Работа с раздаточным материалом. Исследователь языка Якоб Гримм считал, что «наш язык есть также наша история»

Учитель

Исследователь языка Якоб Гримм считал, что «наш язык есть также наша история». Язык каждого народа прошел большой путь развития. Часть слов того или иного языка дошла и до наших дней, а часть - затерялась в веках. Известно ли вам, что означают слова «град», «вой» и «рать»? Ответ на этот и много других вопросов по истории языка и устного народного творчества мы найдем в течение урока.

V. Изучение нового материала

1. Язык - источник знаний о прошлом

«Микрофон». Подумайте, почему язык называют источником знаний о прошлом.

Учитель

Свою историю имеют не только города и государства, но и слова. Исследуют происхождение слов ученые-языковеды. Слова бывают активными и пассивными.

«Два - четыре - все вместе». Подумайте, какие слова называют «активными», а какие - «пассивными».

Методический совет. На доске записано задание для обсуждения. Каждый ученик в течение 1 минуты самостоятельно ищет возможный ответ на поставленную задачу. Далее ученики объединяются в пары и обмениваются своими соображениями относительно задачи. В процессе обсуждения пары должны прийти к согласию относительно ответа. Работа в парах длится до 2 минут. На следующем этапе пары объединяются в четверки и знакомят своих одноклассников с выработанным решением. В процессе обсуждения участники четверки должны прийти к согласию. Работа в четверках длится до 4 минут. На завершающем этапе четверки переходят к коллективного обсуждения задачи.

«Микрофон». Приведите примеры активных слов.

Учитель

К пассивным относят слова, вышедшие из активного употребления. Такие слова называют архаизмами, то есть устаревшими словами. Например, вместо слова «рать» сегодня говорят «войско», слово «пиит» означает «поэт», а слово «мир» - «община».

Работа в парах

Задание. Работая в парах, подобрать к устаревших слов современный аналог.

Карточка 1 Уста - ... (губы, рот) Злато - ... (золото)   Карточка 2 Вой - ... (воины) Перст - ... (палец)   Карточка 3 Живот - ... (жизнь) Град - ... (город)

Учитель

Пассивными называют слова-историзмы. Это слова, связанные с тем или иным периодом исторического развития народа. Так, во времена Киевской Руси употреблялись слова «князь», «боярин» и «воевода». Слова «казак» и «гетман» свидетельствуют о казацкой эпохе.

К пассивным словам также относятся и слова-неологизмы. Это слова, которые были недавно созданы или заимствованы из других языков. Например, сегодня бытуют такие новые слова, как «клон», «имиджмейкер», «виртуальный». Эти слова не были известны вашим прабабушкам.

Интересно, что каждое слово на время своего появления было неологизмом, то есть новым. Например, слова «метрополитен» и «телевидение» для ваших бабушек и дедушек были неологизмами. В свою очередь, слова «компьютер» и «супермаркет» были новыми для ваших родителей. Однако сейчас эти слова стали обычными, мы ежедневно пользуемся ими в быту.

Некоторые новые слова обязаны своим появлением писателям.

«Микрофон». Приходилось ли вам создавать новые слова?

Учитель

Кроме всего, слова могут быть национального происхождения. Также в языке каждого народа присутствуют иноязычного происхождения, которые закрепились в русском языке.

Работа с карточками

Задание. Определить, при каких обстоятельствах предлагаемые слова могли попасть в русский язык.

Слова греческого происхождения: кипарис, комета, корабль, математика.

Слова латинского происхождения: форма, студент, академия, комедия.

Слова тюркского происхождения: халва, кнут, арбуз, базар.

Слова французского происхождения: бюро, пляж, пальто, пюре.

Слова английского происхождения: баскетбол, лидер, пикник, джентльмен.

Слова итальянского происхождения: кортик, тенор, сопрано, корсар.

Слова немецкого происхождения: курорт, бутерброд, магазин, солдат.

Слова голландского происхождения: краб, яхта, трап, люк.

2. Происхождение имен людей

Работа со словарем

Антропонимика - наука, изучающая происхождение имен, фамилий, псевдонимов.

Работа с раздаточным материалом

Задание. Проработайте раздаточный материал и передайте тремя предложениями содержание прочитанного.

Раздаточный материал

В древние времена имя ребенку давали в зависимости от порядка, времени и обстоятельств его рождения. Например, третьему ребенку в семье могли дать имя Третьяк, шестому - Шестак. Девочка, которая появилась на свет зимой, могла получить имя Зима, а та, что родилась весной - Весна.

Именем родители могли высказывать и свое отношение к новому члену семьи. Ребенку, рождения которого с нетерпением ожидали, давали имя Бажан, Ждан, Любко, Кохан. Малышей, которые не отличались ростом, могли назвать Дрибко, Дрибля, Малко, Малышко, Комар, Муха. Светловолосых и русых именовали Билан, Свитлык, а смуглых - Черный. Капризных и крикунов называли Ревами, Кричунами, Верещаками, а спокойных, непривередливых - Мовчан, Несмеянам.

