Тема 3. Участники уголовного процесса. 1 страница

1. Понятие участников уголовного процесса. Классификация участников уголовного процесса.

2. Суд как орган уголовного правосудия. Состав суда. Полномочия суда.

3. Органы уголовного преследования. Орган дознания. Лицо, производящее дознание. Начальник органа дознания.

4. Следователь. Начальник следственного подразделения.

5. Прокурор.

6. Потерпевший. Частный обвинитель. Гражданский истец, его права и обязанности. Представители потерпевшего, гражданского истца, их права и обязанности.

7. Подозреваемый. Права и обязанности подозреваемого.

8. Обвиняемый, его права и обязанности. Гражданский ответчик. Права и обязанности гражданского ответчика.

9. Защитник в уголовном процессе. Обязательность участия защитника. Отказ от защитника. Приглашение и назначение защитника. Права и обязанности защитника.

10. Законные представители подозреваемого, обвиняемого, лица, совершившего общественно-опасное деяние. Права и обязанности законных представителей.

11. Свидетель, его права и обязанности.

12. Эксперт, его права и обязанности. Специалист, его права и обязанности. Переводчик. Права и обязанности переводчика. Понятой, его права и обязанности.

13. Меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и других лиц: понятие, виды, основания и порядок их применения.

14. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по уголовному делу. Отводы, самоотводы и ходатайства об устранении из производства по уголовному делу: основания, порядок заявления, рассмотрения и разрешения.

Согласно ст. 6 УПК участники уголовного процесса – судья, прокурор, государственный обвинитель, начальник следственного подразделения, следователь, начальник органа дознания, лицо, производящее дознание, подозреваемый, обвиняемый, защитник, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик, законные представители и представители, секретарь судебного заседания (секретарь судебного заседания - помощник судьи), свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также лицо, задержанное либо к которому применена мера пресечения на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства либо в связи с нахождением в международном розыске с целью выдачи, и иные лица, принимающие участие в уголовном процессе.

Эти участники уголовного процесса по-разному вовлекаются в сферу уголовно-процессуальных отношений: одни — в силу должностных обязанностей (суд, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание); другие — посредством реализации своих субъективных прав (потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители); третьи — по решению представителей власти (подозреваемый, обвиняемый, свидетель, понятой и др.); четвертые — путем исполнения поручения, полученного от субъекта прав (защитник, представитель и т.п.).

В рамках вопроса о классификации участников уголовного процесса, важно обратить внимание на функции. Кроме того, все лица, вовлеченные в уголовный процесс, могут быть разделены на группы в соответствии с принципом состязательности сторон. Исходя из этого основного положения, классификация участников уголовного процесса имеет существенную практическую значимость.

Количество иных участников уголовного судопроизводства, не является исчерпывающим. Круг иных лиц, участвующих в уголовном процессе, значительно шире. В уголовном процессе принимают участие статист и т.д. Потому в теории уголовного процесса возможно разграничение понятий «участники уголовного процесса» в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова участниками уголовного процесса являются лица, указанные в гл.гл. 4-6 УПК, в широком – все лица, вовлеченные в сферу уголовного процесса. В последнем случае понятие «участники уголовного процесса» соответствует содержанию п. 49 ст. 6 УПК.

В учебной литературе можно встретить другие классификации участников уголовного процесса. Они не имеют ярко выраженной практической направленности, их цель – помочь понять роль и место каждого участника в уголовно-процессуальной деятельности. К одной из них, в частности, можно отнести классификацию участников уголовного процесса на следующие группы:

– государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовно-процессуальную деятельность: суд, прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, начальник органа дознания, лицо, производящее дознание;

– участники уголовного процесса, заинтересованные в разрешении уголовного дела: подозреваемый, обвиняемый, осужденный (оправданный), потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик,

– участники уголовного процесса, представляющие интересы других лиц: защитник, представители потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика;

– субъекты, служащие интересам доказывания: свидетель и эксперт;

– субъекты, осуществляющие вспомогательные функции: специалист, переводчик, понятой, иные лица.

Суд, являясь органом судебной власти, осуществляет правосудие по уголовным делам и обеспечивает их правильное и законное разрешение.

Уголовное дело должно быть рассмотрено судом по существу только в соответствии с правовой процедурой, установленной УПК, и на основе:

1) соблюдения подсудности конкретных уголовных дел;

2) формирования законного, независимого, компетентного и беспристрастного состава суда;

3) отвода судей;

4) отделения функции осуществления правосудия от функций обвинения и защиты.

Уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально. Коллегиальное рассмотрение уголовных дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей.

