Б1 Глава 2. Наука гражданского права (иивилистика) и е е изучение 22 страница

элементов считается нормальным.

198 § Б. Понятие и состав гражданского законодательства современной России (п. 84— 88)

либо существенно (вплоть до их утверждения в новой редакции) изменены и дополнены. Коль скоро законодатель счел возможным применять все те нормы таких актов, которые соответствуют ГК, т.е. применять их по правилам, установленным для применения актов гражданского законодательства (см. ст. 4 Вводных законов ко всем четырем частям ГК), их также целесообразно рассматривать как составляющие гражданского законодательства.

Среди актов, утративших силу по причине введения в действие различных частей нового ГК, следует назвать, в первую очередь, прежний ГК РСФСР 1964 г. и акт о его введении в действие308, а также законы РСФСР о собственности309, о предприятиях и предпринимательской деятельности310, законы РФ в области интеллектуальной собственности311, Положение о чеках312 и некоторые другие акты российского законодательства.

Соответствующие разделы Основ гражданского законодательства Союза ССР 1991 г., постановление Верховного Совета СССР об их введении в действие313, а также Положение о фирме, вместе с утвердившим его постановлением ЦИК и СНК СССР314 как нормы актов иного (союзного) государства не могли быть признаны утратившими силу, вследствие чего и были признаны не подлежащими применению на территории РФ.

Других законов, изданных СССР, РСФСР и Российской Федерацией до введения в действие соответствующих частей ГК, данное событие само но себе не отменило. Их нормы, следовательно, должны применяться вплоть до их изменения, замены или отмены, по общим правилам (т.е. с соблюдением принципов верховенства норм ГК и приоритета норм специальных над нормами общими, а норм новейших — над нормами более ранними). Таковы, в частности, За

Полностью ГК РСФСР 1964 г. вместе со всеми изменениями, внесенными в него многочисленными указами Президиума Верховного Совета РСФСР, Законами РСФСР об утверждении таковых и Законами РФ. был признан утратившим силу с введением в действие части четвертой ГК (см. п. 1—30 ст. 2 Вводного закона к части четвер

той ГК).

См.: Закон РСФСР от 24.12.1990 № 443-1. Утратил силу с введением в действие части первой ГК.

См.: Закон РСФСР от 24.12.1990 № 445-1. В основной своей части (кроме ст. 34 и 35) утратил силу с введением в действие части первой ГК; с 1 июля 2002 г. не действуют и они.

311 См.: Патентный закон РФ от 23.09.1992 № 3517-1, Законы РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»; от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» и от 06.08.1993 № 5605-1 «О селекционных достижениях». Все эти акты утратили силу с введением в действие части четвертой ГК.

312 См.: постановление Верховного Совета РФ от 13.02.1992 № 2349-1. Утратило силу с введением в действие части второй ГК.

313 См. и. 3 и 4 ст. 3 Вводного закона к части четвертой ГК.

314 См.: постановление ЦИК и СНК СССР от 22.06.1927. Утратило силу в связи с введением в действие части четвертой ГК (см. п. 1 и 2 Вводного к ней закона).

199 Глава 3. Источники гражданского права

коны СССР от 26.05.1988 № 8998-1Х «О кооперации в СССР», от 31.05.1991 № 2213-1 «Об изобретениях в СССР» (о его применении — см. ст. 12 Вводного закона к части четвертой ГК) и от 10.07.1991 № 2328-1 «О промышленных образцах» (о его применении — также см. ст. 12 Вводного закона к части четвертой ГК); Сводный закон РСФСР от 28.03.1927 «О реквизиции и конфискации имущества», Законы РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры»315; Законы РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РСФСР», от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», от 27.12.1991№ 2124-1 «О средствах массовой информации»316, от 29.05.1992 № 2872-1 «О залоге». Большинство этих и им подобных

актов уже подверглось переработке вследствие внесения в их первоначальные тексты отдельных — порою весьма существенных — изменений и дополнений.