Считалось, что удачно подобранное имя повлияет на здоровье, характер и судьбу ребенка. Он будет расти здоровым, если назвать его Здоровко, счастливым - когда Щасный. Имя Умник принесет ум.

Имена с негативным эмоциональным окрасом давались как вынужденная мера: по представлениям наших предков плохие имена: Горе, Захворай - оберегали детей от злых сил.

(Урывалкин А. М. Историческое краеведение: Учебное пособие. - 2-е изд., стереотип. - К.: КНТ, 2008. - С. 62.)

Работа в парах

Задание. Используя информацию на карточках объясните происхождение собственного имени и имен членов вашей семьи.

Мужские имена Адам - человек; Анатолий - восточный; Андрей - мужественный; Антон - вступаю в бой; Артем - здоровый; Богдан - данный богом; Борис - малый; Валентин - прочный; Василий - царь; Виктор - победитель; Владислав - владеть славой; Владимир - большой силой; Геннадий - благородный; Георгий - земледелец; Игнат - огненный; Григорий - тот, кто не спит; Даниил - божий суд; Евгений - благородный; Захар - божья память; Иван - дар богов; Игорь - охранник, молодой воин; Илья - мой бог; Кирилл - обладатель; Константин - стойкий; Леонид - лев; Николай - победитель народов; Михаил - равный богу; Олег - святой; Александр - защитник; Павел - малый; Петр - камень; Роман - римлянин; Святослав - свят (свят) и слав (слава); Семен - отмечен; Сергей - служитель; Степан - венок; Тарас - мятежник; Трофим - кормилец; Федор - божий дар; Яков - пятая; Ярослав - яр (ярый) и слав (слава) Женские имена Галина - тихая погода; Анна (Анна) - милостивая; Дарья - и, кто обладает; Ева - женщина; Евдокия - добрая слава; Елизавета - клятва; Зинаида - подобная Зевса; Зоя - жизнь; Ирина - мир, покой; Екатерина - чистая; Лариса - чайка; Любовь - любовь; Людмила - люд (люди) и мил (милый); Майя - богиня весны; Маргарита - жемчужина; Марина - морская; Мария - любимая, желанная; Наталья - родная; Оксана - чужая; Елена - солнечный свет; Ольга - святая; Раиса - легкая; Светлана - света (свет); София - мудрая; Тамара - финиковая пальма; Татьяна - предназначена; Юлия - кудрявая.  

(Урывалкин А. М. Историческое краеведение: Учебное пособие. - 2-е изд., стереотип. - К.: КНТ, 2008. - С. 70.)

Беседа

1) Что такое фамилия?

2) Для чего человеку нужна фамилия?

3) Подумайте, давно существуют фамилии.

Учитель

Слово «фамилия» в нашем современном понимании является родовым именем, то есть именем семьи. Таким было и первоначальное назначение этих особых слов - именовать все семейство в целом.

Известно, что на территории нашего края с XIV в. представители высших слоев общества перестают называться одними лишь именами. Для уточнения места личности в обществе обращаются с указанием на место жительства. Распространенным типом наследственных именований княжеских и шляхетских родов были фамилии, которые образовались от названий населенных пунктов. Например, Острожские, Каширские, Волконские.

Почему фамилии появились у представителей высших слоев общества? Эти люди покупали и продавали свои села и другие владения, записывали их по наследству детям, родственникам, и эти действия требовали оформления соответствующими документами. А для детей и внуков было удобно, чтобы фамилия свидетельствовало о том, что они потомки и наследники такого-то предка.

Самую многочисленную группу среди русских фамилий составляют те, что образовались от имен собственных. Самым распространенным было имя Иван, от него возникло около 130 фамилий: Иванов, Иванцив, Иваси, Иваненко. Больше полусотни фамилий происходят от таких имен, как Григорий, Михаил, Семен, Степан, Федор, Яков.

VI. Закрепление и систематизация изученного материала

Беседа

1. Объясните название урока «Язык как источник знаний о прошлом».

2. Какие слова называют историзмами? Приведите примеры.

3. Объясните, как вы понимаете эпиграф урока.

4. Что изучает наука антропонимика?

VII. Коррекция и рефлексия. Итоги урока

Проверка выполнения заданий, анализ типичных ошибок.

Выводы:

§ слова каждого языка имеют свою историю;

§ слова, которые мы используем в своей речи ежедневно, называются активными;

§ к пассивным относят слова, вышедшие из активного употребления - устаревшие слова и историзмы;

§ историзмы - это слова, связанные с определенным историческим периодом развития государства;

§ словами-неологизмами называют слова, которые были недавно созданы или заимствованы из других языков;

§ большая часть слов украинского языка имеет украинское происхождение;

§ в украинском языке слова иноязычного происхождения составляют 10 % от общего их количества;

§ антропонимика - наука, изучающая происхождение имен, фамилий, псевдонимов.

VIII. Домашнее задание

1. Выучить новые термины и понятия.

2. Творческое задание. Создайте рисунок к одному из слов-историзмов.

Наши рекомендации