Фрагменты, место которых не установлено 3 страница

101. Вначале были в употреблении два рода завещаний: заве­щание составляли или перед лицом всего народа в куриатных собраниях1, созывавшихся для этой цели дважды в год, или перед выступлением в поход, т. е. тогда, когда для войны бра­лись за оружие и намеревались идти в сражение. Словом procinctus обозначалось вооруженное войско, готовое к бою. Итак, одни завещания составлялись во время мира и покоя, а другие — перед выступлением на поле сражения.

102. Позднее вошел в обычай третий род завещаний — по­средством весов и меди. Если кто не составил завещания ни в куриатных собраниях, ни на поле сражения, то в случае, если ему неожиданно стала угрожать смерть, он передавал в манци-пационной форме другу [постороннему лицу] свое семейство, т. е. свое имущество, и просил его распределить имение соглас­но его последней воле. Этот вид завещания называется завеща­нием посредством весов и меди, конечно, потому, что соверша­ется посредством торжественной продажи.

103. Но первые два рода завещаний с давних времен вышли из употребления; последний же вид завещания, который совер­шается посредством весов и меди, оставался. Разумеется, что теперь он совершается иначе, чем прежде, когда тот, который посредством мнимой продажи приобретал от завещателя имуще­ство, занимал место наследника, и поэтому завещатель объявлял ему, что хотел бы дать каждому после своей смерти; теперь же назначается в завещании один наследник, который обременяет­ся отказами, а другой принимается в качестве мнимого покуп­щика наследственного имения по аналогии с древним правом.

104. Вся процедура свершается таким образом: в присут­ствии приглашенных по этому поводу пяти свидетелей, совер­шеннолетних граждан, и весовщика, как и в других манципа-ционных сделках, составляющий завещание уступает посред­ством мнимой продажи свое имущество постороннему лицу, причем последний, т. е. покупатель имущества, произносит сле­дующие слова: «Я утверждаю, что твоя семья и имущество твое по квиритскому праву находятся под моей опекой и моим над-

1 Под comitia calata Гай подразумевает куриатные комиции (см.: Gell. 15, 25), т. е. собрание римского народа по куриям — древнейшим родовым объединениям римлян по типу греческих фратрий. Калатны-ми эти комиции назывались потому, что они торжественно созывались (calare) жрецами.

зором, а по этому праву, по которому ты можешь составить завещание, все это покупается мною за цену наличной меди», как некоторые прибавляют: «медных весов»; потом он прика­сается медью к весам и отдает ее завещателю, как бы означая покупную цену. Тогда завещатель, держа в руке акт завеща­ния, произносит следующее: «Все так, как это написано в этом завещании на восковых дощечках, я даю, завещаю, свидетель­ствую, да и вы, квириты, будьте свидетелями». Этот акт назы­вается nuncupatio, что значит «публично заявлять в торже­ственных словах», и, конечно, все отдельные предсмертные распоряжения, которые помещаются в завещании, наследова-тель, как видно, публично заявляет и подтверждает торже­ственно их силу в общей формуле.

О завещаниях солдат

109. От обязанности соблюдать при составлении завещаний вышеназванные формы освобождены императорскими указами воины, по причине чрезвычайной их неопытности; поэтому их завещание считается действительным в любом случае, хотя бы они и не призвали законного числа свидетелей, и не продали наследственного имущества мнимым образом, и не заявили бы торжественно о своей последней воле.

ПО. Кроме того, воинам позволено назначать себе наследни­ками и иностранцев, и латинских граждан или оставлять им от­казы, между тем как прежде иностранцы по цивильному праву не могли приобретать ни наследства, ни отказов, латиняне же лишены были этого права по закону Юния.1

119. Претор, однако, может предоставить назначенным на­следникам владение наследством согласно завещательному до­кументу, если он будет подписан семью свидетелями и если нет наследника, к кому бы могло по закону перейти наследство, например брата, рожденного от того же отца, или дяди по отцу, или сына от брата, то назначенные наследники могут удержать за собою наследство. То же самое имеет место по закону, если по какой-либо иной причине завещание оказывается недействи­тельным, когда, например, имущество манципированным обра­зом не было продано или когда завещатель последней воли сво­ей торжественной не заявлял.

