Новая историография истории древней церкви

Труды древних историков Церкви часто рассматриваются как самостоятельные источники, либо непосредственные (в случае, если описаны события, свидетелями которых были авторы), либо опосредованные (если передают события, пользуясь чужими данными или сообщениями).

Однако до начала реформации (XVI в.) развитие церковно-исторической науки являлось скорее собиранием, накоплением фактов. Лишь начиная с XVI в., на Западе появляются труды, авторы которых стали критически изучать и систематизировать имеющиеся сведения.
Появление этих трудов связано с полемикой между римско-католичеством и протестантизмом. Каждое из этих течений пыталось на основании имеющихся фактов оправдать свою правоту. Первый труд такого рода - «Магдебургские центурии» (1574) был написан коллективом авторов под руководством Матея Флоция. Сочинение охватывает 13 столетий, имеет протестантскую тенденцию и носит антикатолический характер. Ответом на этот труд стало сочинение католического ученого Цезаря Барония «Аналлы». Эта книга повествует о событиях церковной истории до 1198 г., опровергая протестантскую концепцию церковной истории. Принадлежность Барония к католической Церкви не умаляет научного значения этой книги. Сочинение это неоднократно переиздавалось, было издано в России по приказанию императора Петра Великого и долгое время было основным историческим сочинением по истории ранней Церкви. В начале ХХ века «Аналлы» были переизданы в Москве старообрядцами, относившимися к труду Барония с большим уважением.

Среди других историков следует отметить Клавдия Флери, написавшего на рубеже XVII-XVIII вв. двадцатитомную «Историю Церкви», где рассматривается период до 1414 г.

Кроме того следует отметить Готфрида Арнольда (†1714), который постарался освободиться от полемической направленности истории; но впал в другую крайность: в его сочинении оправдываются еретики и осуждаются официальные представители Церкви.

Взвешенный, отвлеченный подход к церковной истории заметен в труде другого историка - Иоанна Мозгейма († 1755).

В XVII в. в историю Церкви стал проникать рационализм. Начало подобного подхода часто связывают с историком Соломоном Землеером († 1791). Историки-рационалисты стали изгонять из церковно-исторической науки элементы чудесного (метафизического, надбытийного), объясняя все поступки и действия исторических личностей исключительно человеческими побуждениями.

В XIX в. сложилось три церковно-исторических школы:

Школа А. Неандра – признавала Божество Христа, старалась следовать принятому к XIX в. взгляду на церковную историю, хотя и не отрицала человеческого элемента в ряде пунктов. Представители этой школы - Бидеман, Герике, Куртц, Шенкель, Гагенбах, Ульман, Газе.

Школа Баура (Новотюбингенская - историческая) не считала Христа Сыном Божиим и рассматривала историю первых веков христианства как борьбу Церкви с иудео-христианством и полуязыческим христианством, которые, якобы, примирились во II веке путем взаимных уступок. Представители школы - Целлер, Швенглер, Штраус (Жизнь Иисуса – анализировал и выявлял противоречия в Евангелиях, доказывал историчность Христа как личности), Кестлин, Гильгенфельд, Пфлейдерер. Самый радикальный из представителей школы – Бруно Бауэр (Христос и Цезарь – христианство возникло не в Палестине, а в Александрии или Риме; нащупал консервативный элемент христианства – отвлекает от тягот текущего дня, уводит от социальной борьбы).

Школа Ричлианская(мифологическая)также не признавала Иисуса Христа Сыном Божиим, считала, что учение Христа было изменено еще апостолами. К последующим временам представители этой школы также применяют рациональный подход. Ярким и наиболее известным представителем этой школы является Адольф Гарнак (Сущность христианства, Церковь и государство – сопоставляет Евангелия и приходит к выводу, что Евангелие от Марка является определяющим для всех других; более того, в основе Евангелия от Марка лежит некий древний источник – арамейский сборник изречений, приписываемых Христу и т.п.).


Среди систематических трудов, написанных русскими учеными, следует назвать следующие:
1. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. В 1873 г. автор был удостоен за это сочинение Макарьевской премии. Однако к настоящему времени этот труд в известной степени устарел.

2. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Данный труд является записью лекций профессора в Санкт-Петербургской академии и является непревзойденным. Болотов является одним из наиболее выдающихся ученых историков мирового уровня и при углубленном изучении предмета это сочинение является незаменимым.
3. Тальберг Н.Д. История Христианской Церкви. Данное сочинение широко распространено и популярно. Достоинством его является ясность и простота изложения. Однако следует помнить, что этот учебник является переработкой дореволюционных семинарских пособий, т.е. не выходит за рамки гимназического уровня. Не лишено оно и других недостатков. Автор, например, обвиняет в монофизитстве св. византийскую императрицу Феодору, что, является несправедливым.
4. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. Работа имеет высокий научный уровень, однако издан был этот труд уже после смерти автора по сохранившимся рукописям. Вследствие этого работа Поснова имеет немало недоработок. Поснову ставят в вину и предвзятый взгляд на отношения между Константинополем и Римом в XI веке.

5. Карташев А.В. Вселенские Соборы. Данное сочинение имеет высокий научный уровень и будет полезно как для начинающих историков, так
и для тех, кто изучает предмет углубленно.

6. Шмеман А., протопр. Исторический путь Православия. Книга отличается живым языком и простотой изложения. Ее можно порекомендовать
тем, кто приступает к изучению церковной истории.

7. Свенцицкая И.С. От общины к церкви. Книга может быть использована в качестве краткого учебного пособия, в котором коротко с точки зрения светского историка изложены основные проблемы истории древней церкви.

            


Наши рекомендации