Исторические и теологические предпосылки

Ludwig Richard Conradi

Missionar, Evangelist und Organisator

Der siebenten-Tags-Adventisten

In Europe

3., aktualisierte und erweitere Auflage

Peter Lang

Europäischer Verlag der Wissenschaften

Frankfurt am Mein 1998

Даниэль Хэйнц

Людвиг Рихард Конради

Миссионер, евангелист и организатор

Церкви Адвентистов Седьмого Дня

В Европе и в России

МедНа

Николаев 2006

Оригинал

D.Heinz

Ludwig Richard Conradi

Missionar , Evangelist und Ornanisator der Siebenten- Tags-Adventisten in Europa

___________________________________________________________________

Перевод с немецкого Д.Гусаров

Свидетельсто государственного реестра

субьект издательского дела

серия ДК № 482 13.06.2001

Формат 60×43/8 .Бумага газетная .Печать офсетная.

Издательство «МедНа », г.Николаев

Отпечатано в типографии изадательства «МедНа »

ISBN 966-8348-07-9

Что жаловаться?

Смелее! С верой! С полной отдачей!

Наше дело будет расти!

Тысячи и тысячи душ

Будут еще завоеваны для церкви.

Конради

Эта книга посвящена всем тем, кто ставит миссионерскую деятельность выше богословских дискуссий, кто проникнут любовью Иисуса к людям, кто всем сердцем ждет Его возвращения.

Предисловие

Когда начинаешь углубленно заниматься какой-либо историей, обычно наталкиваешься на какое-нибудь одно имя. Это имя имеет определенное звучание, пробуждает неопределенные представления, но ничего не говорит о человеке - носителе этого имени - о его характере и жизни. Когда начинаешь изучать изменчивую историю адвентизма в Европе, то внимание привлекает вновь и вновь встречающееся имя Людвига Рихарда Конради. Более 100 лет назад в 1886 году, он начал свою фантастически успешную миссионерскую и евангелическую деятельность сначала в Базеле, а затем в Гамбурге. Еще до своей смерти он стал легендой среди адвентистов седьмого дня и вплоть до сегодняшнего дня живет в рассказах и преданиях как человек, проложивший путь адвентистскому движению во многих странах Европы. Несмотря на переход к баптистам седьмого дня в конце своего жизненного пути, его значение и заслуги перед церковью адвентистов седьмого дня остаются неоспоримыми. Как никто другой он заслужил безграничное уважение современников и потомков за последовательное распространение адвентизма в течение более четырех десятков лет. После его ухода адвентистская история в Европе больше не знала такого стремительного роста и развития адвентистских общин. Многосторонность его деятельности и неслыханная работоспособность оказывают до сегодняшнего дня значительное влияние на развитие адвентизма на нашем континенте.

Предлагаемая в этой книге биография не имеет своей целью изобразить Л. Конради как некоего святого, без ошибок и промахов. Для того, чтобы представить его жизнь и образ мыслей в истинном свете, должны быть также освещены и проблематичные стороны его личности. В этом отношении данная книга предлагает адвентистам своего рода попытку "примирения с прошлым", где величие и ограниченность, триумф и трагизм необыкновенной жизни этого незаурядного человека навсегда останутся загадкой.

Я хотел бы выразить чрезвычайную признательность своиму студенту Францу Тоту за его компетентную помощь в наборе и подготовке к печати этой книги, а также благодарность своему отцу, доктору Хансу Хайнцу, который оказал значительный вклад в создание этой книги посредством своих критически-стимулирующих комментариев и всестороннего поощрения. В течение многих лет мне пришлось выискивать трудно доступные материалы, разбросанные по многочисленным архивам и библиотекам Соединенных Штатов, Германии, Англии, Австрии, Венгрии и России. В этой работе мне оказали всестороннюю поддержу и помощь д-р Г. Падцерац, д-р Б. Е. Пфайффер, г-жа X. Джемисон, г-н Халовяк, г-жа Л. Дедерен и г-н Т. Мерхант, за что также выражаю им свою благодарность.

Предлагаемое читателю третье издание этой книги претерпело коренное редактирование, а также значительно расширено за счет заключительной главы. Для сохранения плавности и непрерывности передачи содержания пришлось отказаться от постраничных сносок с подробным указанием литературных источников. Последняя глава книги предлагает суммарную попытку анализа миссионерской концепции Конради с точки зрения современного человека и подводит к заключению, что его модель сегодня, как и раньше, разумеется в модифицированной форме, остается актуальной и сохраняет свою действенность для обновленной, столь необходимой активизации адвентистского движения в центральной и северной Европе. Остается надеяться, что эта книга не только поможет сохранить интерес читателя к истории адвентизма в Европе, но также будет способствовать лучшему и более глубокому пониманию сути Церкви адвентистов и сможет доказать обоснованность существования адвентизма как всемирного миссионерского движения, имеющего особое эсхатологическое поручение.

