Характеристика карикатуры как одного из наглядных пособий при изучении истории в школе
Методическое обеспечение и организация работы с визуальными образами на уроке истории становятся важной частью школьного исторического образования. Переход от знаниевой парадигмы на формирование универсальных учебных действий заставляет учителя вырабатывать у учащихся умения и навыки по работе с разными видами источников исторической информации. А все возрастающие возможности интерактивных средств визуализации современной школы, по сравнению с ее советским вариантом, выдвигают на первый план новые средства получения исторической информации и методики ее наилучшего понимания. К подобным средствам следует отнести карикатуру.
В советский период использование карикатур на уроках истории было в определенной степени затруднено. Наглядные пособия издавались очень редко и не содержали обширного материала. Методисты предлагали учителю вырезать карикатуры, наравне с любым иллюстративным материалом по современной ему истории, публикуемым в газетах и аккуратно приклеивать на картон для последующего использования в течение многих лет. Сегодня подобная практика перестала быть актуальной.
В отношении карикатуры как одного из средств наглядности при преподавании истории в современной школе среди историков-методистов нет единого мнения. Д.Н. Никифоров и С.Ф. Скляренко относят карикатуру к печатным изобразительным наглядным пособиям[11], отмечая, что карикатура на уроках истории используется как «свидетельство острой классовой и политической борьбы» [85, c. 12]. Историк-методист А.И. Стражев относил карикатуру к группе «реконструкции памятников, исторических событий и явлений прошлого, включая художественные реконструкции» [100, c. 246]. Методист А.С. Марков считал карикатуру формой наглядности, которая «наиболее отвечает особенности исторического рассказа с его политической заостренностью» [82, c. 3]. Н. Бурмистров считал карикатуру источником документального характера среди всех изобразительных источников [11, c. 61]. По степени обобщения исторических фактов методисты А.А. Вагин и Н.В. Сперанская карикатуру рассматривали наравне с иными символическими изображениями. Сегодня историки-методисты относят карикатуру к нетрадиционным источникам исторической информации [70].
Содержание программы по истории и возраст учащихся определяет характер использования наглядных средств. В советское время методисты пропагандировали систематическое использование карикатур и наравне с ними плакатов на уроках истории для обогащения эстетического кругозора учащихся, так как с помощью них учащиеся знакомятся с произведениями политической графики не только как с наглядными пособиями, но и как с произведениями искусства [11, 85]. На первый план выдвигалось формирование правильной, с советской точки зрения, политической позиции и воспитательный аспект образования учащихся средствами карикатуры. Пропагандируемый методистами взгляд на карикатуру как на исторический документ отодвигался на второй план, выдвигая изобразительные возможности карикатуры, которые, с точки зрения методистов должны были повысить эффективность занятий в старших классах, разнообразить методику обучения, способствовать воспитанию учащихся, расширить их политический кругозор и повысить общую культуру [85, c. 54]. С некоторой корректировкой подобная позиция актуальна и сегодня, но с развитием Интернета и все возрастающей оснащенностью современной школы интерактивными средствами визуализации использование карикатуры только лишь как иллюстративного средства не представляется актуальным. Учителю необходимо на уроках истории опираться на карикатуру как на исторический документ, как на систему определенных воззрений художника-карикатуриста, а шире идеологическую политику партии, в отношении какого-либо события.
Являясь своеобразным документом своего времени, карикатура приобщает учащихся к источнику или сама является источником, вводит в творческую лабораторию историка. Карикатура как средство обучения соответствует уровню мышления учащихся старших классов, когда учащиеся в большей мере склонны к критическому осмыслению изучаемых вопросов. При восприятии карикатурных изображений у учеников складываются определенные обобщающие ассоциации, за анализом внешнего сюжета рисунка ученики под руководством учителя должны постигнуть глубокий общественно-политический смысл. Изучение карикатур в старших классах также связано и с тем, что именно в этих классах по современному стандарту проходятся периоды истории, которые в большей мере нашли свое отражение в карикатурном изображении.
Историк-методист А.А. Вагин выделяет два типа карикатур, используемых учителем-историком: карикатуры-иллюстрации, которые служат дополнением лекции учителя; они не требуют детального разбора и анализа и используются учителем лишь в качестве примера. Второй тип карикатур – это карикатуры-характеристики, которые отражают актуальные аспекты исторических явлений, вскрывают его политическую природу. Именно второй тип карикатур подразумевает детальную расшифровку карикатуры совместно с учащимися.
Использование карикатуры в методике преподавания истории рассчитано на выявление определенного отношения к изображаемому историческому явлению со стороны художника-карикатуриста, современника изображенным событиям. Поэтому крайне важен отбор учителем тех карикатур, которые он собирается использовать на уроке. Успех использования карикатуры зависит от того, насколько удачно подобрал ее учитель, исходя из требований темы, общеобразовательных и воспитательных задач, с учетом возрастных особенностей класса. Карикатура должна быть доступна учащимся, художественно выразительна, наглядно легко воспринимаема и запечатлеваема. Идейно-правильная позиция карикатуры, столь часто пропагандируемая в советских учебниках по методике преподавания истории, на сегодняшний день не считается приоритетной; карикатура на уроке истории воспринимается как исторический документ, фиксирующий определенную позицию автора/партии/эпохи на то или иное событие.