Иногда изменения и дополнения становятся столь многочисленными по своему количеству и столь принципиальными по своему содержанию, что их принятие приводит, фактически, к созданию нового законодательного акта. В таком случае целесообразно «перепечатать» закон «набело», ради чего законодатель принимает его в новой редакции. Примерами таких актов — первоначально изданных до введения в действие ГК, но ныне действующих в новой, принятой уже после вступления в силу ГК, редакции (обычно в последующем подвергавшейся многократным изменениям и дополнениям) — могут служить Закон РСФСР от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

законы РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и др.

Наконец, известны случаи прямой замены ранее действовавших законов новыми нормативными актами. Так, например, несмотря на принятие ГК, какое-то время оставались в силе Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.1983, законы РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» и от 02.12.1990 № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также Законы РФ от 09.10.1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» и от 19.11.1992 № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Все эти акты утратили силу в связи с введением в действие новых одноименных российских актов — ЖК (с 1 марта 2005 г.) и Федеральных законов от 21.07.1997 № 123-Ф3317, от 08.01.1998 № б-ФЗ318, от 10.07.2002

315 Многие из статей данного Закона утратили силу с 29 июня 2002 г., т.е. с введением в действие Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

316 Далее — Закон о СМИ.

317 В настоящее время также утратил силу, будучи замененным Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

318 В настоящее время также утратил силу, будучи замененным Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

2 0 0 § б. Подзаконные нормативные акты (п. 89— 93)

№ 86-ФЗ, от 11.06.2003 № 74-ФЗ и от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Подобная же ситуация имела место с ЗК, ЛК и Водным кодексом, а также актами транспортного законодательства.

§ Б. Подзаконные нормативные акты (п. 89—93}

89. «Иные правовые акты». Источниками гражданско-правовых норм могут быть, помимо актов гражданского законодательства, также указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Пункт 6 ст. 3 ГК назвал их «иными правовыми актами» и предъявил к ним следующие требования:

1) они не должны противоречить ни ГК, ни принятым в соответствии с ним федеральным законам (и. 3 сг. 3); их нормы, нарушающие данное правило, не подлежат применению (и. 5 ст. 3);

2) действие и применение иных правовых актов определяются правилами гл. 1 ГК, т.е. теми же правилами, которые регулируют действие и применение норм гражданского законодательства (п. 6 ст. 3);

3) постановления Правительства РФ, содержащие гражданско-правовые нормы, могут приниматься только на основании и во исполнение норм ГК, иных законов и указов Президента РФ (п. 4 ст. 3).

Назвав документы Президента и Правительства РФ иными правовыми актами, ГК в принципе не ошибся, хотя акцент в наименовании следовало бы сделать несколько иным. Указы Президента и постановления Правительства — э го не просто правовые, но нормативные правовые (нормативные) акты, т.е. акты, адресованные неопределенному кругу лиц, рассчитанные на неизвестное заранее количество случаев их применения и обеспеченные в своей общей обязательности силой государственного принуждения. Именно их нормативный — общеобязательный — характер и следовало бы отразить в их наименовании. Акты правового, но ненормативного (индивидуального) свойства, хотя бы и исходящие от Президента и Правительства (они называются распоряжениями), к числу источников гражданского права не относятся; установление ими любых гражданско-правовых норм недопустимо. Распоряжения Президента и Правительства РФ:Ш, а также иные их акты 520, нарушающие 319 320

319 См., к примеру, совершенно потрясающее по своей юридической наивности (безграмотности? наглости?) сообщение о том, что «...Минэкономразвития опубликовало проект распоряжения правительства, по которому крупным угольным компаниям (более 1 млн тонн угля в год) придется регистрировать на бирже свои контракты, в том числе долгосрочные» (Г1 КГ: http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_34395.html).

320 Формально ни Президент, ни Правительство никаких иных актов не издают, но в реальной жизни они встречаются, главным образом — в виде директив, директивных указаний и протокольных поручений, «раздаваемых», как правило, в ходе различного рода совещаний, обычно проводимых под руководством первых вице-премьеров, реже — собственно Президента и Председателя Правительства РФ. К сожалению, для жизни и деятельности хозяйствующих субъектов, в особенности предприятий крупного бизнеса, распоряжения подобных «актов» имеют даже большее практическое значение, чем нормы Конституции и законов.

201 Глава 3. Источники гражданского права

это требование, к числу источников гражданского права не относятся и не подлежат применению.