Судья единолично:

1) разрешает вопросы, связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства;

2) рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях несовершеннолетних;

3) разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора.

Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела о:

1) преступлениях, за которые уголовным законом предусматриваются наказание свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь;

2) преступлениях несовершеннолетних.

Рассмотрение уголовных дел в кассационной инстанции осуществляется в составе трех судей, а в надзорной инстанции - в составе не менее трех судей.

Полномочиями суда являются:

1) подготовка и назначение судебного разбирательства;

2) рассмотрение уголовных дел по первой инстанции;

3) рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке и в порядке надзора, а также при производстве по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам;

4) обращение приговора к исполнению и разрешение вопросов, связанных с исполнением приговора, а также снятие судимости;

5) рассмотрение уголовных дел с применением к лицу принудительных мер безопасности и лечения.

На досудебных стадиях уголовного процесса судья:

1) рассматривает жалобы на действия и решения органа уголовного преследования;

2) выносит постановления о применении мер пресечения в случае, предусмотренном ч. 5 ст.144 УПК;

3) выносит постановления по уголовным делам, находящимся в его производстве, о помещении лица в организацию здравоохранения для проведения судебно-психиатрической экспертизы.

Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены нарушения прав и свобод граждан, а также нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом, и в других случаях, если признает это необходимым, суд может вынести частное определение (постановление.

Прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде.

Прокурор – действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, начальники управлений (отделов) и их заместители, прокуроры управлений и отделов, если иное не оговорено в соответствующих статьях УПК.

При осуществлении своих полномочий по надзору за исполнением законов на стадиях досудебного производства прокурор независим и подчиняется только закону.

Прокурор вправе предъявить к обвиняемому или к лицу, которое несет материальную ответственность за его действия, иск в защиту интересов потерпевшего, находящегося в беспомощном состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащим ему правом, а также предъявлять и поддерживать иски в интересах юридических лиц и государства.

В ходе досудебного производства по материалам и уголовному делу прокурор:

возбуждает уголовное дело, принимает уголовное дело к своему производству и расследует его в полном объеме, пользуясь при этом полномочиями следователя, или поручает его расследование нижестоящему прокурору либо соответствующему органу предварительного следствия;

1. отказывает в возбуждении уголовного дела;

2. осуществляет надзор за расследованием уголовных дел органом дознания, следователем;

3. осуществляет процессуальное руководство и надзор за деятельностью нижестоящего прокурора, производящего предварительное следствие.

Осуществляя надзор за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания, прокурор уполномочен:

1) письменно истребовать от нижестоящего прокурора, следователя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы, а также проверять уголовные дела, материалы;

2) изымать от органа дознания и передавать органу предварительного следствия любое уголовное дело в соответствии с подследственностью;

3) лично производить отдельные следственные и другие процессуальные действия при санкционировании применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, а также предварительное следствие в полном объеме в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела;

4) поручать по возбужденному и принятому к своему производству уголовному делу предварительное следствие группе прокуроров, а по согласованию с начальниками соответствующих следственных подразделений – группе следователей, возглавлять эту следственную группу;

5) отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, начальника следственного подразделения, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, за некоторым исключением, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, начальника органа дознания;

6) давать нижестоящему прокурору, органу дознания и лицу, производящему дознание, обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также о применении мер по обеспечению безопасности;

7) применять, изменять или отменять меры пресечения по уголовным делам, находящимся в производстве у нижестоящего прокурора, продлевать срок содержания под стражей, домашнего ареста, срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении и срок предварительного расследования;

8) прекращать производство по уголовному делу;

9) разрешать отводы и самоотводы;

10) разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, за исключением жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;

11) выносить требование начальнику следственного подразделения, органу дознания об устранении нарушений законодательства, допущенных органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем в ходе дознания, предварительного следствия;

12) отстранять нижестоящего прокурора от производства предварительного следствия с передачей дела другому прокурору или в орган предварительного следствия, если им были допущены нарушения законности при его расследовании, либо принять уголовное дело к своему производству и производить предварительное следствие лично;

13) обращаться в соответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых по находящемуся в его производстве уголовному делу;

14) санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; проведение обыска, осмотра жилища или иного законного владения; наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку, выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности;

15) возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю со своими письменными указаниями, обязательными для исполнения, о производстве дополнительных следственных и других процессуальных действий;

