Изменения в археологической карте Башкирии в конце I тыс. н. э.
С начала VIII в. на территории Башкирии и соседних с ней областей происходят новые изменения. Памятники Башкирии VIII—X вв. открыты недавно (Мажитов, 1964, 19686; Матвеева, 1971; Васюткин, 1969, 1971), поэтому их историческую интерпретацию нельзя считать завершенной. Этническая карта Приуралья и Поволжья в этот период остается пестрой, хотя процесс интеграции различных культур и культурных комплексов продолжает углубляться.
На Среднюю Волгу из Приазовья в VIII в. начинается перемещение булгарских племен. К раннему этапу булгарского переселения относятся Больше-Тарханский и Койбельский могильники. Существенным моментом является отмеченное А. X. Халиковым различие в культуре Больше-Тарханского и синхронного (VIII— IX вв.) Танкеевского могильников, что связывается им с разноплеменным составом булгарского миграционного потока. В Тан-кеевском могильнике, в частности, им отмечены признаки, имеющие аналогии в культуре населения южного Приаралья. Это дает основание думать, что в составе булгарской орды, продвинувшейся на Волгу, были компоненты, которые проникли на Северный Кавказ из Средней Азии и Приаралья позже переселения в Европу основной части предков приазовских болгар. Наиболее же характерные черты погребального обряда танкеевцев (в том числе такая специфическая, как лицевые покрытия — маски) обнаруживают параллели в древневенгерских захоронениях Паннонии (Халикова, 1971а, 1972). Эти наблюдения подготавливают решение сложной и во многом еще неясной проблемы тюрко-мадьярских, а точнее булгаро-мадьярских, взаимодействий в Волго-Уральской области. Правда, приходится при этом учитывать незавершенность изучения упомянутых памятников, с чем, очевидно, связаны различные оценки исследователями одних и тех же культурных комплексов. Е. П. Казаков пришел к заключению, что «основу населения Танкеевского могильника составляли прикамско-приуральские племена», в то время как Больше-Тарханский могильник оставило «болгаро-салтовское» население (Казаков, 1971, стр. 154). Е. А. Халикова, напротив, усматривая «значительное сходство» в погребальном обряде и инвентаре Больше-Тарханского и Танкеевского могильников, считает их население «родственными этнокультурными группами» (Халикова, 1971, стр. 91—92). Эти различия во взглядах и особенно сложность культурной характеристики самих памятников отражают многосторонний процесс взаи-
модействия и смешения местных и пришлых племен, отмечаемый всеми исследователями.
VIII—IX веками датируется группа памятников в лесостепной части западной Башкирии, принадлежавших, видимо, населению, этнически или исторически связанному с булгарской ордой. Наиболее изученным памятником этого времени является Стерлита-макский (Левашовский) могильник, который, по мнению Р. Б. Ах-мерова (1955, стр. 166), оставлен аланами, а А. П. Смирнова (1957, стр. 50) — переселившимися из Приазовья булгарами. А. X. Халиков отмечает «большую близость, если не тождественность», с одной стороны, Стерлитамакского могильника и ряда других (Манякского, Кушулевского), с другой — памятников типа Танкеевского могильника (Халиков, 1971, стр. 34—35). Близкие аналогии в погребальном обряде и инвентаре танкеевского населения и племен западной Башкирии, представленные Стерлитамак-ским, возможно Иткучукским и другими могильниками, отмечают и другие исследователи (Халикова, 1971, стр. 118—119). Таким образом, в VIII—IX вв. булгарские, булгаризированньш или булгаро-угорские племена, скорее всего родственные или исторически близкие к танкеевскому населению, проникают на территорию Башкирии. Важно подчеркнуть, что отмеченные выше параллели в погребальном обряде танкеевского населения и древних венгров Паннонии, а также установление соответствующих аналогий на упомянутых памятниках Башкирии VIII—IX вв. позволяют на базе археологических источников поставить вопрос о роли булгаро-мадьярского компонента в этногенезе башкирского народа. Однако памятники типа Стерлитамакского могильника пока малочисленны, поэтому этническая картина VIII—X вв. в юго-западных районах Башкирии и восточных районах Татарии остается пока во многом неясной.
