана эта карикатура (обидеть изображенного на ней политика, указать на его существенные ошибки, возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое явление и т.п.). Аргументируйте свою точку зрения.
Учитель демонстрирует, как применять алгоритм на примере заранее подготовленного изображения. Далее ученикам предлагается проанализировать другую карикатуру, сходную с первой по изобразительной сложности. Задание выполняется либо фронтально (если в распоряжении учителя только одно изображение), либо индивидуально (если карикатур много).
Один-два ученика знакомят класс со своими вариантами анализа. В целях закрепления умения анализировать карикатуру по алгоритму целесообразно повторить работу, используя другую карикатуру, сходную с предыдущей по изобразительной сложности, а затем и более сложную. Эти задания (как и предыдущее) выполняется письменно [75, c. 23-24].
Более сложный вариант системного анализа карикатуры в старших классах предложен болгарским методистом-историком Румяной Кушевой:
1. Определите тему изображения.
2. Определите исторических персонажей. По каким признакам вы установили личности людей, изображенных на карикатуре?
Исходя из ответа учащихся, учитель в нескольких словах может сам объяснить содержание рисунка, рассказать о тех событиях, которым посвящена данная карикатура, либо можно предоставить эту возможность специально подготовленному учащемуся.
3. Выясните точку зрения автора карикатуры. Какую идею она внушает? Совпадает ли точка зрения автора карикатуры с официальным мнением?
4. Объясните аллюзию данной карикатуры.
5. Карикатура не датирована. По каким косвенным признакам вы можете установить приблизительное время ее создания?
Рассмотрение карикатуры завершается выводом, характеристикой, итоговой политической формулировкой [77, c. 146-147].
Поэтапный вариант анализа карикатур как исторического источника в школьном курсе истории предлагает санкт-петербургский учитель-практик А.В. Дроздецкая [53]:
1 этап. Описание карикатуры и распознавание персонажей.
Вопросы и задания могут быть сформулированы следующим образом:
· Опишите, что вы видите на карикатуре.
· Кого символизируют персонажи (страны, людей, партии и пр.)?
· На основании чего вы определили персонажей? Подтвердите свои выводы ссылками на детали изображения (особенности внешности, выражение лиц, одежда, жесты, предметы, символика и пр.).
· Найдите реальных исторических личностей. По каким признакам вы их определили?
2 этап. Определение исторической тематики карикатуры.
Возможные вопросы и задания:
· Какие исторические факты (события, явления, процессы) отражены в данной карикатуре?
· Какие черты (характеристики) исторического явления выделены в карикатуре?
· Дайте обоснование своим выводам.
· Укажите даты события (явления, процесса).
3 этап. Определение авторского мнения, идей.
Вопросы и задания:
· Как автор карикатуры относится к данному историческому факту? Приведите два (не меньше двух) обоснования.
· С какой целью создана карикатура?
· Сформулируйте главную мысль автора карикатуры.
· Какие мнения, идеи она выражает?
· Совпадает ли точка зрения автора с официальным мнением?
· Что именно высмеивает (изобличает) автор? Какими художественными средствами достигается комический эффект?
· Сторонником какой политической позиции (идеологии, «крыла» оппозиции) является автор карикатуры?
4 этап. Психологические характеристики персонажей.
Вопросы и задания:
· Какими психологическими характеристиками наделены персонажи? Какими особенностями поведения и внешности выражены данные характеристики?
· Какие черты преувеличивает, «выпячивает» автор?
· Каким персонажам автор симпатизирует? В чем это проявляется в изображении?
5 этап. Идентификация времени и, места (страны) создания карикатуры.
· Определите примерно, когда была создана данная карикатура. Обоснуйте свой ответ.
· В какой стране была создана данная карикатура? (В Советском Союзе или в Западной Европе была создана данная карикатура?)
Эти пять этапов являются примерным алгоритмом анализа карикатуры как исторического источника. Исходя из замысла педагога и особенностей изображаемого, работа с карикатурой может быть дополнена такими вопросами и заданиями, как:
· Объясните надпись (надписи) к карикатуре.
· Придумайте свой заголовок к карикатуре.
· Что имеет в виду один из персонажей, утверждая, что …?
· Придумайте диалог (реплики) между персонажами карикатуры и т.д.
При работе с карикатурным изображением учитель должен вначале показать образец выполнения действия: сам проанализировать карикатуру или сделать это фронтально вместе с классом и только после этого переходить к индивидуальной работе с карикатурой.
Таким образом, представленные варианты школьного анализа карикатур включают в себя вопросы о содержании, целях и смыслах карикатурного изображения, авторских убеждениях, предполагаемой аудитории зрителей и собственном отношении к идее карикатуры. Карикатура может быть использована в ходе изложения материала учителем с привлечением учащихся к ее анализу либо послужит материалом обобщающей работы в конце урока при разборе изложенного материала.