Восстановление храма (3, 1-13).

3, 1-6. Сооружение жертвенника. В седьмой месяц первого года по возвращении "сыны Израилевы" соорудили жертвенник, чтобы приносить на нем жертвы Господу, "как написано в законе Моисея". После этого они совершили праздник Кущей, последний из трех главных праздников года, отправляемый 15-21 дни седьмого месяца тишри, то есть в начале октября.

3, 7-13. Основание храма. Во второй месяц второго года, то есть, вероятно, в 535 г. до Р. Х., было положено основание храма Господня. Как иво время Соломона, необходимый для строительства лес покупали у тирян и сидонян. Народ по-разному реагировал: священники с трубами и левиты с музыкальными инструментами торжественно славили Господа псалмопением "по уставу Давида", "многие из народа громогласно восклицали от радости". Однако люди старшего поколения, видевшие первый храм, громко плакали, вспоминая великолепие Соломонова храма.

Работу возглавляли первосвященник Иисус, сын Иоседеков, и светский правитель Иудеи Зоровавель, внук плененного в Вавилон царя Иехонии (1 Пар. 3, 17-19). В гл. 3, стт. 2 и 8, они упоминаются вместе в повествовании о сооружении жертвенника и основании второго храма, но в 5, 16 закладка основания храма при Кире в 535 г. приписывается Шешбацару, а возобновление строительства храма во второй год Дария Гистаспа, то есть в 520 г., в 5, 2 приписано Зоровавелю. Некоторые экзегеты считают, что речь идет об одном лице, носившем два имени (подобно Даниилу и трем юношам), другие считают Шешбацара и Зоровавеля разными лицами и полагают, что в 3, 2 ошибочно поставлено имя Зоровавеля вместо Шешбацара.

Столкновение с самаряиами (4, 1 – 6, 22).

Общие замечания. Отрывки 4, 7 – 6, 18, а также 7, 12-26 написаны не на древнееврейском, а на арамейском языке, который был официальным языком персидской империи. Основной матери­ал этого раздела состоит из официальных документов, хранившихся, по-видимому, в храме и введенных в повествование священным редак­тором. Вероятно, этим объясняется хронологическая трудность этогоотдела, в котором различные этапы столкновений с самарянами соеди­нены в одну общую картину возрастающего сопротивления врагов. Свя­щенный историк, по-видимому, поставил главной целью показать, что восстановление храма было воистину чудом Божественного Промысла. Он воссоздает сложную картину препятствий, с которыми столкнулись репатрианты по возвращении: их зависимость от поддержки персидских властей, скудость средств в создавшейся ситуации, интриги врагов, наконец, разочарование и апатия, тормозившие дело восстановления. Но все эти отрицательные факторы превозмогла пламенная вера, кото­рая давала необходимые силы довести дело до конца.

4, 1-21. Временная остановка строительства храма. Расширение ра­бот по восстановлению храма и стен города привлекло внимание тех народов, которые заселили земли, когда-то принадлежавшие южным и северным коленам израилевым.

Отвержение иудеями предложенной самарянами помощи при строитель­ство храма объясняется целым рядом причин: исконной враждой между северным и южным царствами, полуязыческим происхождением самарян, сомнением в их правоверии, кроме того, экономическими и другими мо­тивами (4, 1-5). Следствием отказа явилась сильная оппозиция со сто­роны самарян и остановка строительства храма, продолжавшаяся во все годы царствования Кира иего преемника Камбиза до Дария I Гистаспа, при котором храм был завершен. Но вражда и интриги самарян не пре­кратились и после этого. Так в начале царствования Ахасвероша (Ксерк­са I) враги репатриантов вновь обвиняли их перед персидским двором. Сущность этих обвинений не приводится, так же как и реакция на них (4, 6). При Артаксерксе I самарянские начальники выдвинули обвинение в измене иудеев, мотивируя тем, что в городе восстанавливаются сте­ны. Обвинение это повлекло за собой приказ приостановить реставра­цию стен. При исполнении царского эдикта самаряне "сильною воору­женною рукою" добились прекращения строительных работ (4, 23).

Возобновление и завершение строительства храма (5, 1 – 6, 22).

Во второй год Дария I Гистаспа (522 – 486), то есть примерно в 520 г, в 16 год после возвращения репатриантов, под влиянием про­поведи пророков Аггея и Захарии, Зоровавель и. первосвященник Иисус возобновили строительство храма. Когда весть об этом дошла до Фафная, сатрапа Заречной области, в которую входила Иудея, он прибыл в Иерусалим, чтобы на месте выяснить законность дела. Вответ на его запрос из персидской столицы пришел благоприятный указ Дария, подтверждающий указ Кира относительно храма, с разрешением выделять необходимые для храма материальные средства "из имущества царско­го". Через пять лет после возобновления работ храм был окончен в месяце адаре (февраль-март) 515 года (5, 8 – 6, 15) и торжественно освящен (6, 16-18). Через месяц после освящения храма народ торжест­венно отпраздновал Пасху в 14-й день нисана 515 г. до Р. Х.

Второй Иерусалимский храм просуществовал до 70 г. по Р. Х. (585 лет). Ирод Великий расширил и укрепил здание храма, и в этом обнов­ленном храме проповедовал и совершал чудеса Господь Иисус Христос.

II. ПРИБЫТИЕ ЕЗДРЫ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 7 – 10 глл.

Во второй части книги описываются события, связанные с прибыти­ем из Вавилона в Иерусалим священника и книжника Ездры через 57 лет после освящения храма. Эти годы (515 – 458) в книге обходятся молча­нием.

