Египетские пророчества, судьбы человечества 4 страница

В Египте некоторые фараоны также заявляли о своем божественном происхождении. Многие правители 18-й и 19-й династий при восшествии на трон брали себе имена с приставкой или суффиксом МСС (произносится как «мес», «мое» или «мсес»), что означает «отпрыск» (того или иного бога) — например, Ях-мос или Ра-мсес (РА-МСеС — «отпрыск бога Ра»). Знаменитая царица Хатшепсут — женщина, присвоившая титул и полномочия фараона, — обосновывала свои права на престол принадлежностью к полубогам. Надписи в ее огромном храме в Дейр-эль-Бахри утверждают, что бог Амон принял облик фараона, вошел в спальню ее матери и сочетался с ней. Среди ханаанских текстов есть рассказ о царе Керете, который был сыном бога Эла.

Интересен случай выбора царя из числа полубогов в эпоху «героев» в культовом центре Нинурты Лагаше. Надпись, оставленная царем по имени Эаннатум на знаменитом памятнике («Стела коршунов»), объясняет его статус полубога искусственным оплодотворением, осуществленным Нинуртой (господином Гирсу, священной территории), а также помощью Инанны/Иштар и Нинмах (в данном случае ее называют именем-эпитетом Нинхурсаг):

Господин Нингирсу, воин Энлиля

семя Энлиля для Эаннатума в утробу ввел...

Инанна (на руки) его взяла,

«Эанны Инанны Ибгалю подходящий» именем

назвала, богине Нинхурсаг на правое колено посадила.

Нинхурсаг свою правую грудь ему дала.

Эаннатум, порожденный богом Нингирсу, Нингирсу обрадовал.

Выражение «семя Энлиля» оставляет открытым вопрос о том, считалось ли семя самого Нинурты/Нингирсу «семенем Энлиля», поскольку он был первенцем Энлиля, или для искусственного оплодотворения действительно использовалось семя Энлиля (что сомнительно). Но совершенно очевидно, что мать Эаннатума (ее имя неразличимо на стеле) подверглась процедуре искусственного оплодотворения, так что полубог был зачат без вступления в половую связь — пример непорочного зачатия в Шумере третьего тысячелетия до н. э.!

египетские пророчества, судьбы человечества 4 страница - student2.ru

Тот факт, что боги знали об искусственном оплодотворении, подтверждается египетскими текстами, согласно которым после смерти Осириса — его убил и разрезал на куски Сет — бог Тот извлек семя из фаллоса Осириса и оплодотворил им жену Осириса Исиду, которая затем родила бога Гора. На рисунке, иллюстрирующем этот миф, изображен Тот и богиня рождения, держащие две спирали ДНК, а также Исида с новорожденным Гором (рис. 27).

Совершенно очевидно, что и после Великого потопа боги из клана Энлиля вступали в связь с земными женщинами и считали, что родившиеся в результате этих связей «сильные, издревле славные люди» достойны царского трона.

Так зарождались царские династии полубогов.

Одна из первейших задач Ур-Намму заключалась в восстановлении морали и религиозности. Примером ему служил древний и почитаемый царь. Был издан свод законов, устанавливающий нормы морали и справедливости — как утверждается в своде, в соответствии с законами Энлиля, Нанны и Шамаша, которые должен был ввести царь и которым должны были следовать люди.

Перечень предписаний и запретов определяется желанием Ур-Намму остановить произвол и наказать «взимателя быков, взимателя овец и взимателя ослов» — чтобы «сирота не был отдаваем во власть богатого, вдова не была отдаваема (во власть) сильного, человек сикля не был отдаваем (во власть) человеку мины... установить справедливость в стране». В этом Ур-Намму подражал — иногда даже используя точно такие же формулировки — шумерскому царю из Лагаша по имени Урукагина, который за триста лет до него ввел новый свод законов, ставший основой реформ в юриспруденции, общественной жизни и религии (так, например, разведенным женщинам гарантировалась защита, и для них учреждались специальные убежища под покровительством богини Бау, супруги Нинурты). Следует также отметить, что библейские пророки следующего тысячелетия требовали от царей и народа соблюдения точно таких же норм морали и справедливости.

Таким образом, при III династии Ура предпринималась попытка вернуть Шумер (теперь Шумер и Аккад) в эру славы, процветания, мира и высокой морали — во времена, предшествовавшие последнему столкновению с Мардуком.