16) направлять уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю для производства дополнительно предварительного расследования в случае передачи судом уголовного дела при постановлении оправдательного приговора за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, если лицо, совершившее преступление, остается неустановленным, либо для производства предварительного расследования в случае передачи судом уголовного дела, выделенного в отдельное производство в связи с оправданием обвиняемого по отдельным пунктам обвинения за недоказанностью участия в совершении преступления или при оправдании одного из нескольких обвиняемых за недоказанностью участия в совершении преступления;

17) направлять уголовное дело в суд;

При судебном разбирательстве уголовного дела прокурор как государственный обвинитель вправе:

1. заявлять отводы и ходатайства;

2. высказывать мнения по поводу действий других участников уголовного процесса, а также по вопросам, разрешаемым судом;

3. представлять суду доказательства;

4. давать органу предварительного следствия обязательные для него поручения по обеспечению представления суду доказательств;

5. применять меры процессуального принуждения для обеспечения представления суду доказательств;

6. участвовать в судебном исследовании доказательств уголовного дела;

7. изменять, дополнять и предъявлять новое обвинение;

8. отказаться от обвинения;

9. протестовать против действий другой стороны;

10. возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего;

11. требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия и записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены.

При судебном разбирательстве уголовных дел участие прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно по делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором, за исключением случаев ускоренного производства.

Начальник следственного подразделения – Председатель Следственного комитета, начальник следственного управления, начальник следственного отдела или отделения, а также иного подразделения органа предварительного следствия, в ведении которого находятся вопросы предварительного следствия, и их заместители

Начальник следственного подразделения обязан осуществлять процессуальное руководство расследованием, контроль за законностью и своевременностью действий следователей по расследованию преступлений, принимать меры по наиболее полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела.

Начальник следственного подразделения вправе:

1) возбуждать уголовные дела;

2) поручать производство предварительного следствия следователю;

3) проверять материалы проверок по заявлениям или сообщениям о преступлении, находящиеся на рассмотрении у следователя, проверять уголовные дела;

4) давать указания следователю о производстве предварительного следствия, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела, производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, применении мер пресечения, а также о применении мер по обеспечению безопасности;

5) передавать уголовное дело от одного следователя другому, из одного следственного подразделения в другое;

6) направлять, а также возвращать органам дознания для проведения проверки заявления или сообщения о преступлении, не содержащие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, с письменным указанием обстоятельств, подлежащих выяснению в ходе проверки, и возможных мер по их установлению;

7) лично рассматривать заявления или сообщения о преступлении и принимать по ним решения;

8) поручать производство предварительного следствия по уголовному делу нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя;

9) поручать помощнику начальника следственного подразделения проверять уголовные дела и давать по ним указания;

10) разрешать отводы и самоотводы;

11) разрешать жалобы на решения и действия следователя, нижестоящего начальника следственного подразделения, за исключением жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;

12) продлевать срок проверки заявления или сообщения о преступлении;

13) продлевать срок предварительного следствия;

14) продлевать срок ускоренного производства;

15) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения, а также незаконные и необоснованные указания нижестоящего начальника следственного подразделения, помощника начальника следственного подразделения;

16) вносить прокурору представление об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователя, санкционированных прокурором, органа дознания.

Указания помощника начальника следственного подразделения обжалуются начальнику, давшему поручение о проверке уголовного дела.

Указания по материалам проверки, находящимся на рассмотрении у следователя, уголовному делу даются в письменной форме и обязательны к исполнению.

Следователем является должностное лицо Следственного комитета Республики Беларусь, органов государственной безопасности, осуществляющее в пределах своей компетенции предварительное следствие.

Следователь обязан принимать все меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела; осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, применения в отношении его в соответствии с настоящим Кодексом меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд. Следователь также обязан принять меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц.

Все решения о производстве следственных и других процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или письменного согласования решения органа уголовного преследования о задержании лица, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение.

В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, при этом приостановив исполнение указаний прокурора. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или направляет дело для производства предварительного следствия начальнику следственного подразделения для передачи его другому следователю.

При несогласии следователя с указаниями начальника следственного подразделения о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения следователь вправе, приостановив исполнение этих указаний, обжаловать их вышестоящему начальнику следственного подразделения. В этом случае вышестоящий начальник следственного подразделения или отменяет указание, или направляет дело нижестоящему начальнику следственного подразделения для организации производства предварительного следствия.

Следователь вправе возбуждать уголовное дело и отказывать в его возбуждении, прекращать и приостанавливать предварительное следствие по уголовному делу, производить предварительное следствие и выполнять все следственные и иные процессуальные действия, предусмотренные УПК, а также разрешать свидания близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей, домашним арестом, по находящемуся в его производстве уголовному делу.

