Iii. навигация под бомбами

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Когда начала действовать Дорога жизни?

2. Какие опасности приходилось преодолевать морякам Ладожской военной флотилии? Подчеркни.

Iii. навигация под бомбами - student2.ru Баржа на Ладоге. 1942 г.

В сентябре 1941 года началась первая навигация* в осажденный город. С Большой земли грузы по железной дороге доставлялись сначала в Волхов, оттуда — в Новую Ладогу, а затем водным путём на западный берег к маяку Осиновец. Именно сюда 12 сентября первыми прибыли две баржи, груженные зерном и мукой. 12 сентября и счита-ется началом Дороги жизни. Навигация 1941 го-да продолжалась до ледостава, наступившего 29 ноября.

За четыре навигации 1941,1942, 1943 и 1944 гг. в Ленинград водным путем были доставлены сотни тысяч тонн различных грузов, и эвакуированы сотни тысяч людей.

Гитлеровское командование предпринимало отчаянные попытки, чтобы сорвать эти перевозки. Суда подвергались постоянным нападениям вражеско го флота и авиации. Но, как писал швейцарский историк Ю. Майстер: «На озере Советский флот продемонстрировал свое полное превосходство над флотом противника и остался хозяином этого жизненно важного пути».

По В. Кулинченко.

________________

*Навигация - время, в течение которого осуществляется судоходство.

IV. Ледянка

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Какие участки входили в состав Военно-автомобильной дороги № 101? Подчеркни каждый участок.

2. Какие трудности приходилось преодолевать водителям? Выдели желтым цветом

Зимой, когда Ладогу сковывали льды и навигация прекращалась, снабже- ние Ленинграда происходило по ле-довой автомобильной трассе через Ладожское озеро, или по Ледянке, как называли её ленинградцы… Ледовая дорога жизни [длина кото-рой составляла всего триста восемь километров] состояла из трех основ-ных участков... Беря начало в Лени-нграде она должна была идти стари-нным большаком* до берега Ладоги и там спускаться на озерный лед близ мыса Осиновец.

Iii. навигация под бомбами - student2.ru

В ноябре 1941 года первыми по неокреп-шему льду Ладоги пошли обозы с мукой

Iii. навигация под бомбами - student2.ru Ледовая дорога № 101

Далее лежал самый рискованный и самый опасный участок -30 километровая «ледян- ка», проходившая к тому же на виду вра-жеских огневых позиций. В селе Кобона на восточном берегу озера дорога вновь стано -вилась на грунт. И тут начинался третий участок – к далекой железнодорожной станции Подборовье, по сплошному бездо-рожью.

22 ноября 1941 года началось автомобильное грузовое движение по Ладоге. Военно-автомобильная дорога № 101… начала действовать.

Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной: кроме непрерывной опасности провалиться с грузом под лед, шоферы находились

под постоянными обстрелами и бомбёжками немецкой артиллерии и авиации.

Писатель А. Сапаров.

__________

*Большак - большая дорога.

V. Эвакуация

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какой процент жителей Ленинграда был эвакуирован во время блокады?

2. Почему германское командование препятствовало эвакуации гражданского населения?

Когда началась война, в Ленинграде проживало около 3 миллиона жителей. Многие из них в силу своего возраста и здоровья не могли участвовать в обороне города, и их было решено эвакуировать. Во время навигации

на судах Ладожской флотилии, зимой на автомашинах из города

вывозились тысячи и тысячи детей, женщин, стариков.

Командование группы армий Север получило директиву из Берлина: «Фюрер приказал всеми средствами, особенно воздушными налетами на Ладожский район судоходства, подавлять эвакуацию из Ленинграда, чтобы не дать противнику возможности вывозом гражданского населения достичь улучшения продовольственного положения в городе».

За каждым пароходом, за каждой автомашиной охотились фашистские летчики. Не всем эвакуировавшимся удалось вырваться из блокадного кольца. Трагическую судьбу своих друзей-мальчишек описал ленинградский поэт О. Шестинский:

В том жестоком, дальнем году, Чтоб не лечь на блокадном погосте Уезжали вы - кожа да кости – И попали под бомбы на льду. Непроглядна, черна глубина, Не проснуться погодкам милым, Их заносит озерным илом На года, на века, навсегда.

Всего за время блокады из Ленинграда было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек. Из них в город Горький и Горьковскую область переселились несколько тысяч человек, многие из которых в наше время являются членами организации «Жители блокадного Ленинграда в Нижнем Новгороде».

VI. Полуторки из Горького

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Почему ГАЗ-АА стал главным автомобилем Дороги жизни? 2.Подчеркни преимущества полуторки перед другими автомобилями. 3. Гдев Нижнем Новгородеустановлены памятники этой машине?

Главным автомобилем Ледовой дороги жизни был грузовик ГАЗ АА,

Iii. навигация под бомбами - student2.ru ГАЗ АА - полуторка

производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1932 по 1949 год. Машина имела небольшой вес, и ее выдерживал лед Ладожского озера. При небольших размерах она могла везти полторы тонны груза. За это её называли полуторкой. Полуторок было выпущено сотни тысяч. Они отличались неприхотливостью к горючему. Они легко запускались в самый лютый мороз. На эти хрупкие машины и приходилась основная тяжесть военных перевозок.

Много памятников в нашей стране поставлено легендарной полуторке. Есть они и в Нижнем Новгороде. Одна полуторка застыла на постаменте напротив главной проходной Горьковского автомобильного завода, другая полуторка - на выставке вооружения в кремле

По В. Федорову

VII. Память

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Почему мемориал «Разорванное кольцо» был поставлен на мысе Осиновец?

2.Что в памятникесимволизирует «Дорогу жизни»? Подчеркни.

Iii. навигация под бомбами - student2.ru Разорванное кольцо
«Разо́рванное кольцо́» — мемориал, расположенный на западном берегу Ладожского озера на мысе Осиновец. Две железобетонные арки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни. На площадке под арками в бетоне — следы протектора машин, уходящие в озеро. У подножия кольца выбиты строки:
Потомок, знай: в суровые года, Отсюда мы вели Дорогу жизни, Верны народу, долгу и Отчизне, Чтоб жизнь не умирала никогда. Через торосы* ладожского льда Б. Кежун.

*Торос - ледяная глыба, образовавшаяся при сжатии льдов.

Наши рекомендации