Надписи, памятники и археологические находки свидетельствуют, что в правление Ур-Намму, вступившего на престол в 2113 г. до н. э., проводились масштабные общественные работы, было восстановлено судоходство на реках, отремонтированы и взяты под защиту дороги. В одной из надписей этого периода сообщается: «проложил дороги от нижних земель к верхним землям». Эти меры привели к оживлению торговли. Расцвели искусства, ремесла, открылись школы, появились новшества в экономике (в том числе более точные меры длины и веса). Процветанию страны способствовали мирные договоры с правителями соседних земель на востоке и северо-востоке. Почести великим богам, особенно Энлилю и Нинлиль, воздавались в восстановленных и заново украшенных храмах, и впервые за всю историю Шумера жрецы Ура объединились с жрецами Ниппура, что привело к религиозному возрождению.

Все ученые признают, что во времена III династии Ура, начавшейся с правления Ур-Намму, шумерская цивилизация достигла новых высот абсолютно во всех областях. Этот вывод лишь усилил удивление, вызванное искусной шкатулкой, найденной археологами: две инкрустированные панели на ее противоположных сторонах отображали разные стороны жизни древнего Ура. Одна панель (она получила название «панель мира») изображала праздники, торговлю и другие мирные занятия, тогда как на второй («панель войны») мы видим колонну воинов в шлемах и с оружием в руках, а также запряженные лошадьми колесницы, направляющиеся на войну (рис. 28).

египетские пророчества, судьбы человечества 4 страница - student2.ru

Внимательное изучение надписей этого периода позволяет сделать вывод, что, хотя сам Шумер процветал под управлением Ур-Намму, враждебность к клану Энлиля со стороны мятежных земель нисколько не уменьшилась, и даже усилилась. Ситуация явно требовала действий, и, как сообщает в одной из своих надписей Ур-Намму, Эн-лиль вручил ему «божественное оружие, что во вражеских землях мятежников уничтожает», с помощью которого он «сокрушит чужие земли», «сокрушит дурные города, очистит их от противников Высокого». Эти «вражеские земли» и «дурные города» находились к западу от Шумера; это были земли сторонников Мардука из числа амореев, а «зло» — то есть враждебность по отношению к Энлилю — раздувалось Набу, который путешествовал по городам, агитируя за Мардука. С точки зрения клана Энлиля он был «угнетателем», от которого следовало избавить жителей «дурных городов».

Есть веские основания полагать, что на «панели мира» и «панели войны» изображен сам Ур-Намму — в одном случае он пирует, радуясь миру и процветанию, а в другом царская колесница ведет армию в бой. В своих военных походах он пересекал границы Шумера и вторгался в глубь западных земель. Однако Ур-Намму — великий реформатор, строитель и «пастырь» экономики — оказался несостоятельным как полководец. В разгар сражения его колесница застряла в грязи; царь упал и был раздавлен колесами, оставшись лежать «как разбитый кувшин». Трагедия усугубилась тем, что лодка, на которой его тело везли в Шумер, «утонула в неизвестном месте» и великого царя не смогли даже похоронить.

Когда печальные новости достигли Ура, охваченные скорбью люди отказывались поверить в случившееся. Они не могли понять, почему Праведный Пастырь, который был справедлив с людьми и честен с богами, встретил такую позорную смерть. «Почему Господин Нанна не держал Ур-Намму за руку? — спрашивали они. — Почему Инанна, Госпожа Небес, не закрыла своей божественной рукой его голову, почему доблестный Уту не помог ему?»

Шумеры, верившие, что так было предначертано судьбой, задавались вопросом: «Почему боги отступились, когда определилась печальная судьба Ур-Намму?» Вне всякого сомнения, Нанна и его дети, близнецы Уту/Шамаш и Инанна/Иштар, знали о решении Ану и Энлиля, но не выступили в защиту Ур-Намму. По мнению жителей Ура и всего Шумера, могло существовать лишь одно правдоподобное объяснение: великие боги нарушили слово.

Как судьба героя переменилась!

Ану изменил своему священному слову...

Энлиль вероломно нарушил свои обещания...

Эти резкие слова, обвиняющие великих богов из клана Энлиля в обмане и двуличии, передают всю глубину разочарования, которое испытывали люди.

И если таковы были настроения в самом Шумере, можно представить реакцию на мятежных землях запада.

В войне за умы и сердца людей клан Энлиля терпел поражение. Набу — «представитель» — расширил кампанию в поддержку своего отца Мардука. Его собственное положение изменилось, значительно упрочившись: божественность Набу теперь прославлялась множеством почтительных эпитетов. В мятежных землях стали распространяться предсказания Набу — набиха, или пророка — о грядущих событиях.