На территории Башкирии в VIII—X вв. появляются курганные могильники, принадлежавшие тюркским кочевникам: Старо-Му-синский, Хусаиновский, Каранаевский, Старо-Халиловский, Ла-геревский, Мрясимовский и другие, всего около 15. Н. А. Мажитов определяет исследованные им курганные могильники как собственно башкирские (Мажитов, 1964, стр. 153). Основанием для заключения служат кочевое скотоводческое хозяйство племен, оставивших курганы; погребальный ритуал «с конем»; инвентарь (лепные сосуды со шнуровым орнаментом), в котором А.X.Халиков усматривает «несомненную связь... с печенежскими древностями» (Халиков, 1971, стр. 35); преобладание монголоидных черт в физическом облике населения (Акимова, 1968, стр. 8). Пришлые тюркоязычные кочевники VIII—X вв., безусловно, влились
i
важным компонентом в состав башкир, однако считать их собственно башкирами в строгом значении этнонима невозможно. Во-первых, все или почти все отмеченные курганы расположены в восточной и юго-восточной Башкирии, т. е. в стороне от основных центров формирования древнебашкирского этноса. Во-вторых, ряд исследователей, опираясь на анализ культурного комплекса курганов, подчеркивают присутствие в нем наряду с тюркскими чертами признаков (круглодонная керамика со шнуровым, резным в виде елочки и ямочным орнаментом, серебряная ложка с фигуркой медведя и др.), свидетельствующих о тесных связях этих кочевников с лесными финно-угорскими и западносибирскими угро-самоедскими племенами (Могильников, 1971, стр. 157; Матвеева, 1971, стр. 134).
К сожалению, очень плохо известны кочевнические памятники последующего времени до монгольской эпохи (XI—XIII вв.). Судя по этнографическим данным, они должны показать усиление притока в Башкирию тюркских племен с юга, с Предкавказья, а также из Приаралья и казахстанских степей. Тем самым появилась бы возможность объективно оценить роль населения, оставившего курганы VIII—X вв., в этническом формировании башкирского народа. Однако в свете историко-этнографических данных и сейчас ясно, что не с курганными памятниками VIII—X вв. надо связывать «решающий период» этногенеза башкир (Мажи-тов, 1969, стр. 25). Этот «период» протекал не в восточной Башкирии, а в западной ее части. Предки башкир, родственные или, по крайней мере, в этноисторическом отношении близкие к племенам волжско-булгарского мира, в X—XII вв. в результате смешения с кочевническим притоком из восточных (сырдарьинских и при-аральских) районов страны изменили направление этнического развития, которое в XIII—XV вв. для башкир и татар вновь сомкнулось в связи с мощной волной кыпчакского проникновения. В обобщенном виде этот тезис можно сформулировать так: этническое развитие башкир и татар, которое, очевидно, от единой древнетюркской основы шло разными путями, в дальнейшем дважды подвергалось «выравниванию»—сначала на булгарской, а затем окончательно на кыпчакской основе.
В VIII—IX и даже в X вв. в западной и северо-западной Башкирии продолжаются этнокультурные традиции предшествующего периода. По левобережью р. Белой, в центральной Башкирии обитали потомки племен кара-якуповской и турбаслинской культур. В районах севера и северо-востока обнаруживаются памятники лесного населения, видимо финно-угорского происхождения (Мажитов, 1969, стр. 25—26). В целом, однако, археологи от-
мечают изчезновение или существенное уменьшение начиная с VII—VIII вв. памятников, принадлежавших населению предыдущей эпохи — бахмутинских, мазунинских, турбаслинских, куш-терякских и других (Халиков, 1971, стр. 33—34; Мажитов, 1968, 77; Васюткин, 1971, стр. 138). Пока неясно, связано ли это с уходом части племен на другие территории, или же местное население в основном было ассимилировано в составе новых тюркских пришельцев и затем башкирской народности. Вероятно, как сказано выше, имели место обе тенденции.
Как показывает наш обзор, ни одну из племенных общностей, существовавших на базе очерченных культур и культурных комп- J лексов, невозможно считать собственно башкирской. Это подчерки-кивает и историко-этнографический анализ этнического состава, согласно которому башкиры уже на раннем этапе сформировались как разноплеменное образование.
ПРЕДЫСТОРИЯ ДРЕВНИХ БАШКИР
(О ПРАРОДИНЕ ДРЕВНИХ ВЕНГРОВ И БУЛГАРО-УГОРСКОМ КОМПОНЕНТЕ ДРЕВНЕБАШКИРСКОГО ЭТНОСА)