1 Закон Марка Юния Пенна о перегринах датируется 126 г. до н. э. (Cic. off., 3, 11).

124. Если же завещатель обойдет молчанием прочих детей, то завещание не теряет силы; лица, обойденные в завещании, допускаются к наследованию совместно с назначенными наслед­никами, каждый в одной доле, если они прямые наследники [свои]; если же посторонние, то получают половину, т. е. если кто, например, назначит трех сыновей наследниками, а обойдет молчанием дочь, то она получает по праву приращения четвер­тую часть наследства, и на этом основании она приобретает то, что получила бы в случае смерти отца без завещания, как на­следница по закону. Но если завещатель призывает к наследова­нию посторонних и обойдет дочь, то она правом приращения приобретает половину наследства. То, что мы сказали о дочери, считаем сказанным и о внуке, и о всех детях, все равно, будут ли они мужского или женского пола.

127. Но если отец лишает сына наследства, то должен это сделать поименно; в противном случае сын не лишается наслед­ства. Поименное лишение наследства имеет место тогда, если кто лишает сына такими словами: «Сын мой Тиций да не будет моим наследником» или таким образом: «Сын мой да будет ли­шен наследства», не прибавляя собственного имени [разумеет­ся, если нет другого сына].

128. Прочих же детей обоего пола можно лишать наследства посредством общей формулы следующими словами: «Все про­чие да будут лишены наследства», каковые слова обыкновенно прибавляются тотчас после назначения наследников. Так пред­писывает цивильное право.

129. Претор же приказывает всех детей мужского пола, т. е. внуков и правнуков, лишать наследства поименно, детей же женского пола, т. е. дочерей, внучек, правнучек, можно лишать наследства или поименно, или посредством общей формулы.

135. Детей, освобожденных из-под отеческой власти, цивиль­ное право не обязывает ни назначать наследниками, ни лишать их наследства, так как они уже не свои наследники. Тем не менее претор повелевает всех их лишать наследства, будут ли эти лица мужского или женского пола, если они не назначаются наследниками, именно: лица мужского пола — поименно, женс­кого же — или поименно, или посредством общей оговорки. По­этому, если они не будут назначены наследниками и не лишены наследства таким порядком, как мы выше сказали, то претор обещает им, вопреки завещанию, владение наследством.

135а. Не находятся во власти отца те, которые вместе с ним удостоены прав римского гражданства, причем, однако, отец, получая римское гражданство, или не просил о том, чтобы иметь их в своей власти, или, хотя и просил, но безуспешно; ибо те, которые подчиняются отцовской власти императором, ничем не отличаются от тех, которые родились уже в подчиненности.

136. Равным образом дети по усыновлению, пока они состоят во власти отца-усыновителя, пользуются теми же правами, как и дети, происшедшие от законного брака. Освобожденные же из-под отеческой власти отцом-усыновителем не считаются в числе детей ни по праву цивильному, ни по праву, которое ос­новывается на преторском эдикте.

150. По названному закону (lex Julia) наследство делается выморочным и собственностью народа, если никто не становит­ся истинным наследником покойного или если никто не будет преторским владельцем наследства.

151. Может случиться, что завещательный акт, составленный законным образом, вследствие противоположной воли теряет силу. Однако ясно, что нельзя завещание обессилить только тем, что впоследствии завещатель не пожелал, чтобы завещание это было действительно, до того нельзя, что если перерезать скре­пу, то все-таки завещание по цивильному праву имеет силу. Если даже завещатель уничтожит или сожжет акт завещания, то тем не менее не перестает иметь значение все то, что в завещании написано, хотя бы было трудно доказать его содержание.

О субституции

174. Иногда мы можем учредить две и более степеней наслед­ников следующим образом: «Луций Тиций, будь наследником и прими наследство в ближайшие 100 дней, в течение которых узнаешь и сумеешь принять. Поэтому если ты не примешь на­следства, то не быть тебе наследником, а наследником пусть будет Мевий и примет в течение 100 дней» и проч., а затем мы можем подназначить столько, сколько нам угодно.