Мы знаем, что говорилось в этих пророчествах, потому что археологами были найдены глиняные таблички с их текстом; написанные старовавилонским клинописным шрифтом, они получили общее название «Аккадских пророчеств» или «Аккадского Апокалипсиса». Общим для всех пророчеств является положение, что прошлое, настоящее и будущее представляют собой разные части непрерывного потока событий, что в рамках предопределенного Рока есть некоторое пространство для свободы воли и изменчивой Судьбы, что для человечества и Судьба, и Рок определяются или провозглашаются богами неба и земли, и поэтому события на земле отражают то, что происходит на небесах.

Чтобы придать пророчествам правдоподобие, в древних текстах будущие события иногда связывались с известными событиями или личностями прошедших эпох. Затем рассказывалось о пороках настоящего и обосновывалась необходимость перемен. Разворачивающиеся события приписывались решению, принятому одним или несколькими великими богами. Провозглашалось, что появится божественный посланник, или вестник; пророческий текст мог представлять собой его слова, записанные писцом, или ожидаемые заявления; в некоторых случаях «отец говорил устами сына». Предсказанные события связывались со знамениями — смертью царя или небесными явлениями, когда с ужасным звуком появлялось новое небесное тело, с неба лился «испепеляющий огонь», «звезда светила с высоты небес до горизонта, словно факел», и, что самое примечательное, накануне появлялась планета.

Апокалипсису, или последнему событию, будет предшествовать череда бедствий и катастроф. Среди них гибельные дожди, огромные волны, сметающие все на своем пути, засухи, засоление оросительных каналов, нашествия саранчи, голод. Отец восстанет против сына, сосед против соседа. Все земли погрузятся в пучину мятежей, хаоса и катастроф. Города подвергнутся нападению и опустеют, царей ждет смерть, низвержение и плен, «один престол сменит другой». Чиновники и жрецы будут убиты, храмы покинуты, не будет ни религиозных обрядов, ни жертвоприношений. Но затем настанет черед предсказываемого события — это великие перемены, новая эра, которую принесет с собой новый лидер, или искупитель. Добро победит зло, страдания сменятся благоденствием, вновь заселятся покинутые города, рассеянные по земле люди вернутся в свои дома. Храмы будут восстановлены, и верующие вернутся к должному исполнению религиозных обрядов.

Неудивительно, что эти вавилонские, благоприятные для Мардука пророчества указывали на злодеяния Шумера и Аккада (а также на их союзников, таких как эламиты, хетты и морские народы) и называли жителей западных земель амурру орудием божественного гнева. В пророчествах назывались культовые центры клана Энлиля: Ниппур, Ур, Урук, Ларса, Лагаш, Сиппар и Адаб. Эти города подвергнутся нападению и будут разграблены, а их храмы опустеют. Боги из клана Энлиля будут пребывать в растерянности («лишенные сна»). Энлиль обратится за помощью к Ану, но проигнорирует его совет (в некоторых текстах «приказ») издать указ мишару, чтобы навести порядок. Энлиль, Иштар и Адад будут вынуждены сменить царство в Шумере и Аккаде. «Священные ритуалы» будут перенесены из Ниппура. В небесах в созвездии Овна появится «великая планета». Слово Мардука восторжествует, «он подчинит Четвертый Регион; вся земля задрожит при упоминании его имени... После него будет править его сын в качестве царя и станет господином всей земли».

В некоторых пророчествах говорится о судьбе конкретных богов. «Появится царь, — предсказывает один из текстов, связанных с Иштар, — и выгонит богиню-покровительницу У рука из Урука и заставит ее жить в Бавилоне... Он установит ритуалы Ану в Уруке». Игиги тоже упоминаются отдельно. «Будут восстановлены регулярные приношения богам игигам, которые были отменены», — гласит одно из пророчеств.

Как и в случае с египетскими оракулами, большинство ученых считают «Аккадские пророчества» псевдопророчествами, написанными гораздо позже «предсказанных» событий. Однако, как и в случае с египетскими текстами, утверждать, что события не были предсказаны, потому что они действительно произошли, — это значит подтвердить реальность этих событий (независимо от того, были они предсказаны или нет), и это для нас самое главное. Это значит, что пророчества действительно сбылись.

В таком случае самым устрашающим можно считать следующее предсказание (текст, известный, как пророчество В):

Ужасное Оружье Эрры на земли и людей обрушится в гневе.

И действительно, это леденящее душу пророчество, поскольку еще до окончания XXI века до н. э. «был произнесен приговор землям и людям», когда бог Эрра («Уничтожающий») — эпитет Нергала — применил ядерное оружие, что привело к катастрофе и исполнению пророчества.

ГЛАВА ПЯТАЯ

Наши рекомендации