Теория происхождения человека изложена Ф. Энгельсом в 1873--1876 гг.

Культура и цивилизация. Типология культур и цивилизаций.

Культура-совокупность духовных, материальных, интеллектуальных признаков общества, включающих: искусство, литературу, жизненные стили, модусы общежития( семья, клан), систему ценностей, традиции, верования.

Цивилизация- это качественный рубеж в истории человечества, определенная стадия на которой формируется характерный социо -культурный комплекс.

Типология цивилизаций и культур:

По типу деятельности

- аграрные (сельскохозяйственная сфера)

-индустриальные (промышленность)

-постиндустриальные ( информация (теоретические знания)).

2.По общественно экономической формации - (развитие общественной системы с позиции смены общественно-экономических формаций друг другом.)

По географическому принципу

-приморские

- континентальные

- горные

По типу власти

- монархия

-диспатия

-демократия

По вектору творческой энергии

- интравертные

-

6.-Первичные

- Вторичные( на обломках первичных)

- периферийные( на пустом месте)

7.До первобытная, первобытная, военная, религиозная, цивилизационная (общественный договор), научная, постнаучная.

По религиозному признаку

- исламская

- христианская

-будистская..

9. - постфигуративня( дети учатся у взрослых)

- кофегуративная( взаимное обучение, как взрослые у детей, так и дети у взрослых)

- префегуративная( взрослые учатся у детей)

17.Теории локальных цивилизаций.

Представители: Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др. Ее смысл заключается в том, что исторически существует не единая культура, а множество локальных культур. В рамках данной парадигмы культура стала пониматься как ценность вне зависимости от места на эволюционной лестнице. Культура понимается как сложный организм, где части и элементы органично связаны друг с другом. Необходимо понять роль и функцию каждого элемента в этом культурном организме.

Николаю Яковлевичу Данилевскому, который в своей книге «Россия и Европа» (1869) противопоставил стареющей европейской цивилизации молодую славянскую. Он указывал, что ни один культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные. Западная Европа в этом отношении не представляет исключения.

Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа немецкого философа и культуролога Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918) Как и Данилевский, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое время», Шпенглер выступил сторонникомдругого взгляда на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур,проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Он выступает с критикой европоцентризма и исходит из необходимости найти ответы на вопросы, поставленные современным обществом: в теории локальных культур немецкий мыслитель находит объяснение кризису западного общества, которое переживает такой же упадок, который постиг египетскую, античную и другие древние культуры.

Гораздо более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций внёс английский историк Арнольд Тойнби. В своём 12-томном труде «Постижение истории» (1934—1961 гг.) британский учёный подразделил историю человечества на ряд локальных цивилизаций, имеющие одинаковую внутреннюю схему развития:1. Появление, 2. Становление, 3. Упадок цивилизаций характеризовался такими факторами, как внешний

· Божественный толчок и энергия,

· вызов и ответ и

· уход и возвращение.

Во взглядах Шпенглера и Тойнби есть много общих черт. Главное же различие состоит в том, что у Шпенглера культуры совершенно обособлены друг от друга. Для Тойнби важно, что некоторые общества, присоединяясь к другим, обеспечивают непрерывность исторического процесса. (истинной областью исторического анализа должны быть общест­ва, имеющие большую протяжен­ность во времени и в пространстве, нежели чем национальные государства) Тойнби насчи­тывает более двадцати. Это — западная, две православных (рус­ская и византийская), иранская, арабская, индийская, две даль­невосточных, античная, сирийская, цивилизация Инда, китай­ская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя, египетская и др. Тойнби считает, что рост цивилизации состоит в прогрессив­ном и аккумулирующем внутреннем самоопределении или само­выражении цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре. Растущая цивилиза­ция — это постоянное единство. Ее общество состоит из твор­ческого меньшинства, за которым свободно следует, подражая ему, большинство — внутренний пролетариат общества и внешний пролетариат варварских соседей. В таком обществе нет братоубийственных схваток, нет твердых, застывших раз­личий. В результате процесс роста представляет собой рост целостности и индивидуального своеобразия развивающейся ци­вилизации.

18. Проблема генезиса культуры: орудийно-деятельностная теория.

Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. Человечество до сего времени не имеет четких данных о появлении человека и его развитии. Поэтому и существует несколько версий происхождения человека, культуры и их эволюции.

Предполагается, что генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную.

Согласно орудийно-трудовой концепции, внутри которой осмысливается генезис культуры, человек выделился из животного мира.

Теория происхождения человека изложена Ф. Энгельсом в 1873--1876 гг.

Она представлена в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которая являлась одной из глав его работы «Диалектика природы». Энгельсу принадлежит классическая формула- «Труд создал человека». Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева.

По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда. В процессе труда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. Так появилась речькак средство общения в совместной трудовой деятельности. Последствия этих предпосылок - возникновения процесса речи и труда - огромны. Сущность человека -- в совокупности всех общественных отношений. Поэтому животным рождаются, человеком лишь становятся. В свою очередь, деятельность человека оказалась огромным импульсом, приведшим к культурогенезу.

Итак, орудийно-трудовая концепция подтвердила мысль о том, что труд сотворил человека и культуру как способ его жизнедеятельности и стал сильным импульсом, приведшим к культурогенезу, а социальный механизм воспроизводства человеческой деятельности значительно расширил пространство культуры. Труд - это то, что отделяет человека от природного царства, подразумевая под ним специфический способ жизнедеятельности, приведшей к культуре.

Труд - сознание- общество( в котором есть иерархия. деление на функции,где у каждого своя специализация) - речь( для обучения, передачи навыков).

Наши рекомендации