175. Можно подназначить многих одному или одного многим и наоборот, многим — одного или больше лиц.

176. Таким образом, наследник, назначенный первым, дела­ется наследником после торжественного заявления о принятии наследства, а подназначенный исключается из числа наследни­ков. Не заявив своего намерения принять наследство, наслед­ник устраняется от наследства, хотя бы и действовал в качестве наследника, и его место занимает подназначенное лицо. А за­тем, если есть несколько степеней [наследников], то с каждым происходит то же на подобном же основании.

177. Но если определяется срок принятия наследства без лишения наследства, т. е. в следующих словах: «Если ты не примешь наследства, то наследником да будет Мевий», то дело решается другим образом; именно, так как первый наследник, не приняв наследства, действует в качестве преемника, то под-назначенный наследник призывается только к известной части, и оба становятся наследниками с равными правами; если пер­вый не примет наследства и не действует как наследник, то он тогда совсем устраняется и подназначенное лицо приобретает все наследство.

185. Назначать наследниками позволено как свободных лю­дей, так и рабов, притом как собственных, так и чужих.

186. Однако нашего раба следует сделать одновременно и свободным и наследником в следующих выражениях: «Раб мой, Стих, да будет свободен и да будет наследником» или: «Да бу­дет наследником и да будет свободен».

187. Если он будет назначен наследником без свободы, то он не может быть наследником, даже если после будет отпущен на волю своим господином, так как самое назначение его наследни­ком было недействительно, а поэтому раб, даже если бы он был отчужден, не может по приказанию нового господина принять наследство торжественным образом.

188. Раб, назначенный со свободою в наследники, если оста­нется в этом же положении, делается по завещанию способным и необходимым наследником; а если он будет отпущен на волю самим господином, то может по своему усмотрению принять на­следство. Поэтому если бы раб был отчужден, то он должен при­нять наследство по приказанию нового господина; и таким обра­зом господин через него делается наследником, ибо сам раб, бу­дучи отчужден, не может быть ни свободным, ни наследником.

191. Теперь мы рассмотрим отказы. Эта часть права, каза­лось бы, не входит в состав предложенной материи; ибо мы говорим о тех формах права, которыми приобретаем вещи в совокупности. Но, когда мы уже сказали о завещателях и о наследниках, назначаемых по завещанию, то не без основания вслед за сим может быть обсуждаем и этот предмет.

192. Есть четыре формы отказов, именно: отказ посредством виндикации, отказ посредством присуждения к выдаче вещи, способом дозволения [легатарию взять вещь] и посредством по­лучения вещи наперед.

193. Посредством виндикации мы отказываем следующим образом: «Л. Тицию даю, отказываю, например раба Стиха»; но если мы даже только одно из этих слов употребляли, например «даю раба Стиха», то и тогда отказ совершен посредством вин­дикации. Точно так же отказано посредством формы виндика­ции, если написано другими словами, как, например, «пусть возьмет», или «пусть себе имеет», или так: «пусть захватит».

194. Отказ этот называется виндикационным потому, что отказанная вещь тотчас после принятия наследства считается вещью отказопринимателя по квиритскому праву, и если эту вещь легатарий потребует или от наследника, или от кого-либо другого, кто вещью владеет, то он должен отыскивать ее посред­ством виндикации, т. е. доказать, что вещь по квиритскому пра­ву — его.

195. Мнения юристов несогласны только в следующем: Са­бин и Кассий и прочие наши учителя утверждают, что то, что таким образом отказано, делается собственностью отказоприни­мателя тотчас после вступления в наследство, хотя бы он и не знал, что ему отказано; но после того, как легатарий узнает об отказе и такового не принимает, то будет так, как если бы не было отказа. Нерва же и Прокул и прочие основатели той шко­лы думают, что вещь делается собственностью отказопринима­теля лишь в том случае, когда он сам проявил свое согласие на принятие отказа. Но в наше время, по указу императора Пия Антонина, мы по большей части придерживаемся того мнения, которое принято было Прокулом, именно: когда однажды был отказан колонии Латин (Latinus Junianus) посредством винди­кации, то Антонин сказал: пусть обдумают декурионы, желают ли они его принять, как если бы предмет был отказан одному.