Вена, 1985

Фриденсау, 1998

(3-е исправленное и расширенное издание)

Д. Хайнц

Введение

Исторические и теологические предпосылки

В течение 18 и 19-го веков среди христиан различного конфессионального происхождения, берущих за основу своего вероучения Библию, произошло пробуждение ожидающих Второго пришествия Христа. Ведущей фигурой этого движения в Америке был баптистский рядовой проповедник Вильям Миллер (1782-1849). После многолетнего систематического исследования Библии он порвал со своей в то время очень популярной прогрессивной верой в наступление лучшего будущего и пришел к убеждению, что история человечества близится к своему концу, который наступит при Втором пришествии Христа. В этой связи ему пришлось сопоставить 2 хилиастические модели: а) католическое учение о постмиллениуме, вытекающее из учения Августина и отождествляющее тысячелетнее царствование Христа с господством церкви в этом мире; б) с протестантским учением о постмиллениуме, исходящим из учения англиканского богослова Витби, согласно которому Второму пришествию Христа предшествует т.н. "золотая эпоха". Во время этого периода папство будет уничтожено, евреи обратятся в новую веру, и для церкви наступит период расцвета. И лишь Миллеру удалось по новому осветить библейское учение о скором Втором пришествии Христа и учение о премиллениуме.1

К этому убеждению он пришел изучая пророческое слово. На основании принципа исторической интерпретации, он пришел к выводу, что не все библейские пророчества исполнились во время существования старой церкви (претеризмус) или будут иметь место только лишь в отдаленном будущем (футуризмус), а непосредственно относятся к его (Миллера) временному периоду.

В основе этой историко-церковной системы толкования, которая позднее сыграла важнейшую роль в учении адвентистов седьмого дня, и особенно в мировоззрении Конради, лежат важные библейские высказывания. Например, это вера в то, что существуют истинные пророчества о будущем, в то, что ветхозаветная апокалиптика книги Даниила, которую библейская критика относит к Маккавейскому периоду до христа, выходит за рамки указанного периода, что в исполнении пророчеств есть определенная последовательность (мировая империя, время Антихриста, Божье царство), и что это наступающее царство Христа будет последним, универсальным деянием Бога, прекращающим ход мировой истории. Миллеру не удалось избежать однобокости и крайностей в применении этого принципа толкования Библии.

1 Учение о премиллениуме утверждает, что Христос возвратится еще до наступления периода тысячелетия в противовес различным точкам зрения о постмиллениуме, которые назначают возвращение Христа на время после тысячелетнего периода.

Он полагал, что возможно установить дату Второго пришествия Христа, и что это пролизойдет в 1844 г. После начального периода, на протяжении которого Миллер сохранял молчание, в 1839-1844 г.г. он с особым усердием успешно обнародовал свои новые познания. Он и его последователи, так называемые миллериты, не могли избежать искушения толковать апокалиптическое пророчество как книгу, инспирированную Богом. В результате они заменили экзистенциальную интерпретацию библейского пришествия хронологической, причем определяющим временным фактором для их толкования стала современная им эпоха.

После того как в 1844 году Второе пришествие не состоялось, милле-ритское межконфессиональное движение постепенно распалось. Небольшая группа, сплотившаяся вокруг Джеймса и Елены Вайт, Хирама Эдсона и Джозефа Бейтса, пришла к выводу, что пророческое исчисление Миллера относится не ко Второму пришествию Христа, а к другому событию - к кульминационному моменту искупительного служения Христа в качестве нашего Защитника в небесном святилище. Исходя из этого, они развили библейское учение о предварительном судебном следствии. Они также пришли к выводу, что дату Второго пришествия вычислить невозможно. Несмотря на это они продолжали твердо придерживаться убеждения о скором пришествии Христа. Наряду с этим они признали особое значение субботы как дня покоя, установленного Богом. Так, укрепленная пророческим служением Елены Вайт, начала свое существование всемирная Церковь адвентистов седьмого дня (сокращенно: АСД). Как уникальная миссия так и причина её существования нашли отражение в названии церкви. Адвентисты седьмого дня считают своим долгом осуществление своей двойной миссии: первое - через свою живую веру в скорое Второе пришествие Христа они желают обратить внимание на божественное решение проблем нашего мира (миссия пробуждения), и второе - реформационноя миссия - учением о субботе показать, что в конце концов, только повинующиеся Богу христианство устоит перед судом Всевышнего. В этом отношении ориентированная на миссионерское движение церковь АСД, имеющая в настоящее время более 10 мил. крещенных членов, живущих на территории 204 государств мира, превратилась в самое распространенное протестантское миссионерское общество в мире.

Наши рекомендации