7, 1-5. Родословная Ездры. Еврейское имя "Езра" означает "помощь"; вероятно, это сокращенная форма имени Азария = Ягве помогает. Свя­щенник и книжник Ездра происходил из первосвященнического рода и был правнуком первосвященника Хелкии, который за 130 лет до описы­ваемых событий вдохновил проведение великих реформ при Иосии (l Езд. 7, 1; 4 Цар. 22, 8).

7, 6-28. Официальное назначение Ездры, о котором говорится в этом отрывке, датируется 7-м годом Артаксеркса, имя которого точнее не определяется. Вероятнее всего, это был Артаксеркс I Лонгиман (464 – 423), и в таком случае Ездра получил указ и прибыл в Иерусалим в 458/7 г до Р. Х., на 13 лет ранее Неемии, получившего назначение в 20-й год этого царя (444 г. до Р. Х.).[7] Возможно, что до возвращения на родину Ездра был облечен официальными полномочиями чиновника персидской администрации. Указ Артаксеркса предоставлял Ездре полномочия отвести на родину новую партию репатриантов, ко­торые еще жили в вавилонских областях, и устроить жизнь всех воз­вратившихся по религиозным принципам иудейской общины. Артаксеркс одарил его золотом, серебром и сосудами для Иерусалимского храма, а также предоставил право требовать от персидских чиновников за Евфратом значительных пособий "для дома Бога небесного" как день­гами, так и материалами. Кроме того, лица, связанные с культом и храмом, освобождались от податей. Указ Артаксеркса заканчивается предписанием Ездре назначать правителей и судей, внедрить Закон в жизнь народа и учить ему тех, кто не знаком с ним; нарушителей же "закона Бога" строго наказывать.

8, 1-36. Сбор возвращающихся и их прибытие на родину. Перечис­лив репатриантов, Ездра описывает собрание у р. Агавы всех доброволь­цев и специально призванных из левитов для служения в храме и их помощников, называемых "нефинеями", потомков древних гаваонитян. Перед отправлением в путь Ездра провозгласил пост, "чтобы смирить­ся" и просить у Господа благополучного пути, ибо он отказался от охранного отряда, так как больше надеялся на Бога, чем на персидских всадников. Сокровища, пожертвованные для храма, он объявил святыней Господней и препоручил их двенадцати священникам и двенад­цати левитам. Путешествие 1.500 репатриантов во главе с Ездрой за­няло около четырех месяцев. После трехдневного пребывания в Иеру­салиме, необходимого для роспуска каравана, Ездра сдал сокровища в храм и, наконец, вручил персидским сатрапам и областеначальникам указ Артаксеркса относительно его миссии.

Меры Ездры против смешанных браков (9, 1 – 10, 44).

9, 1-15. Скорбь Ездры и его молитва. Ездра повергся в глубокую скорбь, когда узнал о том, что вопреки запрещению Закона, многие евреи вступили в брак с женщинами-иноплеменницами, пребывающими в идолопоклонстве. Через эти браки и в народ Завета снова стало проникать идолопоклонство, за которое они многократно были облича­емы Богом через пророков, претерпели катастрофу 586 г. и были пле­нены в Вавилон. Потрясенный Ездра в разодранной одежде просидел до вечера, окруженный собравшимся народом. Во время вечернего жерт­воприношения он обратился ко Господу с усердной коленопреклоненной молитвой, в которой исповедовал грехи народа.

10, 1-44. Меры Ездры. Некий Шехания исповедал перед всеми и от имени всех вину народа. Народ предложил заключить завет и дать клятву прекратить зло смешанных браков. Подготовившись постом и молитвой, Ездра созвал всенародное собрание в Иерусалим под угрозой конфискации имущества в случае неявки. Для рассмотрения дел виновных была назначена особая комиссия предварительных расследований; окончательный же суд, вероятно, осуществлялся в Иерусалиме. Данный отдел и всю книгу завершает список вступивших в брачные отношения с соседними языческими народами-идолопоклонниками, в котором на первом месте стоят первосвященнические сыновья. Критики нередко осуждают Ездру за его суровые меры, но многие экзегеты считают, что только благодаря им можно было противостоять новому вторжению идолопоклонства.

В Неем 8 – 9 повествуется о чтении Ездрой книги Закона на всенарод­ном собрании, созванном Неемией в Иерусалиме в праздник Кущей. По свидетельству Иосифа Флавия, Ездра умер в Иерусалиме в глубокой старости и был с почестями похоронен.

Указ Артаксеркса I, данный Ездре в 7-й год царствования (458/7 до Р.Х.), имеет важное значение в связи с тем, что ряд православных экзегетов с него начинают счисление седмин пророка Даниила (Дан. 9, 24-27).

КНИГА НЕЕМИИ.

Разделение и содержание.

Книга Неемии обнимает время от 20-го года Артаксеркса I до 32 года его правления (444 – 432). По содержанию она разделяется на три части, обнимающие главы 1 – 7; 8 – 10; 11 – 13.

В 1-й (1 – 7 глл.) говорится о возвращении Неемии из Персии в Иерусалим во главе партии репатриантов и восстановлении им городских стен в условиях интриг и противодействий самарян во главе с Санаваллатом) .

Во 2-й части (8 – 10 глл.) описывается чтение Ездрой закона на всенародном собрании в Иерусалиме в праздник Кущей и покаяние наро­да.

В 3-й части (11 – 13 глл.) излагается исчисление жителей иерусалимских, освящение восстановленных стен и устранение новых беспо­рядков в жизни послепленной общины.

Наши рекомендации