196. Посредством виндикации можно отказывать законно только те вещи, которые состоят в квиритской собственности самого завещателя, относительно вещей, которые определяются мерою, числом или весом, например вино, масло, хлеб в зерне, деньги, принято, что вполне достаточно, если они считаются квиритскою собственностью завещателя в момент его смерти. Что касается прочих вещей, то постановлено, чтобы они во всякое время состояли в квиритской собственности завещателя, т. е. и тогда, когда он составлял завещание, и когда умирал; в против­ном случае отказ недействителен.

197. Так было, главным образом, по цивильному праву; впоследствии же по почину императора Нерона было издано сенатское постановление, которым решено, что если кто отка­жет ту вещь, которая никогда не была его [собственностью], то отказ столь же действителен, как если бы он был назначен при соблюдении всех законных формальностей. Лучшее право за­ключается в отказе посредством присуждения. С помощью этой формы можно отказать даже чужую вещь, как это станет яс­ным ниже.

201. Посредством формы присуждения мы отказываем сле­дующим образом: «Мой наследник приговаривается дать моего раба Стиха Луцию Тицию». Но если отмечено будет: «Пусть даст», то в этом случае отказано посредством присуждения.

202. Посредством этой формы можно отказать даже чужую вещь, так что наследник принужден приобрести эту вещь для легатария или выдать ее стоимость.

203. Можно отказывать посредством присуждения вещь, ко­торая еще не существует, но будет существовать, например пло­ды, которые родятся на такой-то земле, или дитя, которое ро­дится от такой-то рабыни.

204. То, что таким образом отказано, хотя бы и безусловно, после принятия наследства не приобретается отказопринимате-лем непосредственно, как при отказе посредством виндикации, а остается собственностью наследника. Поэтому легатарий дол­жен предъявить личный иск, т. е. формулировать требование, что наследник обязан отдать ему вещь, и тогда наследник дол­жен будет отдать вещь манципированным способом, если она принадлежит к разряду res mancipi, или переуступить ее перед магистратом и передать владение. Если вещь принадлежит к res mancipi, то достаточно передать, потому что если наследник вещь mancipi только передает, а не манципирует, то вещь делается полною законною собственностью отказопринимателя только посредством давности; срок же давности, как мы уже в другом месте сказали, для вещей движимых — годовой, для недвижи­мых — двухгодичный.

205. И в другом отношении есть разница между отказом по­средством присуждения и отказом через виндикацию, именно в том, что если одна и та же вещь будет отказана посредством присуждения двум или более лицам совокупно, то очевидно, что каждому колегатарию следует часть, как это имеет место при отказе посредством виндикации; если вещь присуждена отдель­но, то каждый имеет право на весь предмет, так что наследник должен одному отдать вещь, другому выдать цену ее. При отка­зе, сделанном совокупно, доля отпавшего не принадлежит коле­гатарию, а остается в наследственной массе.

209. Посредством дозволения мы совершаем отказ следую­щим образом: «Да будет обязан наследник мой дозволить Лу-цию Тицию взять раба Стиха и иметь его у себя».

210. Эта форма отказов содержит в себе больше, чем отказ посредством виндикации, и меньше, чем отказ через присужде­ние, ибо таким способом завещатель может правильно отказать не только свою вещь, но также и вещь своего наследника, между тем как через отказ посредством виндикации наследователь мо­жет вообще отказать только свою собственную вещь, а через отказ посредством присуждения может отказать вещь какого угодно постороннего лица.

211. Если только в минуту смерти наследователя вещь была или его собственностью, или наследника, то отказ вполне дей­ствителен, хотя бы в момент составления завещания вещь не принадлежала ни тому, ни другому.

216. Через получение наперед мы назначаем отказ следую­щим образом: «Луций Тиций да возьмет себе наперед раба Сти­ха».