Следователь вправе в любой момент принять уголовное дело к своему производству и приступить к его расследованию, не дожидаясь производства органами дознания неотложных следственных и других процессуальных действий.

Следователь по расследуемому им уголовному делу, а также при рассмотрении заявления или сообщения о преступлении вправе знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, рассматриваемому заявлению или сообщению, давать им поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий, следственных и других процессуальных действий и требовать от них содействия в производстве следственных и других процессуальных действий. Такие поручения следователя даются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными.

Государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются:

1) Министерство внутренних дел, специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью органов внутренних дел, территориальные органы внутренних дел;

2) органы государственной безопасности;

3) в Вооруженных Силах и транспортных войсках - военные коменданты военных комендатур в зоне ответственности военных комендатур, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учебных заведений, организаций Вооруженных Сил и гарнизонов, а в других войсках и воинских формированиях - командиры воинских частей, соединений, начальники органов пограничной службы, начальники военных учреждений;

4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов;

5) Государственный пограничный комитет, территориальные органы пограничной службы, орган пограничной службы специального назначения;

6) таможенные органы;

7) органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

8) органы государственного пожарного надзора;

9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь;

10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь.

На органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются:

1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;

2) проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения;

3) производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам;

4) проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений.

Начальником органа дознания являются руководитель органа дознания, а также каждое из вышеуказанных должностных лиц.

Начальник органа дознания организует проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений; обеспечивает полное и качественное производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам и материалам до передачи их следователю и выполнение поручений следователя, суда, указаний прокурора; осуществляет контроль за законностью и своевременностью действий лиц, производящих дознание.

Указания прокурора, поручения следователя по уголовным делам обязательны к исполнению начальником органа дознания. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

По поступившим в орган дознания заявлениям и сообщениям о преступлении начальник органа дознания поручает проведение проверки, а по возбужденным им уголовным делам поручает производство дознания; проверяет находящиеся в производстве у лиц, производящих дознание, материалы проверок и уголовные дела, дает им указания о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий; передает материалы проверок и дела от одного уполномоченного им лица, производящего дознание, другому; поручает производство дознания нескольким лицам; вправе лично проводить дознание, в том числе приняв дело к своему производству; направляет в органы предварительного следствия заявления или сообщения о преступлениях вместе с материалами их проверки, а также уголовные дела.

Начальник органа дознания утверждает постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о задержании, о продлении срока рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, о проведении обыска, осмотра жилища или иного законного владения, выемки, о наложении ареста на имущество, почтово-телеграфные и иные отправления, о временном ограничении права на выезд из Республики Беларусь, о прослушивании и записи переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров, о выемке документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, о приводе, о применении, изменении и отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, об этапировании, о применении мер по обеспечению безопасности. Кроме того, Министр внутренних дел, Председатель Комитета государственной безопасности, директор Департамента финансовых расследований письменно согласовывают решение органа уголовного преследования о задержании лица.

Председатель Комитета государственной безопасности или лицо, исполняющее его обязанности, при производстве предварительного следствия по уголовным делам следователем Комитета государственной безопасности в соответствии с подследственностью, а также при производстве дознания по уголовным делам вправе вынести мотивированное постановление о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; о проведении обыска, осмотра жилища или иного законного владения; о наложении ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемке, выемке документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; о прослушивании и записи переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; об извлечении трупа из места захоронения (эксгумации); о помещении подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; об отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности. Указанное постановление не требует санкционирования прокурором. Копия соответствующего постановления в течение 24 часов направляется Генеральному прокурору или лицу, исполняющему его обязанности.

Не допускаются применение меры пресечения или производство процессуальных действий на основании постановления Председателя Комитета государственной безопасности или лица, исполняющего его обязанности, в случае предыдущего отказа Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, в даче санкции на их применение (производство).

Указания начальника органа дознания лицу, производящему дознание, даются в письменной форме и обязательны к исполнению. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения.

Лицом, производящим дознание, является должностное лицо, уполномоченное органом дознания на осуществление досудебного производства.

Лицо, производящее дознание, вправе самостоятельно производить неотложные следственные и другие процессуальные действия, выносить процессуальные решения, за исключением случаев, когда УПК предусмотрены утверждение их начальником органа дознания, или санкция прокурора, или письменное согласование решения органа уголовного преследования о задержании лица.

Лицо, производящее дознание, вправе обратиться к начальнику органа дознания с мотивированным ходатайством о даче им поручения соответствующим работникам органа дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий и неотложных следственных и других процессуальных действий.

Наши рекомендации