ГК содержит около 50 отсылок к нормам «иных правовых актов», в том числе в п. 7 ст. 63, ст. 136, и. 1 ст. 299, ст. 311, 315, 397, и. 2 ст. 484, п. 1 ст. 500, п. 1 ст. 616, п. 6 ст. 724, п. 3 ст. 801, п. 4 ст. 969 и др. Иные правовые акты занимают, таким образом, в общем значительное место в системе источников гражданского права. Вместе с тем следует иметь в виду, что удельный вес гражданско-правовых норм, содержащихся в указах Президента РФ, в последнее десятилетие существенно снизился, в то время как правительственное нормотворчество продолжает практиковаться весьма широко.

90. Ведомственные акты. Акты, содержащие нормы гражданского права, могут издаваться также министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, но лишь в случаях и пределах, преду- смотреппых ГК, другими законами и иными правовыми актами (и. 7 ст. 3 ГК). Ведомственные акты, таким образом, должны быть не просто подзаконными по своей юридической силе, но и постзаконными по времени своего принятия.

Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», которым установлено, что система федеральных органов исполнительной власти слагается из органов трех видов, разграниченных по выполняемым им функциям, — федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств (п. 1). Министерства вырабатывают государственную политику и осуществляют нормативно-правовое регулирование соответствующих сфер деятельности (п. 3), службы осуществляют контроль, надзор и специальные функции в установленных областях (и. 4), агентства оказывают государственные услуги и управляют государственным имуществом (п. 5). Кроме того все органы исполнительной власти классифицированы на два вида но признаку собственной подчиненности — (1) подчиняющиеся непосредственно Президенту РФ и (2) подчиняющиеся Правительству РФ (и. 2,7 Указа)321.

Нормативные акты по вопросам своей компетенции вправе издавать только федеральные министерства', федеральные же службы и агентства могут осуществлять нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере их компетенции только в случаях, прямо установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Кроме того, нормативные акты федеральных служб и агентств должны соответствовать актам министерств, которым они, как правило, подведомственны.

321 Подробные сведения о структуре и подчиненности федеральных органов исполнительной власти будут предложены вниманию читателя в следующем томе Учебника, в главе о публично-правовых образованиях — участниках гражданских правоотношений. Особо интересующийся читатель сможет почерпнуть необходимые сведения из курсов конституционного и административного права.

2 0 2 § б. Подзаконные нормативные акты (п. 89— 93)

91. Нормативные акты Банка России.Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» «Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц». Такие акты готовятся Банком России по самостоятельно устанавливаемым им правилам; кроме того, Банк России дает заключения по проектам федеральных законов и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, которые касаются функций Банка России. Обращение к нормам ст. 4 указанного Закона позволяет установить, что к компетенции Банка России относится ряд таких вопросов, нормативное разрешение которых предполагает неизбежное вмешательство в сферу частноправовых отношений, в том числе эмиссия денег (наличных) и организация их обращения, кредитование кре

дитных организаций, организация наличных и безналичных расчетов, определение правил проведения банковских операций и др. Вследствие этого многие нормативные акты Банка России действительно содержат в себе нормы гражданского права.

Статус данных актов, равно как и место самого Банка России в системе органов государственной власти, продолжают оставаться не вполне определенными. В систему федеральных органов исполнительной власти Банк России не включен. Однако в п. 2 ст. 75 Конституции о Центральном банке сказано, что он осуществляет свои функции независимо от «другихорганов государственной власти». Следовательно, Банк России — это все-таки орган государственной власти; методом исключения легко установить, что ни к какой иной ветви власти, кроме исполнительной, Банк России относиться просто не может. Вместе с тем его акты никак нельзя считать равновеликими актами

ведомственного уровня: как недвусмысленно сказано в цитированной выше норме Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», верхним содержательным пределом правотворчества Банка России являются положения одних только федеральных законов, но не иных правовых актов. Следовательно, по своему иерархическому уровню акты Центрального банка, принятые им в пределах его компетенции, должны быть поставлены, по общему правилу, непосредственно вслед за федеральными законами, т.е. даже выше указов Президента и постановлений Правительства. Многочисленные исключения из этого правила, а именно случаи приоритета правительственных актов над актами Центрального банка, установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». 92

Наши рекомендации