217. По мнению наших учителей, таким образом отказывать можно только в пользу того лица, которое назначено наследни­ком некоторой доли имущества, ибо получать что-нибудь напе­ред — значит взять нечто особенное; это бывает только с тем, кто назначен наследником определенной части, потому что он сверх наследственной доли будет иметь преимущественное пра­во на данную вещь.

218. Поэтому отказ, назначенный в пользу постороннего лица [не сонаследника], недействителен, так что, по мнению Сабина, он не может приобрести силы даже по сенатскому постановле­нию Нерона, ибо последним утверждаются, по словам юриста, только те отказы, которые по цивильному праву недействитель­ны вследствие недостатка связанных с этой формой условий, а не те, которые по причине самой личности легатария считаются необязательными. Но Юлиан и Секст1 решили, что сенатское постановление в этом случае утверждает отказ, ибо и здесь несо­блюдение словесных формул влечет за собою недействительность отказа по цивильному праву. Следовательно, тому же самому лицу можно бы оставить правильно отказ другими словами, на­пример через отказ посредством виндикации, присуждения или дозволительным образом. По причине ошибки в самой личности легатария отказ недействителен в том случае, когда отказ заве­щан тому, в пользу кого ни в каком случае нельзя оставлять отказ, например, если отказ составлен иностранцу, который не имеет права получать имущество по завещанию. Разумеется, что в этом случае сенатское постановление не применяется.

О Фальцидиевом законе2

224. Прежде дозволялось истощать все отцовское имущество в виде отказов и отпущений рабов на волю, оставляя наследни­ку только пустое имя «наследник». То же самое, по-видимому, дозволялось Законами XII таблиц, постановляющими, чтобы всякое распоряжение, которое кто сделает относительно своего имения, считалось законным, именно следующими словами: «Распоряжение всякого о своем имуществе да будет законом». Вот почему назначенные наследники отказывались от принятия наследства, и вследствие этого большинство умирало без заве­щания.

225. Вследствие этого был издан Фуриев закон3, который запретил отказы и дарения на случай смерти на сумму свыше 1000 ассов одному лицу, сделав исключение в пользу ближай­ших родственников завещателя. Но и этот закон не достиг того, чего хотел [не оградил интересов наследников]. Ибо тот, у кого

1 Луций Октавий Корнелий Юлиан Эмилиан — один из крупнейших римских юристов, родился около 100 г. н. э. в Северной Африке. Кон­сул в 148 г. н. э., ученик Яволена Приска. Последний глава школы саби-нианцев, пользовался особым доверием императора Адриана. Автор раз­личных юридических сочинений, в том числе знаменитого Digesta в 90 книгах. Секст Помпоний — современник Юлиана, автор ряда юриди­ческих сочинений, в том числе комментариев Ad edictum в 150 книгах. Очень важно сохранившееся благодаря Дигестам Юстиниана неболь­шое сочинение Enchiridium, представляющее собой краткий историчес­кий обзор римского права с древнейших времен до императора Юлиана.

2 Закон Фальцидия датируется 40 г. до н. э.

3 Закон Фурия предположительно датируется 190 г. до н. э.

было, например 5000 ассов, мог распределить все свое имуще­ство на многие отказы, завещая каждому из пяти человек по 1000 ассов.

226. Поэтому впоследствии был предложен закон Вокония1, которым предписывалось, что никто не может получать под видом отказов или дарений на случай смерти более того, что оставляется самому наследнику. Казалось, что по этому закону наследники наверно что-нибудь получат, однако этим создава­лось почти то же самое неудобство. Именно: распределяя на­следство между большим числом легатариев, завещатель мог до того мало оставить наследнику, что последнему не стоило при­нимать на себя всей тяжести наследства «ради столь незначи­тельной выгоды».

227. Таким образом, в позднейшее время был издан закон Фальцидия, по которому позволяется отказывать не более как три четверти целого имущества, т. е. чтобы у наследника оста­лась четвертая часть наследства; этим правом мы теперь пользу­емся.

228. Излишнюю свободу при отпущении рабов на волю ог­раничил также закон Фуфия2, как мы о том сказали в первой книге.