Учеников в карикатуре интересует все, буквально любая мелочь, поэтому учителю, прежде всего, самому следует хорошенько разобраться в рисунке. Вещный мир карикатуры учитель должен свободно трактовать и свободно соотносить его с идеологическим пластом карикатурного изображения.
Карикатура может быть использована в целях активизации внимания учащихся на протяжении всего урока. Карикатура помогает образованию у учащихся прочных временных связей, запоминанию и соотнесению исторических личностей и тех событий, на которые они повлияли. Карикатура значительно обогащает знания учеников, развивает их исторический кругозор, способствует развитию исторической перспективы. Использование карикатуры на уроках истории заостряет внимание учащихся на наиболее важном моменте какого-либо исторического события, дает возможность лучше понять значение деятельности того или иного исторического деятеля. Идейно-политическая направленность карикатуры создает у школьников эмоциональный образ изучаемой эпохи, дает пищу для размышлений о том или ином исторической периоде.
При разборе идейных вопросов, отраженных в карикатуре, возможно использование заданий на сопоставление позиций противоборствующих сторон, на основе языка художника-карикатуриста. Вариацией подобной работы может служить работа в парах, где каждый из учащихся находит в карикатуре только аспекты собственной идеологической стороны и впоследствии их защищает. Также возможна постановка учителем заданий на определение политических и религиозных воззрений самого художника-карикатуриста или задание на описание ситуации, предшествовавшей созданию карикатуры. Отдельным познавательным методическим приемом постижения карикатуры является объяснение подрисуночных подписей, определение примерного времени создания карикатуры, сравнение карикатурного изображения и произведения художественной прозы/поэзии, описывающих одно историческое явление, или исторического анекдота.
Работа школьников совместно с учебником и рабочей тетрадью по истории дает возможность учителю планомерно проверить индивидуальную работу учащихся. В современных рабочих тетрадях число заданий по карикатуре очень обширно, но они в большей мере отличаются однообразностью и в той или иной мере повторяют следующее задание: используя помещенную ниже карикатуру современника происходящих событий, опишите ситуацию, вызвавшую создание этого рисунка. Потому с планомерным введением ФГОС по истории становится актуальным привлечение учителем более обширного перечня приемов по анализу карикатуры.
Помимо собственно аналитического потенциала карикатура способствует и развитию творческих способностей учащихся. Исследователь М.В. Короткова к подобным творческим приемам использования карикатуры на уроках истории относит следующие:
- создание проблемной ситуации при помощи карикатуры;
- самостоятельная работа над темой по изобразительным источникам;
- создание собственных карикатур учащимися [72, c. 112].
Также к разряду творческих приемов работы с карикатурой можно отнести сочинение названия и подписей к карикатурам, проведение «интервью» с художником-карикатуристом, составление диалогов участников карикатуры, «озвучивание» рисунков, организация спора художников. Последний творческий прием организуется следующим образом: учащиеся делятся на подгруппы. Каждой подгруппе достаются карикатуры разных художников, сатирически представляющих одно событие. Учащимся дается задание «защитить» или «опровергнуть» собственную карикатуру, правильно выделив все сатирические приемы и проанализировав вещный мир карикатурного изображения. Эта работа поможет ученикам перейти на анализ идейной стороны карикатуры и, в конечном итоге, представить собственные суждения по тому или иному историческому явлению. В творческих работах учащиеся должны понять образное выражение основного содержания событий или явлений определенной исторической эпохи. В процессе работы с карикатурой ученики переводят аллегорию рисунков на язык исторических фактов и идей. Подобная работа наиболее полно реализует познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, соблюдение которых заложено во ФГОС.
Применение на уроках истории приемов, помогающих постигнуть смысл карикатурного изображения как исторического документа эпохи, способствует формированию умения воспринимать и мгновенно оценивать данное средство, повышает общую образовательную культуру учащихся, расширяет их кругозор. Помимо этого использование карикатур на уроке истории открывает большие возможности для развития методического творчества учителя. Например, актуальным на сегодняшний день становится использование эвристического подхода при изучении исторических событий.
Эвристический подход подразумевает открытие учеником нового знания, опираясь на материал, представленный учителем. Это не готовое знание, а лишь стимул к его самостоятельному постижению. Ученик заранее не знает, какой результат должен быть им получен. Продуктом или результатом использования такого подхода применительно к уроку истории должно явиться самостоятельное суждение об историческом явлении или процессе. Данный подход ориентирует учащегося на самостоятельность действий и, в то же время, при работе в составе группы вызывает к жизни ранее не выявленные учащимся свойства его личности. Эвристический подход подразумевает также работу на уроке, исходя из собственных личностных качеств, выстраивая собственную траекторию обучения. В рамках изучения истории данный подход подразумевает участие ученика и его собственный выбор роли в организуемых учителем ролевых и деловых играх, исторической реконструкции событий и др. Таким образом, несмотря на многолетний опыт использования данного подхода в школьном обучении на современном этапе развития школьного образования он не потерял актуальности, а, наоборот, в связи с внедрением в школьное обучение задач по формированию универсальных учебных действий, стал необходим в работе учителя.