249. В большинстве случаев употребляются по гражанскому праву следующие формулы фидеикоммиссов: «требую, прошу, хочу, доверяю»; каждое из этих слов в отдельности имеет такую же силу, как если бы все были употреблены сообща.

250. Итак, когда мы напишем: «Луций Тиций да будет на­следником», то можем прибавить: «Прошу тебя, Луций Тиций, и требую от тебя, чтобы ты, как только будешь в состоянии принять наследство, восстановил и возвратил бы его Гаю Сею». Мы можем также просить наследника о передаче части, и от нас зависит оставить фидеикоммиссы под условием, или безуслов­но, или с прибавлением известного срока.

251. По передаче наследства передавший тем не менее оста­ется наследником, а принявший наследство считается то наслед­ником, то отказопринимателем.

260. Через фидеикоммисс можно также оставлять отдельные вещи, например землю, раба, одежду, серебро, деньги, и про­сить или самого наследника, чтобы он возвратил вещь тому или

1 Закон Вокония датируется 169 г. до н. э.

2 Закон Фуфия Каниния датируется 2 г. до н. э.

другому, или легатария, хотя последнего нельзя обременять отказом.

261. Равным образом через фидеикоммисс может быть остав­лена не только собственная вещь завещателя, но также вещь наследника, или легатария, или кого-нибудь другого. Итак, мож­но просить легатария не только передать кому-либо ту вещь, которая ему отказана, но и иную, составляет ли она его соб­ственность или чужую. Следует только иметь в виду, чтобы никого не приглашали передать кому-либо более, чем сам он получил по завещанию. Ибо требование, превышающее разме­ры завещанного, не принимается в расчет.

262. Когда чужая вещь оставляется через фидеикоммисс, то фидуциарный наследник обязан или ее самое купить и выдать, или заплатить цену ее, как это имеет место в том случае, когда чужая вещь была отказана посредством присуждения. Некото­рые юристы, однако, полагают, что фидеикоммисс недействите­лен, если собственник не продаст вещи, оставленной по дове­ренному поручению; но другое имеет место при отказе, остав­ленном посредством присуждения.

263. Посредством фидеикоммисса можно также даровать сво­боду рабу, прося наследника или легатария отпустить его на волю.

268. Во многих отношениях отличается отказ в силу фидеи­коммисса от отказа, прямо оставленного.

269. Посредством фидеикоммисса, например, можно остав­лять даже до назначения наследника, между тем отказ, остав­ленный в начале завещания, недействителен.

270. Точно так же имеющий умереть без завещания может оставить в пользу кого-либо фидеикоммисс тому, кому будет принадлежать имущество умирающего, между тем как отказы­вать он не может.

270а. Точно так же отказ, оставленный в кодициллах, только в том случае имеет значение, когда эти дополнительные акты будут утверждены завещателем, т. е. если он в завещании сдела­ет оговорку, что должно иметь законную силу все то, что он постановляет в кодициллах; между тем фидеикоммисс может быть назначен в дополнительных актах, не утвержденных даже завещанием.

271. Равным образом легатария нельзя обременять отказом, но можно на него возложить обязанность исполнить фидеиком­

мисс. Мало того, исполнение фидеикоммисса в отношении дру­гого мы можем поручить даже тому, кому мы оставляем посред­ством доверенного поручения.

272. Точно так же нельзя чуждому рабу даровать свободу непосредственно [на основании отказа], но можно ее дать через фидеикоммисс.

273. Равным образом нельзя в дополнительных актах завеща­ния никого ни назначить наследником, ни лишить наследства, хотя бы эти кодициллы были утверждены завещанием. Но на­следника, назначенного в завещании, можно в кодициллах про­сить, чтобы он передал наследство другому — все или часть его, хотя бы эти кодициллы не были подтверждены завещателем.

274. Точно так же женщина не может по закону Вокония на­следовать после того, которого имущество оценено в 100 ООО ас­сов, но может приобретать наследство в силу фидеикоммисса.

275. Также и латиняне, которым закон Юния1 запрещает прямо приобретать наследство и отказ, могут таковые приобре­тать посредством фидеикоммисса.

Книга 3

26. Претор призывает всех детей, не имеющих по Законам XII таблиц прав наследования, совершенно как если бы они были во власти [агнатского] восходящего еще во время смерти его, не делая разницы, будут ли они одни или в совместиичестве со «своими» наследниками, т. е. теми, которые оставались во власти отца.

27. Агнатов, подвергшихся умалению правоспособности, пре­тор призывает к законному наследованию не во втором классе после ближайших наследников, т. е. не в том порядке, в каком они призывались бы по закону, если бы не потерпели лишения правоспособности, но в третьем классе; ибо, хотя агнаты вслед­ствие изменения правоспособности и потеряли право агнатства, но все же они сохраняют права кровного родства. Таким обра­зом, если является кто-либо, не утративший прав агнатства, то будет иметь преимущество, хотя бы он был агнатом дальнейшей степени.

28. То же самое право, по мнению некоторых юристов, каса­ется и того агната, который, если ближайший агнат отречется от

' Датируется 126 г. до н. э.

наследства, по закону не допускается уже к наследованию. Но другие полагают, что он призывается претором к наследованию в таком же порядке, в каком Законы XII таблиц предоставляют агнатам наследство.

29. Женщины-агнатки, находящиеся вне пределов единокров­ного родства, призываются к наследованию в третьем классе, т. е. в том случае, если не будет ни своего наследника, ни агната.

30. В том же классе призываются к наследованию и те лица, которые находятся в родстве по женской линии.

31. Дети, находящиеся в усыновившем семействе, призыва­ются к наследованию после естественных родителей в том же самом классе.

32. Лица, призываемые к наследованию претором, не дела­ются наследниками в силу самого закона, ибо претор не может сделать кого-нибудь наследником; права наследства приобрета­ются только на основании закона или подобного законодатель­ного акта, как, например, сенатское постановление или распо­ряжение императора. Но если претор предоставляет им [не пра­во, а] владение наследственным имуществом, то они считаются как бы наследниками.

33. Претор устанавливает еще и многие другие степени при предоставлении владения наследством, стараясь, чтобы никто не умирал без наследника. Об этом способе наследования мы здесь не будем говорить, так как этот вопрос рассмотрен нами в другом сочинении.

33а. Здесь достаточно будет сказать только то, что когда в случаях наследования по цивильному праву [по Законам XII таблиц] одно кровное родство оказывалось, как мы заметили, бесполезным для приобретения наследства, мать считалась во­обще законною наследницею своих детей только в том случае, если вследствие перехода под власть мужа она приобрела права единокровного родства.

88. Теперь перейдем к обязательствам, главное деление кото­рых распадается на два вида: каждое обязательство возникает или из контракта, или из деликта.

89. Рассмотрим прежде те, которые происходят из контрак­та; их четыре вида, именно: они возникают вследствие или пере­дачи вещи, или торжественными словами, или письменным об­разом, или простым соглашением.

90. Обязательство заключается передачей вещи, например, когда дают взаем. Заем в тесном смысле возникает при тех ве­щах, которые определяются весом, счетом и мерою, как, напри­мер, наличные деньги, вино, масло, хлеб в зерне, медь, серебро, золото; эти вещи мы даем или счетом, или мерою, или весом для того, чтобы они сделались собственностью получающих и чтобы со временем были возвращены нам не те же самые вещи, но другие того же свойства и качества. Отсюда произошло и назва­ние займа (mutuum), так как то, что мною тебе дано, из моего делается твоим (meum + tuum = mutuum).

91. Вещью обязуется и тот, кто получил недолжное от того, кто по ошибке заплатил; против него может быть вчинен иск по формуле: «если явствует, что такой-то обязан дать», как будто бы он получил заем. Вот почему некоторые полагают, что малолет­ний или женщина, которым дано без соизволения опекуна по ошибке то, что им не следует, столь же мало обязаны возвратить это по судебному требованию, как и на основании займа. Впро­чем, сей вид обязательства, по-видимому, не происходит из дого­вора, так как тот, кто дает в намерении заплатить, скорее хочет прекратить обязательственное отношение, чем заключить.

Наши рекомендации